Появление календаря хиджры

Календарь - это выражение восприятия точного времени и желание воспользоваться определенным планом. При детальном рассмотрении календарей становится ясно, что у всех народов, от майя на западе до египтян на востоке, календарь использовали как измеритель времени и при составлении принимали за основу постоянные и переодические передвижения таких небесных тел, как солнце и луна. Таким образом, наряду с многочисленной пользой, как указано и в Коране, солнце и луну использовали при вычислении и подсчете времени. Календари, основанные на постоянном или периодическом передвижении небесных тел можно разделить на три вида:

1- Солнечный календарь: принято считать что впервые этим календарем пользовались египтяне.

2- Календарь луны и солнца: годовой цикл данного календаря одинаковый с солнечным календарем. Месяцы же, по мере возможности, установлены в порядке с началом  и концом лунного месяца. Для начало нового года в один и тот же сезон, в три года один раз к лунному году необходимо прибавлять один месяц. Только вот, в лунном году на одиннадцать дней меньше, чем в солнечном году. Это составляет один месяц в три лунных года

3- Лунный календарь - составляется по различным формам луны, наблюдаемых с земной поверхности; вернее за основу принимаются передвижение луны.

I. Календарь доисламского периода

Звезды, для людей доисламского периода служили для определения дорожных путей ночью, получения сведений относительно метереологических событий и климатических изменений. В результате повседневных наблюдений была установлена связь между передвижениями звезд и погодой с сезонами. В результате этого появилась наука народной астрологии и метереологии "энва" (ильмюл-энва).

У арабов лунный год состоит из 354 дней и 12 месяцев. Название лунных месяцев близкого к исламу и исламского периодов (1-мухаррaм, 2- сафар, 3- раби' аль-авваль, 4- раби'аль-ахир, 5- джумада аль-авваль, 6-джумада аль-ахир, 7- раджаб, 8- шабан, 9- рамадан, 10- шавваль, 11- зу-ль-ка'да, 12- зу-ль-хиджа) было перенято из естественных положений природных сезонов. Насколько бы менялось время лунных месяцев  постоянные названия были определены под вдохновением от  естественного положения. Например, впервые название месяцы Джумад (джумада аль-авваль джумада аль-ахир) было определено во время застывания воды в солнечный год. Впоследствии, несмотря на изменение мест лунных месяцев, на нахождение в жаркий летний период, данные имена продолжали использоваться. В доисламский период первый месяц года был месяц мухаррам. Месяца  сафар, раби' аль-авваль, раби' аль-ахир, джумада аль-аввал, джумада аль-ахир, шабан, рамадан и шавваль были постоянными месяцами (ашхурун итийадийа); месяцы зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджа, махаррам и раджаб были запретными, мирными и благодатными месяцами (ашхурун арбаатун хурум).  По причине следования друг за другом месяцы зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджа и мухаррам были в классе "серд", а месяц раджаб из-за единственного числа назывался "ферд". Обычай "запретных месяцев" был перенят арабами доисламского периода из законов  пророков Ибрахима и Исмаила. При наступлении этих месяцев, как дань уважения, прекращались все военные действия и любые недоразумения. Этим правилам подчинялись и бедуины, которые зарабатывали себе на жизнь нападением на караваны, в поисках воды и пастбищ вступали в стычки между собой. Помимо этого, по причине разницы в одиннадцать дней лунного календаря, сезон хаджа наступал не в определенные дни зу-ль-хиджи, а в дни удобные для них самих; в подходящие с точки зрения погодных условий и торговли. При подсчете применяли стиль неси.

В заключении, арабы доисламского периода обладали богатой традицией в наблюдении за небесными телами, использовали время в очень широком спектре и применяли лунный календарь.

 

II. Календарь в золотой век (Аср аль-Саадат)

Вместе с хиджрой Пророка и мусульман в Медину открылась новая страница в мировой истории. Ислам, который изменит направление в истории мира, нашел себе убежище, пристань. Медина превратилась в центр, способный влиять на положение мировой истории. Хиджра, наряду с тем, что дала название началу Исламского календаря, так и события, связанные с календарем в основном появились после хиджры.

а. Коран и календарь:

Коран поощряет исследование небесных тел и заключает в себе необходимые данные для создания и развития науки времени. В Коране часто употребляются термины времени для привлечения внимания к времени.

Предпочтение Исламом лунного календаря основано на том, что оно более подходит религиозным целям и  способствует установлению справедливости. Сейид Хусейн Наср данное положение характеризует следующим образом: "Ислам воспринял арабский лунный календарь. Это календарь, который до сегодняшнего дня определяет ритм религиозных обрядов мусульман. Коран этим айятом заранее предопределил способные возникнуть в будущем проблемы и запретил возможные добавления. Такие основные обряды, как пост и намаз, определяются по времени восхода и заката солнца. Помимо всего этого, Ислам это вера мирового уровня, последователи которого живут в различных географических местах. В данных местах природные условия и длина дневного периода имеют отличия друг от друга. Если бы лунный год был без изменений оставлен в солнечном году, то произошла бы огромная несправедливость. В результате этого, мусульмане одной местности всегда бы соблюдали пост в длинные дни или же на протяжении всей жизни были бы вынуждены соблюдать религиозные обряды в более тяжелых условиях.  Запрет на подобное был способен сохранить божью справедливость среди правоверных".

б. Календарь в период  Пророка:

Вместе с установлением фарза на уразу и жертвоприношение во 2-ом году хиджры, появилась вынужденная необходимость использовать лунный календарь.

Составление календаря хиджры заняло определенный период времени и последнюю форму принял в период Умара. После хиджры Посланника Аллаха в Медину, мусульмане стали считать месяц совершения хиджры - раби'аль-ахир- за начало истории. Первый месяц этого календаря раби'аль-ахир, а последний сафар. Его можно назвать "официальный календарь хиджры" или "основной календарь хиджры".  Досточтимый Умар придал последний вид этому календарю и способствовал появлению официальности данного календаря. Самое основное событие относительно календаря в период Пророка - это конец неси на 10-ом году хиджрета в месяц зу-ль-хиджа. Пророк в Прощальной проповеди убрал признак (неси), который растраивал естественное положение лунного года. Таким образом, был принят независимый от солнечного календаря, основанный  на передвижении луны, лунный календарь.  

в. Определение официальности календаря хиджры:

Как было ранее сказано, несмотря на то, во время Пророка Мухаммада были предприняты важные решения относительно календаря, проблема календаря не была завершенна в определенной форме. Это состояние продолжалось вплоть до периода досточтимого Умара. Во время правления халифа Умара в короткое время расширились границы Исламского государства; мусульмане стали чаще вступать в религиозные, политические отношения и в связи с различными цивилизациями; другие нации широкими массами стали вступать в ряды Ислама; началось увеличение официальных межгосударственных и цивилизованных отношений; военные отношения приняли широкий характер; доходы государства заметно возросли. Парарельно этим событиям, во время халифата Умара стали основываться государственные организации, создали советы (диван), появилась необходимость датировать документы. 

О этой необходимости некоторые сахабами сказали халифу. Досточтимый Умар собрав своего рода государственный совет из передовых асхабов обсудил с ними проблему календаря. На этом собрании были сторонники принятия иностранного календаря, но их предложения не нашли должной поддержки. В результате глубоких обсуждений было решено официально принять хиджру Посланника Аллаха за начальную дату и считать раби аль-авваль первым месяцем года лунного календаря. Календарь хиджры был официально принят на 16 или 17 году хиджры 15-го числа месяца раби аль-авваль. Как указал Ибн Кутейбе в "неофициальном лунном календаре" первым месяцем был раби аль-авваль, а в "официальном календаре хиджры, следуя старой традиции первым месяцем года был оставлен месяц мухаррам". Таким образом удалось избежать еще одного недоразумения в календаре. Другой причиной послужило, явление этого месяца первым месяцем после сезона хаджа на Аравийском полуострове, первым рабочем месяцем года. Сахабы при определении начала истории Ислама остановились на четырех альтернативах:

  • рождение Пророка,
  • пророчество Пророка,
  • хиджра Пророка,
  • смерть Пророка.

Сахабы, несмотря на возможность принять любой из данных вариантов, посчитали лучшем признание времени хиджру за начальную дату в истории. Так как, они не могли с точностью определить рождение и пророчество Пророка Мухаммада, а время смерти Пророка повергло всех в глубокую печаль, вернее с точки зрения человеческой психологии это было неподходящим явлением. В заключении, асхабы, однозначно приняли хиджру за начала истории Ислама

В конечном счете, лунный календарь хиджры образовался в результате некоторых поправок лунного календаря Мекки и приняв последнюю форму и официальный статус во времен досточтимого Умара перешел в основное использование.