38 - Прощальный Хадж и Прощальная Проповедь

 

Хадж аль-Вада и Хутбат уль-Вида
 
Известно, что Посланник Аллаха в каждую ночь месяца рамадан встречался с Джабраилом и читал ниспосланные айаты Священного Корана. На 10-ом году хиджры (декабрь 631 года) Джабраил прочитал с Пророком Священный Коран два раза. Пророк принял это как признак близкого конца и поделился своей мыслью с дочерью Фатимой. Вместе с этим, Пророк Мухаммад каждый рамадан десять дней проводил в уедении, а в этот последний свой рамадан уединился на двадцать дней. 
 
В тот же год (10/632) Пророк Ислама пожелал совершить хадж вместе со всеми правоверными. 26 зу-ль-ка'да 10 (23 февраля 632 года) вместе с женами, дочерью Фатимой, мухаджирами, ансарами и представителями племен, прибывших в Медину, вышли в путь. В Зу-ль Хуляйфе они одели ихрам. 4-го дня месяца зу-ль-хиджа Пророк Мухаммад вместе со всеми поломниками, верхом на своем верблюде Касва (Кусва), вошли в Мекку. После совершения умры, он остановился в шатре, сооруженном для него, в долине Абтаха. 8-го дня зу-ль-хиджи в четверг Пророк Мухаммад покинул Мекку и достигнув  долины Мина остановился там на ночлег. 9-го дня зу-ль-хиджи в пятницу, после восхода солнца группа поломников через Муздалифу выступили в сторону долины Арафат. Пророк Мухаммад остановился на ночлег в Намире. К обеду Пророк Мухаммад обратился с речью к асхабам, число которых превышало 120.000 человек. Данная речь известна под названием Хутбат аль-Вида (Прощальная Проповедь).   
 
После приветствия и благодарности к Аллаху, Пророк Мухаммад подчеркнул, что  все люди являются рабами Аллаха и родились они от  своих родителей. Несмотря на цвет кожи, расу или социальное положение, все люди равны и имеют одинаковые права. Перед Аллахом мерой измерения превосходства людей служит только и только "таква". Посланник Аллаха особое значение придавал правам человека и требовал соблюдать права совести, неприкосновенность жизни и имущества, не наносить вреда другим и избегать харама, оставаться верным аманату и соблюдать права и обязанности по отношению к супругам, другим членам семьи и соседям. Также, по словам Пророка Мухаммада важным фактором является братсво и единство мусульман. Пророк Ислама особо подчеркнул важное значение Священного Корана и сунны, как источников истины и необходимость следовать столпам ислама - намаз, пост, зякaт, хадж. Пророк Ислама еще раз напомнил последователям об упразднении некоторых обычаев, традиций, институтов и применений периода Джахилийа. Обращаясь к слушавшим его последователям Пророк Мухаммад часто спрашивал "Сообщил ли  я вам истину Аллаха?" и получив их подтверждение Пророк Мухаммад попросил засвидетельсвовать Всевышнего Аллаха "О Господь будь свидетелем! О Господь будь свидетелем!". Этими словами Посланник Аллаха закончил свою речь. Пока Пророк Мухаммад находился на Арафате был ниспослан айат, в котором говорится, что ислам - самая угодная Аллаху вера: "Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (ислама), и проявил сполна Свою вам милость, и изволением Своим назначил вам ислам..." (аль-Маида, 3/5).  
 
После этого, Пророк Мухаммад вместе с Усамой бин Зейдом, сидящим на задней луке седла верблюда Пророка направились из Арафата в сторону Муздалифы. Вечерний (аль-магриб) и ночной (аль-иша) намазы Пророк совершил на Муздалифе. Пророк Мухаммад остался на Муздалифе до рассвета и после утреннего намаза (аль-шурук) достигнув Джамры аль-Акаба совершил обряд бросания камней (бросать семь камней в шайтана и при этом каждый раз произносить такбир). Затем Пророк Мухаммад перешел на высоту Мина и после речи, обращенной к асхабам принес в жертву Аллаху свое жертвенное животное. После этого, Пророк Мухаммад побрился, вышел из ихрама и совершил таваф вокруг Каабы. Затем вновь вернулся на Мину и закончил обряд бросания камней в шайтана. На следующий день он вернулся в Мекку и до захода солнца совершил прощальный таваф (таваф аль-вада). На пятый день Ид ал-Адхи поломники, за исключением прибывших из Мекки и Медины, с разрешения Пророка Мухаммада возвратились на родину. Вслед за ними и Пророк Мухаммад вместе с мухаджирами и ансаром, совершивший хадж и обучивший мусульман обряду исполнения хаджа, возвратился в Медину.   
 
В своем обращении на Арафате Пророк Мухаммад сказал: "возможно после этого мы больше не встретимся с вами здесь" и скорой смерти после этого, данный хадж принято называть "Хадж аль-Вада", а обращение "Хутбат уль-Вида". Необходимо подчеркнуть, что во время хаджа Пророк Мухаммад произнес несколько речей в различных местах.