Какие имена изменил Пророк Мухаммад?

Имя является наиболее очевидным символом, обеспечивающим узнаваемость личности и отличающим ее от других индивидуумов. Поэтому собственное имя человека является тем словом, которое он в своей жизни слышит чаще всего. По этой причине каждый человек хочет иметь красивое имя.

Требовательность, которая в Исламе предъявляется выбору красивого имени при наречении, является естественным продолжением крайней прихотливости в этом деле, которую демонстрировал своим поведением Пророк Мухаммад1.  Именно ему принадлежат слова, оказавшие решающее влияние на формирование такого подхода к выбору имени: "В Судный день вас будут вызывать как по вашим именам, так и по именам ваших отцов; поэтому нарекайте себя красивыми именами"2. Священный хадис показывает, что имянаречение одновременно имеет и потустороннее измерение.

Ислам придавал столь большое значение наречению ребенка красивым именем, что признал это дело одной из возложенных на его отца обязанностей.

Имена, которые давал Пророк Мухаммад и их особенности:

Сподвижники приносили своих новорожденных детей к  Пророку Мухаммаду, дабы он благословил их и произвел обряд тахник (т.е. новорожденного приносили к Посланнику Аллаха еще до того, как мать давала ему грудь. Посланник Аллаха брал малыша на руки, затем потирал его небо кусочком финика, который он до этого размягчал во рту. После этого Посланник Аллаха возносил молитву и давал ребенку имя. В исламском вероисповедании эти действия получили название тахник). Так сподвижники давали имена своим детям. Самым очевидным мотивом, лежащим в основе выбора того или иного слова при наречении именем, является надежда на благо и добро. И действительно, при взгляде на имена, которые Пророк Ислама давал новорожденным бросается в глаза то, что они, в общем, представляют собой имена таких древних пророков, как Ибрахим, или же имена, добавленные к имени Аллаха или к одному из Его качеств, как например, Абдуллах и Абдурахман.

Можно говорить о том, что наречение именами пророков исходит, в общем, из желания следовать их путем или, как минимум, является мотивом для  формирования такого стремления и ожидания. При оценке с другой точки зрения, уместно говорить о том, что, поскольку пророк  Ибрахим является предком Пророка Мухаммада, то наречение такими именами преследует цель напоминания о древних пророках, способствует тому, чтобы о них помнили, не забывали их и хранили о них живую память.

Причину любви Аллаха к таким именам, как Абдуллах и Абдурахман можно объяснить следующим образом: в имени Абдуллах присутствует признание преданного служения Богу и  абсолютной покорности Ему. А что касается имени Абдурахман, то в нем присутствует признание милосердия, которое охватывает все создания.

Имена, измененные Пророком и их особенности:

В именах, измененных  Пророком Мухаммадом, бросаются в глаза три  главные особенности:

а. Имена с плохим значением: Посланник Аллаха заменил имена, которые были некрасивыми с точки зрения присущего им значения. Например, Пророк Мухаммад был недоволен именем, которое один из ансаров по имени Усай дал своему сыну3. Сказав: "Назови его Мунзир"4, - Пророк повелел заменить прежнее имя. Абу Давуд (ум.275/888) поведал о том, что Посланник Аллаха заменил имена Аси, Азиз, Аталя, Шайтан, Хаким, Гураб, Хубаб, Шихаб. Шихаба он заменил на имя Хишам, Харби - на имя Силм, Муздаджи - на имя Мунба`ис. Он сообщил также и о том, что имя Афира, которое носил один из местных жителей, было заменено Пророком на имя Хадира, имя другого человека Ши`бу-д-Даляля на Ши`бу-л-Худа; имя Бану-з-Зинья на Бану-р-Ришда; Имя Бану Мугвийа на Бану Ришда5.

Вне всякого сомнения, Пророк заменил эти имена по причине присущего им отрицательного смысла и неблагозвучности. Так, имя Хаким - это одно из имен Аллаха; Хубаб - это название дьявола или одного из видов змей; имя Шихаб не нравилось ему по той причине, что ему присуще значение пламенного горения6.

Правда состоит в том, что, хотя некая вещь поначалу может и не неприемлемой, но по мере привыкания к ней, прежняя реакция и чувствительность по отношению к ней угасают, и, в конце концов, она становится нормой. Обратив наше внимание на эту врожденную особенность человека, мы как никогда остро осознаем верность поговорки, которая гласит: "ожидание беды хуже самой беды". На самом деле, происшествие может иметь ограниченный характер, а потому и негативные последствия его будут малы. Что касается чувства, то, если оно возникает, то широко распространяется и превращается в норму, то в этом случае и урон, нанесенный этим чувством, будет велик.

Вопреки изложенному выше критерию, согласно которому такие имена, как Азиз, Кадир, Самад, бытующие в нашем языке, являются вызывающими, ими  все же продолжают называть детей.  Но эти имена являются сокращениями от  имен Абдулазиз, Абдулкадир, Абдуссамад. Фактически, имена Азиз, Кадир, Самад это имена Господа Истины. Посланник Аллаха считал непозволительным давать имена, входящие в эту группу, и при каждой своей поездке изменял такие имена7. Самым подходящим способом изменения такого рода имен будет использование их не в форме, к примеру, Азиз, но в форме Абдулазиз, то есть с прибавлением к ним слова «абд» (раб), подчеркивающего, что носитель этого имени является рабом Аллаха.

б. Замена имен с красивым смыслом на имена с лучшим значением: Среди имен, измененных Пророком Мухаммадом, помимо имен с дурным значением или имен, противоречащих принципу единобожия, есть и такие имена, которым присущ хороший смысл. Если мы проанализируем в общих чертах имена, которые, имея хорошее значение, были все же заменены Пророком, то увидим, что это были такие имена, которые, вопреки присущему им хорошему смыслу, вызывали негативный эффект по отношению к людям, которые их носили, и к их окружению.

Например, Пророк заменил имя Барра, которое имеет значение "хороший человек, человек без недостатков, непорочный" на имя Зайнаб. В уме человека, носящего такое имя, может сформироваться некое чувство самовлюбленности. Это чревато ничем иным, как оказанием негативного влияния на характер человека, который носит такое имя. Заменяя это имя, Пророк сказал о нем следующее: "Аллах лучше всех знает лучших из вас". Словами "Не приписывайте себе невинности"8, он мотивировал изменение хорошего имени на другое хорошее имя. Смысл этого заключается в следующем: "Не считай себя хорошим только по той причине, что ты носишь имя Барра! Аллах лучше, чем кто бы то ни был, знает, кто хороший"9 . Согласно преданиям, имя Барра носила Зайнаб бинт Абу Салама. Ходили слухи, что она восхваляет себя. Именно поэтому Пророк назвал ее Зайнаб10. Следовательно, отрицательный момент в данном случае заключается не в значении имени. Можно говорить о том, что дело заключается в противоречии айату: "Не приписывайте себе чистоты. Лучше знает Он (Аллах), кто богобоязнен (чист)"11. Таким образом, неприемлемыми являются имена, которые противоречат исламской этике, внушают человеку чувство гордости, высокомерия и вводят в заблуждение.

в. Имена, несоответствующие тавхиду (единобожию): Давая новорожденным такие имена, как Абдуллах и Абдурахман, которые отражают единобожие и покорность Аллаху, Пророк Мухаммад подчеркивал, что Аллах больше всего любит такие имена12. Он также говорил, что самыми противными для Аллаха являются диаметрально противоположные имена, такие, как "Малику-л-Амлак" (Властелин богатства)"13. Причину этого он объяснял тем, что: "Нет Властелина, кроме Аллаха"14. Как видно из сказанного, имена такого рода идут вразрез с принципом единобожия и заключают в себе прямо противоположную  тому идею ширка, признавая существование кого-то или чего-то равного Аллаху.

Законоположение об имянаречении и ответственность за это:

Наречение ребенка красивым именем является важной обязанностью, ответственность за исполнение которой возложена на родителей ребенка. Крайне нежелательно (макрух) давать детям некрасивые имена с плохим значением. Использование же таких имен, как Малику-л-Амлак запрещено категорически (харам), ибо сообщаемая в хадисе угроза мучительным наказанием выражена очень сильными и вескими фразами. Положение о категорическом запрете относится и к другим именам с подобным смыслом.

Наказ о наречении красивым именем касается тех, кто правомочен проводить этот обряд. Никто не дает себе имя сам. Ведь в самом начале, когда ребенок получает имя, он еще не обладает силой и способностью для этого. Именно поэтому ответственность, в этом случае, лежит, прежде всего, на его родителях.

Законоположение об изменении имени:

Можно разделить на три основные группы имена, которые противоречат тавхиду, имеют дурной смысл или же, при хорошем значении оказывают отрицательное влияние на чувства, и, следовательно, подлежат изменению.  Прежде всего,  сунной и крайне желательным фактором является наличие у  имени хорошего значения. Категорически запрещено использование имен, идущих вразрез с тавхидом. Такие имена нельзя давать ни в коем случае. Но если  такое имя было дано по причине неведения, то его следует изменить.

Так, принятие Абдуллахом б. Салямом новой религии, приведшее к изменению его имени, может вызвать вопрос: "Должен ли каждый, кто выбирает новую религию, менять свое имя?" Исходя из упомянутого примера, на такой вопрос можно дать отрицательный ответ. В таких случаях важно то, какое значение имеет имя. Если ему присуще красивое значение, если имя не противоречит постулатам веры,  если оно не оказывает на человека, который его носит, отрицательного влияния, то нет нужды менять его. Имя нужно менять только в том случае, если оно несет на себе отпечаток, дух прежней религии.