При чрезвычайных условиях необходима высокая нравственность

 

Eстественно, что весь мир  переживает очень трудные дни,  полностью сосредоточтесь на вопросах о здоровье. Рекомендуемые методы профилактики  во время болезни и после болезни, способы предохранения от этой болезни наполняют все информационное пространство.  Давайте взглянем  на эту проблему с другой стороны.

Прежде чем выразить свою точку зрения мы должны вновь вспомнить  свою позицию в отношении тавхида и в результате этого ответить на два вопроса. Первый – зависит ли физическое здоровье  человека от психологического здоровья и психического состояния. Второй – может ли  человек хорошо чувствовать себя хорошо независимо от окружающей его естественной среды. Другими словами, если морально  пришел в упадок можно ли сохранить физическое здоровье. Смогу ли я защитить себя от невзгод, которые вокруг меня?

То, что мы сейчас переживаем показывает, что это невозможно. Главное, вот как мы заботимся о себе точно также должны заботиться о всем человечестве в целом. Именно эта точка зрения и является позицией тавхида, другими словами позицией одного целого, единства. 

Итак, как можно заботиться о всем человечестве человеку с ограниченными возможностями? Есть ли у нас для этого сила? Вот это и есть ключевой вопрос. Потому что в основном мы знаем “что дожны делать”, но  когда доходит до решения  “каким образом это все сделать”  мы путаемся.

Такие явления как война, голод, эпидемии,  землетрясение, пожар затрагивают все общество и даже катастрофа которая охватила весь мир сегодня  в первую очередь требует от нас трезво осознать свое социальное положение. Кем мы являемся на самом деле? Врачом, пожарником, спасателем, руководителем, религиозным деятелем, исследователем или же обладателем своего бизнеса? Что мы знаем о медицине? Что мы знаем о биологии?  Хватит ли у нас знаний чтобы  противопоставить или сравнить сведения, которые доходят до нас  чтобы в итоге  найти правильное решение?

Если мы не обладаем достаточными знаниями по любому из этих вопросов, наша первая обязанность - не распространять всю информацию, с которой мы сталкиваемся бездумно. Давайте не будем забывать, что неправильная информация распространяется как вирус, выходит из-под контроля и может обернуться и выстрелить в нас, как бумеранг.  В общем то не только  сейчас, всю жизнь надо следовать  словам Пророка Мухаммада “... чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он не услышал” (Муслим, Мукаддима 5).

Если вы профессионал в какой либо отрасли и  при необходимости  игнорируете нужду в ваших знаниях это большая безответственность. Точно такой же большой безответственностью является  проявление повода для заблуждения людей по вопросам в которых вы не компетентны.  Мы, как сознательные граждане обязаны внимательно относиться к профессионалам и молча следовать тому, что они скажут. Потому что, пренебрежение одним единственным правилом может привести к огромному проигрышу. Как говорится один гвоздь подкову, подкова коня, конь воина а воин в итоге войну проиграет. Если вы в позиции гвоздя, то это должен быть крепкий стальной гвоздь.  Вернее, нужно без сомнений следовать предписаниям  компетентных людей. 

Если же рассмотреть на эту проблему  с  религиозной точки зрения  рассмотреть, сразу необходимо подчеркнуть что наши умы под  религиозной отвественностью состоят только из поклонений и некоторых  первоочередных социальных потребностей. Нужно понять и принять что,  если  правила и положения общества не противоречат нормам религии то следовать им,  тоже  является  религиозной ответственностью. Например, если не следовать установленным правилам дорожного движения и в результате этого способствовать чьей либо смерти с вас спросится это в Судный день.  Точно также будет спрос следования правилам жилого комплекса, в котором проживаем. Все, без исключения обязаны следовать общественным соглашениям. Они связывают нас всех. Не обязательно чтобы в нормы этого соглашения были взяты из айатов или хадисов. Достаточно того, чтобы эти нормы не противоречили основным канонам ислама. Это и есть принцип аль-шуры (совет), примеры которого встречаются и  при жизни Пророка Мухаммада.  Промером этому можно назвать совещание шуры перед битвой при горе Ухуд, где  Пророк Мухаммад  несмотря на то, что совет принял неправильное решение  о стратегии битвы все равно последовал этому решению.  Принцип шуры является одним из основополагающих принципов в мусульманском обществе.  

Этот принцип необходимо приспосабливать и на сегодняшний день. Религиозность – это не только следование определенным ритуалам.  Религиозность – это когда уместно следование правительству или местной администрации.   По данному поводу  есть достоверные хадисы: Следует повиноваться правителю, пока он не потребует от человека ослушаться Аллаха.” (Бухари, Ахкам 4; Муслим, Имара 38). Тема отношений между правителем и подопечным  досточно широко  описана в книгах о хадисах и фикхе.

Объясняя мудрость в правилах исламской религии, ученые  говорят, что все положения на самом деле направлены на защиту пяти ценностей.  Эти ценности -  это вера, жизнь, разум, цель и собственность. Очевидно, что если мы не думаем о здоровье, не следим за здоровьем  и не настаиваем на том, чтобы поступать правильно, отбирая силу у нашей веры и пытаясь преодолеть эти трудности, эти пять  ценностей пострадают. Теперь мы можем вернуться к вопросу «как», который мы задавали выше. Как мы можем «заботиться» о нашем мире? Ответ на этот важный вопрос варьируется для всех. Чтобы найти наш собственный ответ, необходимо сначала понять самих себя, свою позицию и вытекающие из этого обязанности, а затем тщательно выполнить это требование. Следовательно, сейчас необходимо выполнить то, что компетентные люди говорят нам, как мусульманину, действуя своим умом, знаниями и убеждениями, и иметь возможность выйти из этого процесса без какого-либо вреда и заслужив милость Аллаха.