10 - Начало открытого призыва

 

С четвертого года пророчества в Мекке начился открытый призыв в Ислам. Первыми и самыми важными к кому с речью обратился Пророк были курайшиты. Курайшиты разместив своих идолов в Каабе и окружении управляли обрядами хаджа и умры, которые не прерывались со времен пророка Ибрахима и Исмаила и поэтому имели важное преимущество и почтение среди других племен. В целях наибольшего воспользования посетителей Каабы они поместили идолы других племен в Каабе окружности. Пророк продолжал призывать в Ислам членов семьи и надежных друзей, трудные дни ожидали его. Потому что ему было поручено не скрываясь от многобожников в открытую и напрямую возвещать о вахйи (Хиджр 15/94) и начинать это надо было с близких (аш-Шуара 26/214). Первым шагом Пророка в этой трудной борьбе, которая продолжалась около двадцати лет, было приглашение всех родственников на угощение. За столом собралось примерно сорок пять человек, представителей групп Бани Хашим и Мутталиб из курайшитов. После еды дядя Абу Лахаб не дав возможность речи Пророку сказал "Я не встречал никого, кто как ты приносит вред племени". Вслед за этими словами все приглашенные покинули дом. Пророк был сильно опечален таким концом и через несколько дней организовал еще одно собрание. Здесь Пророк начал речь словами о существовании
 
Аллаха, о Его единственности и подчеркнув о своей вере и надежды к Аллаху, пояснил что ни в коем случае не будет говорить приглашенным неправду: "Я посланник Аллаха ниспосланный к вам и всем людям. Клянусь Аллаху, умрете так словно заснете, воскресните так словно проснетесь от сна; будете отвечать за содеянное, на добро найдете добро, за содеянную злость понесете наказание. И рай и ад извечны. Первыми из предупрежденных являетесь вы". Дядя Пророка Абу Талиб сказал что, сказанное им ему понравилось и он будет оказывать племяннику всяческую поддержку, но не отделится от религии своих предков. Другой дядя Абу Лахаб сказал что, если они будут покровительствовать ему их убьют, если примут его призыв то будут опозорены и родственники будут препятствовать ему. В ответ на это Абу Талиб объявил всем что он до последнего вздоха будет покровительствовать Мухаммаду и пока он жив не позволит никому прикоснуться к своему племяннику. Абу Лахаб с женой всегда были против Пророка, показывали враждебность и особенно преследовал его при беседах с прибывшими в Мекку извне, обличал во лжи и колдовстве и посеянии семян раздора в племени. В результате этого, имя Абу Лахаба вместе с женой проходит в айате Корана, которая ясно указывает на их предназначение в ад (Таббат 111/1-5). В Коране, несмотря на наличие противников Пророка и мусульман, которые в открытую высказывали свои намерения и суждения, действовали против распространения Ислама, за исключением Абу Лахаба имя ни одного из них не указано.
 
Однажды Пророк решил взойти на гору Сафа и обратившись ко всем жителям Мекки с призвом в Ислам. Он обратился к собравшимся словами: "Курайшиты! Если я вам скажу что за этой горой находится отряд врагов вы поверите?, ‘Да, мы никогда не были свидетелями твоей лжи' последовал ответ, вслед за которым он продолжил речь словами: ‘В таком случае хочу известить что, вы будете обречены на большие мучения... Аллах повелел мне предупредить самых близких родственников. Пока не произнесете ‘нет бога кроме Аллаха' я не смогу помочь вам ни в этом мире, ни в загробном...".
 
Знатные курайшиты вначале были не очень против призыва в Ислам. Но когда Пророк стал читать айаты с критикой идолопоклонства, объявлять о назначении ада для тех кто поклоняется идолам они стали воспринимать его послание за большую опасность, принимать позицию врагов и прилагать все усилия для воспрепятствования призыву в Ислам. Также они сомневались что, в случае господства принципа тавхида (единобожие) идолопоклонство будует разрушено и тогда исчезнут их преимущества перед другими племенами арабов, торговые возможности и выгоды. С другой стороны курайшиты испытывали большое почтение перед культом предков и обычаями своего племени. Они часто высказывали мнение о необходимом сохранении культа идолопоклонства и невозможном удалении от веры и традиции предков. Да и нравственное положение курайшитов было не состоянии признать призыв последнего пророка. В обществе Мекки господствовала концепция Джахилийа - алкаголь, азартные игры, прелюбодеяния, ложь, незаслуженная прибыль, эксплуатация и унижение людей и др. Коран критикует подобные качества и поясняет праведность (Худжурат 49/13), извещает что, сторонники противного поведения будут наказаны в загробном мире.
 
Курайшиты увидев что число сторонников Пророка увеличивается, что он критикует их веру и поведение стали унижать и оскорблять его, и даже через некоторое время прибегли к силе. Источники иногда детально указывают на мучения, муки и безжалостные страдания,  примененяемые многобожниками в отношении Пророка и мусульман. Особенно мучения проделанные такими жестокими многобожниками как Абу Джахил, Абу Суфйан, Абу Лахаб, Умайй б. Халаф, Валид б. Мугира, Укба б. Абу Муайт и Хакам б. Абу аль-Ас были позорными для человечества. Среди прибывших из других мест в Мекку семей, рабов и прислуги имелось очень много жертв мучений вышепечисленных лиц. Их оставляли голодными, укладывали на горячий песок, мучили положив на тела большие камни. Самое тяжелое из этих мучений выпало на долю семьи Йасир. В поисках исчезнувшего брата Йасир прибыл в Мекку, здесь он принял покровительство Абу Хузайфа из племени Бани Махзум и женился на его служанке по имени Сумаййа. От этого брака родился известный сахаб Аммар б. Йасир. Йасир, Сумаййа и Аммар одними из первых приняли мусульманство и достойно терпели мучения многобожников. В конце концов Сумаййа не выдержала жестоких мучений Абу Джахиля и стала первым шахидом в истории Ислама. Йасир тоже в тот же день достиг степени шахидства. Оставшийся в живых Аммар совершенно обессилев от безжалостных мучений многобожников был вынужден произнести слова в поддержку Лат и Узза, и против Пророка. Таким образом осводившись из рук многобожников он сразу пришел к Пророку и рассказал о случившемся. Пророк заметив что Аммар испытывает большое стеснение спросил его каковы были его чувства при произношении тех слов. Аммар ответил, что в сердце полным веры не произошло никаких изменений. На этот ответ Пророк подчеркнул, что в подобном случае при условии сохранения веры не имеются никакие противопоказания и посоветовал в случае повторения подобного случая поступить таким же образом (Нахл, 16/106). Билал аль-Хабаши, Сухайб ар-Руми, Хаббаб б. Арат и Абу Фукайха во имя своей веры тоже подверглись жестоким притеснениям многобожников. Среди рабов первым принявшим Ислам был Билал аль-Хабаши, который подвергся особенно тяжелым мучениям со стороны своего хозяина Умаййа б. Халафа. Натянув ему на шею веревку конец отдали в руки детям с целью водить по улицам Мекки. Умаййа б. Халиф в обеденное время укладывал его на горячий песок и положив на грудь раскаленные большие камни требовал отказаться лт веры в единого Аллаха и признать поклонение идолам Лут и Узза. В ответ на это Билал с трудом переведя дыхание произнес "ахад!" "ахад!" (Аллах един) подчеркнув решимость в вере. Не только рабы, но и зажиточные мусульмане не смогли избежать притеснений и мук. Например на Усмана давил его дядя Хакам б. Абу аль-Ас, который путем внедрения ограничений на денежные расходы пытался отречь племянника от веры в Ислам. Са'д б. Абу Ваккас в результате упорства собственной матери пришел с ней лицом к лицу. По этой причине снизошли айаты о необязательном почтении отцов и матерей, которые вынуждают опровергать Аллаха (Лукман 31/15). Родной отец стал яростным врагом Абу Убайда б. Джарраха после того как он принял мусульманство. Абдаллах б. Масуд из-за чтения айатов Аллаха во дворе Каабы был избит до потери сознания. Мусраб б. Умайр принадлежал к зажиточной семье и вырос в полном достатке, но после принятия Ислама семья отобрала у него не только деньги и ценности, но и одежду. Абу Зар из племени Гифар после объявления о своей вере в Ислам был три раза избит многобожниками до потери сознания. Почтенный житель Мекки Абу Бакр из-за запрета на совершения намаза в видном месте и читания вслух Корана был вынужден отстроить мечеть за широкими стенами в саду своего дома, чтоб продолжать исполнять религиозные обряды. За пределами всего этого, на дороге по которым проходил непосредственно сам Пророк кидали грязь, нечистоты и колючки; обкидывали камнями дом; при совершении намаза накидывали на него верблюжью требуху чтоб задохнулся. Особенно дядя Абу Лахаб и его жена сестра, Абу Суфйана Умму Джамаль доставляли Пророку большие муки. Умму Джамаль добилась развода двух сыновений, которые были женаты на дочерях Пророка. Вслед за этим Аллах ниспослал суру об Абу Лахабе: "Проклятие рукам Абу Лахаба! И сам он - будь он проклят! Ему богатство не поможет, добро накопленное не спасет! Гореть ему во пламенном Огне! И будет проклята его жена - носительница дров! Чью шею обовьет крученный жгут" (Таббат 111/1-5).
 
Мучения и угрозы многобожников способствовали не опровержению веры в единого Аллаха, а напротив укреплению силы веры. Мучения, которым  подвергались мусульмане на пути Аллаха прибавляли старания в их справедливой борьбе и подтверждало насколько ценным сокровищем является вера в Аллаха. Растерявшись перед влиянием на ум и сердца Корана курайшиты стали распространять неприятные слухи о Священной Книге. Будто Мухаммад является колдуном и поэтом, а принесенный им Коран это книга заклинаний перенятых у одного христианина или старинных легенд. Только вот, айаты и божьи послания постоянно посылаемые Пророку развеяли в пух и прах подобные гипотезы многобожников.
 
Курайшиты три раза встретились с Абу Талибом, чтоб он предотвратил действия Пророка о призыве в Ислам. В первую встречу Абу Талиб легко отделался от соплеменников. Во второй встрече курайшиты высказали свои угрозы и Абу Талиб позвав Мухаммада предупредил что не сможет больше устоять перед племенем. Пророк подумал что дядя больше не будет покровительствовать ему и сказал: "если даже для отречения от этого дела в правую руку мне дадут солнце, а в левую луну все равно ничего не изменится". Услышав решительный ответ племянника Абу Талиб успокоил его: "Ступай и говори что хочешь. Клянусь Аллаху я не выдам тебя им". При третьей встрече курайшиты предложили Абу Талибу: "отдай нам своего племянника, вместо него наследник Валид б. Мугира Умара станет тебе сыном". Абу Талиб с гневом отверг их предложение. Между тем некоторые из курайшитов навестив самого Пророка пытались отговорить от делы веры. Например Утба б. Рабиа сказал Пророку "... если твоей целью является богатство мы дадим тебе всего что захочешь. Если же причина твоего поведения кроется в болезни души мы займемся твоим лечением". После слов Утба Пророк прочитал ему первые айаты суры Фуссилат (41/1-6) и пояснил что является посланником Аллаха. Утба очаровали айаты и слова Пророка и он принял мусульманство.
 
Хамза б. Абдалмутталиб и Умар б. Хаттаб стали мусульманами.
 
Во время действий призыва периода Мекки принятие мусульманства двумя лицами имело отдельную важность. Одним из них был дядя Пророка Хамза, вторым Умар б. Хаттаб. На шестом году пророчества (616) одна из служанок стала свидетельницей случая, когда Абу Джахил и приближенные всячески оскорбляли Пророка и рассказала об этом Хамзе, который по возвращении с охоты пришел для тавафа в Каабу. В порыве гнева Хамза там же убил стрелой Абу Джахиля и затем воскликнул "Вот и я принимаю веру Мухаммада, если есть надеющиеся на себя пусть придут и сразятся со мной". Пророк в тот момент находился в Дар аль-Аркам и услышав о принятие дядей мусульманства очень обрадовался. Пророк прилагал все усилия чтоб облегчить трудности, с которыми встречались мусульмане во время действий о призыве и вместе с этим молил Аллаха, чтоб для победы Ислама. Он наставил на истинный путь некоторых сильных и влиятельных людей. Одним из этих людей был Умар. По преданию Исхака - однажды Умар вышел из дому с намерением убить Мухаммада, по дороге узнав что его сестра Фатима тоже приняла Ислам сразу направился к ее дому. Услышав что они читают первые айаты суры Та-Ха избил и сестру и зятя. Увидев сестру в крови и полную решимости он покаялся в содеянном и попросил показать страницы, которые они читали. Под влиянием первых айатов суры Та-Ха и Абаса предстал перед лицом Пророка в Дар аль-Аркаме и принял мусульманство. По случаю принятия Умаром Ислама, Пророк и все кто там находился восклицали такбир и все вместе выйдя из Дар аль-Аркам направились к Каабе.