|
|||||
Жизненный путь. Али родился примерно на двадцать два года раньше хиджры (600) в Мекке. Отец - Абу Талиб, дядя Пророка; мать - Фатима бинт Асад б. Хашим. Али самый младший из сыновей Абу Талиба. Пророк Мухаммад, чтоб облегчить ношу дяди во время голода в Мекке взял его под свое покровительство и Али в возрасте пяти лет, вплоть до хиджры находился возле него. Али один из первых поверивших в пророчество Мухаммада. По преданию, в то время ему было девять, десять или одиннадцать лет. Он после Хадиджы по возврасту, первый среди детей, принявший Ислам и вместе с Пророком совершивший намаз. В материалах-источниках нет достаточных сведений о жизни Али до хиджры. В результате нарастания притяснений и мучений со стороны мушриков Мекки и даже подготовки планов убийства, Пророк решил перекочевать в Медину. Али же оставил в Мекке с целью скрыть свое отбытие и отвлечь внимание мушриков, которые планировали его убийство. Али проводил ночи в постели Пророка и этим создавалось впечатление, что Пророк дома. Впоследствии вернув хозяевам порученные ему вещи, по велению Пророка вместе с его дочерью Фатимой, своей матерью Фатимой и окружающих выбыл из Мекки и в местечке Куба достиг Пророка. На пятом месяце хиджры, во время договора с целью создания солидарности и сплоченности между переселенцами и местными мусульманами Медины, Пророк выбрал Али себе в братья. В последний месяц 2-го года хиджры женил его на своей дочери Фатимы. От этого супружества у них родились сыновья Хасан и Хусейн, родившийся мертвым сын Мухсин, и дочери Зайнаб и Умму Кульсум. При жизни Фатимы Али больше не женился, но после ее смерти несколько раз женился и у него появилось множество детей. Али, включая Бадр, Ухуд, Хандак и Хайбар принял участие почти во всех сражениях и походах. В этих войнах был знаменосцем Пророка и проявил неимоверную храбрость, которая явилась темой для множества легенд. В Ухуде и Хайбаре несмотря на полученные раны мужественно защищал Пророка. В Хайбаре тяжелую железную дверь использовал как защитный щит и внес большой вклад в победу над евреями. В Фадаке Али управлял кавалерией отправленной против Бани Са'да (6/628) и был вождем похода в Йемен (10/632). В результате последнего похода племя Бани Хамдан приняло мусульманство. Во время похода на Табук остался в Медине, как представитель Пророка. Али был писцом Пророка и писцом откровения божьего и Худейбийского соглашения. После завоевания Мекки ему поручили ликвидировать идолы общин Авс, Хазрадж и Тайи и идолы в Каабе. На 9-ом году хиджры (631) Пророк поручил ему присоединиться к назначенному амиром хаджа Абу Бакру, которого Али догнал на горе Мина и прочитать первые семь айатов суры Тавба, ниспосланной в то время. И также объявить всем, что начиная со следующего года во время хаджа мусульмане и исповедовавшие многобожие не будут вместе находится и никто после этого не будет голым совершать таваф вокруг Каабы. Следуя завещанию Пророка, когда он покинул этот мир, омовением тела покойного и другими подобными делами занялись Али и близкий родственник Пророка Аббас, сыновья Фазл, Кушам и Усама б. Зайд. В это время собравшиеся во дворе Бани Саида переселенцы и мусульмане Медины выбрали в халифы Абу Бакра. Но Али на протяжении шести месяцев, вплоть до смерти Фатимы не присягнул новому халифу. Вопросы, были ли у Али намерения занять престол халифа или выбор Абу Бакра халифом простое совпадение, всегда было темой разногласий между суннитами и шиитами. Но несмотря ни на что, он, после избрания Абу Бакра никогда не претендовал на пост халифа. Асхабы присягнувшие Абу Бакру в выборе халифа никогда не учитывали факт - по утверждению шиитов - передачи по наследству или назначение по Корану. Они избрали Абу Бакра с целью развивать и защищать создававшееся Исламское государство и из-за следующих качеств: способность сохранить единство и порядок, представитель курайшитов, заслуженное почтение окружающих по причине возвраста и опыта, в числе первых принявших Ислам и близкий друг Пророка. Али во времена первых трех халифов не занимал никакого поста в управлении государства и не принимал участия не в одном из войн. Только во время похода Халифа Умара в Палестину и Сирию остался в Медине как военный наместник. Он предпочитал проживать в Медине и заниматься религиозными науками. В результате его глубоких знаний по Корану и хадисам, Абу Бакр и Умар обращались к нему за советом, особенно в проблемах фикха (мусульманское законоведение). В период Умара, день переселения Пророка из Мекки в Медину (первый день хиджры) Али предложил принимать это как начало Исламской истории. Его предложение было принято. Второй Халиф Омар в 23 (644) году вследствии ранения кинжалом вольноотпущенным рабом, перед смертью выбор халифа поручил совету, одним из членов которого был Али. Совет избрал халифом Усмана. Впоследствии, Али не одобрял происходившие в то время беспорядки и не поддерживал попыток принятых против Усмана. Наооборот, он вместе с Талха б. Убайдаллах, Зубайр б. Аввам и другими из сахабов время от времени подвергал критике подобные неурядицы. По причине введения некоторых новшест, Али предъявил обвинение халифу в несоблюдении норм наказаний по законам шариата и в удалении от Корана и сунны. Обвинение халифа со стороны таких личностей как Али, Талха, Зубайр и дригими видными сахабами придало храбрости повстанцам из Египта, Басры и Куфы, прибывшим в Медину с целью свергнуть управление. Они даже посмели добиться встречи с перечисленными сахабами и предложили после свержения халифа занять его место. Трое великих сахабов в гневе отвергли это предложение. Особенно Али принял серьезные попытки предотвратить планы повстанцев, давал им бессчисленные наставления и указы прекратить беспорядки. Но несмотря на все попытки не смог предотвратить окружение повстанцами дома халифа. Али сразу отправил сыновей Хасана и Хусейна охранять дом халифа и продолжал оказывать всяческую помощь. К сожалению, несмотря на все принятые меры Усман был убит повстанцами, он стал шахидом (павший за веру) в 35/656 году. После шахидства Усмана представители рода Омейяд сразу покинули Медину и город полностью перешел в управление повстанцев. Через некоторое время Абдаллах б. Умар, Са'д б. Абу Ваккас, Мугира б. Шуба, Мухаммад б. Маслама, Усама б. Зайд и другие из сахабов собрались в мечети чтоб избрать нового халифа. Али б. Абу Талиб не принял предложенное ему место халифа и указал на это пост находившихся в мечети Талху и Зубайра. Однако в результате убедительных настояний был вынужден согласится. В отношении даты данного события в источниках имеются разные сведения. По некоторым преданиям это случилось в день шахидства Усмана (18 зу-ль-хиджжа / 17 июня), другие же утверждают, что это произошло через пять дней после смерти Усмана. После присяги для Али самой важной задачей, стоявшей на первом плане было наказание убийц Усмана. Однако именно кого-нибудь обвинить в убийстве было просто невозможно. Массы в тысячи человек утверждали "мы все вместе убили Усмана". Было совершенно ясно, что халиф не сможет управиться с захватчиками власти в городе. В таком случае самым правильным было ожидание затишья накаленной обстановки. Одной из возможных причин, способствовавшей новому халифу принять это решение было приведение присяге в верности халифу де-факто в Медине, в других местах положение было неясным. Например наместник Дамаска племянник Османа, Муавиййа, отвергнул предложение посланника в присяге и настаивал на обвинении Али в сооучастии убийства. Этим он показал, что возбудит тяжбу по поводу убийства своего дяди. Вследствии такого поворота дел, Али был вынужден требовать от умм аль-муминин Аишы и через четыре месяца перешедших на ее сторону Талху и Зубайра, немедленного подчинения. Аиша вначале поддерживала противников Усмана, а теперь не хотела признавать Али как нового халифа. Вместе с этим Али в очень короткий срок собрал войско и двинулся в поход на Басру. Имеющимся в наличии материалом невозможно объяснить настоящие причины подобного отношения Муавиййы и некоторых сахабов к Али, занявших место возле членов рода Омейяд в Мекке. Потому что вполне очевидным было искреннее желание нового халифа наказать убийц Усмана и для претворения данного плана он ожидал подходящее время. Войска под командованием Аишы и войска халифа встретились в местечке Хурайба перед Басрой (15 джумада аль-ахир 36 / 9 декабря 656 года). В результате этого сражения, ивестного в истории как "битва Джамал", победителем оказался Али. Много мусульман, включая и Талху с Зубайром, погибло. Халиф сильно расстроился из-за смерти мусульман в этом сражении и сам руководил обрядом захоронения. Аиша под надзором группы женщин была отправлена в Медину. После раздачи воинам как военной добычи денег из государственной казны и захваченного в бою оружия и другого имущества и расправившись с противниками Али вновь предложил Муавиййе подчиниться. Но и на этот раз не получил ожидаемого ответа. В результате этого мусульмане снова скрестили мечи, на этот раз в Сиффине (зу-ль-хиджжа 36 / июнь 657). Схватки между конными и пешими войсками продолжались в течении трех месяцев и сильно измучили обе стороны. Сражение известное в истории под названием "лейлат аль-харир" с ночи 9-10 сафар 37 (27-28 июль 657) продолжалось в полную силу до утра пятницы. Халиф намеревался посредством воинов известного командира Малик аль Аштара нанести армии Муавиййи последний смертоносный удар, но потерявший всякую надежду Муавиййа решил покинуть поле боя. Однако покоритель Египта, Амр ибн Ас поспешил к нему на помощь и предложил уладить разногласие между сторонами при помощи книги Аллаха. Тогда Муавиййа приказал принести большой Коран Дамаска привязав на концы пяти пик. Увидев это воины тоже привязали свои Кораны на концы копей и обратились к противникам со следующими словами: "О Иракцы! Прекратим воевать, пусть книга Аллаха будет нам судьей!" Это вызвало ожидаемое Амром влияние Корана на войско Али б. Абу Талиба. Предупреждения халифа о том, что это ловушка не подействовало на воинов и под настоятельными требованиями большинства, он был вынужден принять предложение противников. Али нехотя назначил Абу Муса аль Аш'ари судьей, Муавиййа же выбрал Амр б. Аса. В Сиффине, стороны пришли к соглашению что судьи будут действовать в пределах норм Корана и сунны Пророка (13 или 17 сафар 37/ 31 июля или 4 августа 657 года). Только вот несмотря на назначение судей в конце войны при Сиффин, где погибло 70.000 мусульман, в армии халифа некоторые из тамимитов выкрикивая лозунг "ла хукма илла лиллах" были против факта судей. Они захотели, чтоб Али покаялся в ошибке, назначив судью и следуя наставлениям Корана (аль-Худжурат 49/9) воевать со повстанцами пока они не покорятся наставлению Аллаха. Али ответил им, что именно об этом наставлении Аллаха он напоминал в самом начале, но несмотря на это никто его не послушал. Теперь же, следуя Корану (ан-Нахл 16/91), он не в состоянии разрушить согласие с противником. После этих слов, около 10.000 воинов большинство которых состояло из представителей племени Тамим не вернулись вместе с халифом в Куфу, а остались в Харуре, что поблизости Куфы. Халиф прибыл в Харуру и после беседыс воинами, группа из 6000 человек вернулась вместе с ним в Куфу. Оставшиеся 4000 воина, которые потом будут выделятся как хариджиты, отправились в Нахраван. Между тем первое заседание судей состоялось 37-ого рамадана (февраль 658) в Думат аль-джандаль, что на дороге Сирия - Ирак. Принытым первым решением было - деятельность Османа не имела никаких причин для совершения убийства, точнее, убийство было совершенно несправедливым и безосновательным. Али не теряя времени собирал войска, чтоб вновь сразиться с Муавиййей. В это время на отправленное в Нахраван хариджитам письмо с целью убедить их вернуться обратно не получил ответа. В результате жестоко убийства хариджитами сахаба Абдаллах б. Хаббаба и беременной жены (по причине разлада во взглядах), Али решил сначала уладить проблему хариджитов и потом пойти на Дамаск. Хариджиты в Нахраване отклонив предложение халифа начали войну. В ходе жестокого сражения в 9 сафара 38 (17 июля 658) почти все хариджиты были уничтожены. После этого сражения, перед походом в Дамаск Али остановился на отдых в Нухайле. Оставшейся в Куфе группе примерно из 2000 хариджитов, которых называли ахл аль-Нухайла, предложил или присоединится к нему и следовать в Дамаск или же вернуться назад. Хариджиты обозвав его непристойнами словами, отказались подчиниться. После повторного сражения многие из хариджитов погибли, оставшиеся в живых убежали в Мекку. Все эти события вызвали у воинов отвращение и устрашение, они больше не хотели воевать. Поэтому халиф был вынужден вернуться в Куфу и приостановить действия против Муавиййы. На самом деле, судьи после первого заседания в Думат аль-джандале, шабан 38 (январь 659) вновь собрались в Азрухе и решили, что Али б. Абу Талиб и Муавиййа б. Абу Суфйан должны оставить занимаемую должность и выбор нового халифа поручить одному совету. Данное решение первым объявил судья Али Абу Муса, после представлении слова судья Муавиййи Амр б. Асу объявил, что назначил халифом Муавиййу. Несмотря на претензии Абу Мусы положение не изменилось и в конце концов факт судей и проблема халифата приняла безисходное положение, что послужило причиной возникновения политических и внутренних беспорядков в Исламском мире. В результате признания одной части народа халифом Али, а другой части признания халифом Муавиййи, возникло двойное управление, двойная власть. После этого Али основался в Куфе и занялся приготовлениями нового похода против Муавиййи, но не нашел должной поддержки от уставших воевать иракцев. В конце концов, в результате неимоверных стараний смог создать 40.000 войско и подготовиться к походу. Но в Куфе, полный желания мести хариджитов Абдаррахман б. Мулджам во время утреннего намаза ранил его отравленным кинжалом. Через два дня 19 или 21 рамадана 40 (26 или 28 января 661 года) от полученной раны Али покинул этот мир и был предан земле в Куфе (сегодняшний Наджаф). Тем временем Муавиййа, поручившись поддержкой сирийцев прибрал к рукам сначала Египет, а затем многие места, находившиеся под властью Али и этим заложил фундамент Омейядского государства. |
Али (да будет доволен им Аллах) благодаря глубоким знаниям в области Корана, хадисов и особенно фикха являлся заслуженным авторитетом среди сахабов. Переданные им хадисы в большинстве относятся к фикху и были переняты от Пророка, Абу Бакра, Омара, Микдад б. Асвада и от своей супруги Фатимы. В числе передатчиков хадисов от него самого можно назвать следующие имена: сыновья Хасан и Хусейн, Мухаммад аль-Ханафиййа, из сахабов - Абдаллах б. Масуд, Абдаллах б. Аббас, Абдаллах б. Умар, Абу Хурайра, Бара б. Азиб, Абу Саид аль-Худри и др; также Абу аль Асвад ад-Дуали, Ваил Шакик б. Салама, Ша'би, Абдаррахман б. Абу Лейла и Зир б. Хубайш. Переданное количество хадисов составляет 586, из них двадцать находится и в Бухари и в Муслиме. Также девять хадисов можно найти только в Сахих-и Бухари и пятьнадцать только в Сахих-и Муслим. По причине частого времяпровождения с Пророком, среди переданных им хадисов большинство о шамаиле и соблюдаемых Пророком молитвах и религиозных обрядах. У него имелся лист бумаги с хадисами, которую написал при жизни Пророка и носил ее в чехле сабли. По его собственным словам на этой странице были хадисы о применении правил нормы откупа за кровь при освобождении пленника из рук врагов, невозможности убийства мусульманина из-за неверующего, о границах местности Харам в Медине. Содержание данной страницы было проанализировано Рифат Фавзи Абдальмуталлибом и издано в Каире (1406/1986) под названием Сахифа Али б. Аби Талиб. Али убедительно настаивал на том, что помимо Корана и данной страниц не получал особого поручения от Пророка и больше ничего не написал. Во время халифата, с целью безошибочно и внимательно передать хадисы последующим поколениям, особенно при передаче хадисов в которых не был уверен что они переняты от Пророка, заставлял пересказчиков клясться в том, что они слушали этот хадис от Пророка. Али настаивал, чтоб передавали хадисы о которых знали все верующие и запрещал заниматься расространением слабых и ненадежных хадисов.
Али поощрял всех желающих задавать вопросы чтоб воспользоваться его обширными знаниями в области Корана и убеждал, что очень хорошо знает где и когда появились айаты. Еще при жизни Пророка он наизусть знал весь Коран и был одним из сахабов, полностью владевших знаниями по вопросам Корана. К сожалению ярые сторонники Али, как в хадисе так и в тафсире многие взгляды и суждения связывали с его именем. Поэтому в источники перешло очень мало надежного материала об его суждениях и взглядов относительно тафсира Корана.
Али б. Абу Талиб в Йемене занимал пост кадия (судья). После Халид б. Валида Пророк захотел отправить его в Йемен с этим поручением, но он настаивал, что не обладает достаточными для поста кадия, знаниями. Пророк положив руку ему на грудь успокоил, устранил сомнения убедив, что Всевышний Аллах внушит ему правду и будет содействовать чтоб принимать правильные решения, также научил как там нужно править. Для совершения прощального хаджа вместе с Пророком отлучился из Йемена и они встретились в Мекке. Умар объяснил знания Али в праве и успехи в установлении приговора следующими словами "Среди нас, Али, выносил самый подходящий приговор". Поэтому первые три халифа обязательно учитывали его взгляды при решении важных вопросов. Другие сахабы в результате веры в правдивость его суждений по вопросам религии, не считали нужным спрашивать об этом других. Несмотря на то, что Али был одним из лучших ученых среди сахабов передал меньше знаний, чем Ибн Аббас и Ибн Умар, которые были моложе его. Причиной этого было проведение всего периода его халифата в войнах, в устранении возникавших беспорядков. У Али не было возможности передать молодому поколению свои обширные знания в области фикха и тафсира. Преимуществом других в этом вопросе было то, что они по сравнению с Али прожили более длинную жизнь.
Известного красноречием и изяществом речи, красивые и мудрые слова Али нашли достойное место в материалах источниках.
Достоинства Али ибн Абу Талиба.
Преданий относительно достоинств и заслуг Али (да будет доволен им Аллах), который был из "аль-ашара аль-мубашшара" (десять сахабов Пророка Мухаммада, еще при жизни осчастливленных вестью, что попадут в Рай), как сказал и Ахмед б. Ханбал, неимоверно много по сравнению с преданиями о других сахабах. По словам некоторых ученых, оппозиционеры Али, часть правителей Омейядов притесняли угрозами распространителей преданий о достоинствах Али. В противоположность этому, сахабы старались собрать воедино каждое слово исходящее от Пророка, увиденное каждое событие связанное с Али. Подобные стрательные работы позволили увеличить число преданий о нем. С другой стороны, некоторые выдумали хадисы с эксплуатацией его имени во имя своих суеверий. В придачу к этому они не довольствовались правдивыми хадисами о его достоинствах и еще при жизни Али выдумали хадисы, оскорбительные для Али, якобы о его превосходстве над другими халифами.
Одно из самых надежных преданий о достоинствах Али нижеследующие: Пророк при осаде Хайбара сказал, что на следующий день он поручит знамя тому, кто любит Аллаха и его Посланника, и его рукой будет заслужена победа. Эта новость разволновала даже Умар б. Хаттаба, но Пророк вручил знамя Али б. Абу Талибу и победа осуществилась. Другим достоверным хадисом являются слова Пророка о том, что Али б. Абу Талиба будут любить, чтить и уважать только правоверные, а безбожники и мушрики будут питать вражду. Если учитывать то, что он один из первых поверивших Пророку, то что он вырос в доме Пророка под его покровительством и в самые трудные дни находился рядом, к тому же был и сыном дяди и зятем Пророка, то вполне естественно особое отношение Пророка к нему и душевная привязанность между ними. Все это показывает, что он был сахабом с большими достоинствами, но это не бросает тень на особенности таких передовых сахабов как Абу Бакр, Омар и Осман, которые удостаивались немалой похвалы и уважения Пророка. Даже достоверные хадисы не являются доказательством для поручения ему халифата.
Желание собрать воедино предания о достоинствах Али, начиная с первых столетий поддалкивало многих авторов, суннитов и шиитов, придавать перу работы по данной сфере. В большом количестве имеются произведения о его храбрости и мужестве при сражениях и других качествах.