33 - Завоевание Мекки

 

Вместе с Соглашением Худайбия была ликвидирована многовековая кровная месть между племенем Хузаа и племенем Бани Бакр б. Абдуменат из округа Мекки. Бани Бакр заключили союз с курайшитами, а Хузаа с Пророком. Однажды Хузаа, поручившись поддержкой курайшитов ночью напали на Хузаа и убили вождя племени Каб б. Амра и некоторых членов племени.  Хузаа отправили в Медину группу из нескольких человек с просьбой оказать им помощь. Вообще-то Хузаа с самого начала тепло отнеслись к оповещению Пророка, оказали большую помощь мусульманам в деле разведки и все племя до заключения Худейбийского соглашения приняли Ислам. Пророк Мухаммад отправил письмо курайшитам с требованием порвать союз Бани Бакром или же заплатить выкуп за убитых членов Хузаа. В противном случае, из-за игнорирования условий договора, им будет объявлена война. Курайшиты отказались прервать союз с Бани Бакром или выплатить выкуп и для обновления условий Худейбийского соглашения  послали Абу Суфийана в Медину. Но Абу Суфийан не достиг желаемых результатов в Медине и с пустыми руками вернулся обратно в Мекку. 
 
Приняв решение о походе на Мекку, Пророк с целью предотвратить проливание крови и застать врага врасплох скрытно проводил подготовку. Отправил известие мусульманским племенам собраться в Медине. Чтоб скрыть настоящее число войск, Пророк приказал некоторым племенам присоединиться к основному войску по дороге. Пророк Мухаммад запретил выходы из Медины и расставив дозорных на важных пунктах дороги Медина-Мекка предотвратил въезд в Мекку. Хатиб б. Абу Белтеа захотел сообщить о подготовке похода курайшитам, но Пророк Мухаммад посредством вахйа узнал об этом и приказал сахабам схватить его. Также, чтоб сбить с толку мекканцев отправил разведывательный отряд под командованием Абу Катаде аль-Ансари в Батн-ы Ыдам, что находится на дороге Мекка-Медина.
 
Пророк Мухаммад назначив управляющим Медины Абу Рухма и имамом Абдуллах б. Умму Мектума 13-го числа рамадана 8 года (4 января 630 года) покинул город. По причине скрытия цели похода, на месте сбора в Зулхулейфе не надели ихрам и продолжив путь разбили лагерь поблизости Мекки в Мaрруззахране. Исламская армия насчитывала 10.000 воинов. Узнав о прибытии Исламской армии к воротам Мекки курайшиты впали в панику и отправили к Пророку делегацию во главе с Абу Суфийаном. Оставив делегацию на ночь в лагере, Пророк позволил им лицезреть официальную церемонию прохождения армии и призвал их всех к Исламу. Не рискуя сражаться с подобной армией Абу Суфийан и сопровождающие приняли мусульманство и вернулись в Мекку. В этом положении народ Мекки понял, что им не противостоять перед армией Ислама. Абу Суфийан собрал курайшитов возле Каабы и объявил им о своем мусульманстве и что у них нет другого выхода как сдаться, посоветовал людям скрыться в аль-Масджид аль- Хараме или в его доме. Это означало своего рода покорение Мекки. Пророк Ислама предоставил честь в покровительстве, мекканцам сохранившимся в домах, в первых рядах которых находились Абу Суфийан, Умму Хани, Хаким б. Хизам, Абу Рувейха и Будейл б. Верка. Он старался заполнить их души Исламом. После Абу Суфийана в Мекку прибыл и дядя Пророка Аббас, сообщивший мекканцам тоже самое. Они тоже разошлись, кто в аль-Маджид аль-Харам, кто по своим домам.      
 
Посланник Аллаха планировал с четырех фронтов одновременно войти в Мекку. Пророк приказал своим командирам применять оружие только в крайнем случае, не преследовать беженцев, не убивать раненных и пленных . Местом сбора Пророк Мухаммад назначил гору Сафа и приказ первым перейти в наступление с правого тыла получил командир Халид б. Велид.
 
 Отряд из мекканских мушриков под руководством Сафвана б. Умейе и сил союзных племен под началом Икримы б. Абу Джехиля и Сюхейля б. Амра разместился на южной стороне города в местечке Лит. Отряд мусульман, которыми руководил Халид б. Велид, разгромив этот отряд вошел в Мекку. Таким образом была преодолена единственная оборона города. Оставшиеся в живых спрятались в домах или же сложив оружие просили пощады. Во время сражений погибло двенадцать или двадцать восемь мекканцев и двое или трое мусульман стали шахидами. Отряд ансаров под командованием Сад б. Убада вошел в город с западной стороны, а левофланговый отряд мухаджиров, которыми командовал Зубейр б. Аввам, вошел в Мекку с северной стороны. Пророк Мухаммад находился во главе центрального отряда и следуя по дороге Азахир, что на северо западе верхней части Мекки, вместе с ансаром и мухаджирами, постоянно высказывая благодарность Всевышнему, вошел в Мекку. Пророк остановился в Хаджуне и 20 рамадана 8 года (11 января 630 года) встретился с другими армейскими частями на горе Сафа.
 
Затем Пророк посетил аль-Масджид аль-Харам, приветствовал и поцеловал Хаджар аль-Асвад и совершил таваф Каабы. В своем выступлении перед народом, Пророк сообщил о продолжении статуса Мекки как города - святыни, кроме хиджабе (сидане) и сикае упраздновал все обязанности, всязанные с хаджем и управлением Каабой. Обязанность хиджабе поручил Осману б. Талхе, а сикае своему дяде Аббасу. Вслед за этим, Пророк Мухаммад объявил всеобщее помилование: люди, скрывшиеся в аль-Масджид аль-Хараме или в своих домах и сложившиеся оружие отныне будут в безопасности, пленным  будет дарована жизнь, ни за кем не будет приследования. Пророк, получив возможность рассчитаться с курайшитами, которые на протяжении двадцати лет при каждом удобном случае проявляли ненависть к нему самому и к мусульманам, не воспользовался этим, а великодушно простил их всех. Этим он показал редчайший в истории человечества образец милосердия. День победы, в полном смысле, стал "днем милосердия". Имущество мекканцев было полностью сохранено, а пленники отпущены на свободу. Только около десяти особо яростных противника Пророка Мухаммада и мусульман были исключением из списка всеобщего помилования. Трое из этих десяти были убиты, Икрима б. Абу Джахл бежал из Мекки, несколько человека все же получили прощения.         
 
Пророк очистив внутреннюю и наружную части Каабы - символа тавхида - от идолов, совершил внутри Каабы два раката намаза. Он попросил Билаля Хабеши прочитать азан с крыши Каабы. Вместе с азаном, курайшиты и женщины и мужчины, предстали пред взором Посланника Аллаха и приняли мусульманство. К ним не относились как к пленным и предоставили полную свободу. В результате этого их называли "тулека". Между тем некоторые из мекканцкев, как Сафван б. Умейа, попросили время на раздумие и им был предоставлен срок в четыре месяца.  
 
За время пребывания в Мекке Пророк оставался в шатре в Хаджуне. Когда ему предложили перейти в свой бывший дом, он имея ввиду продажу дома, которую после хиджры  Пророка в Медину свершил сын его дяди немусульманин Акил б. Абу Талиб, Пророк Мухаммад сказал: "разве Акил оставил мой дом". Несмотря на то, что является победоносцем, Пророк даже не подумал забрать обратно свой дом. Пророк Мухаммад словами "после победы не будет хиджры " (Тирмизи, "Сира", 33) дал понять, что вместе с завоеванием Мекки наступил конец хиджре в Медину и хиджра больше не является обязательным условием. Название 110-ой суры Корана "наср" (помощь) указывает на превосходство над всеми арабами, а слова "фатх" (победа), имеющее место в данной суре указывает на завоевание Мекки. Наряду с этим, сура  аль-Фатх связана с договором Худейбийе и завоеванием Мекки.  
 
После победы Пророк некоторое время остался в Мекке, затем назначив Аттаб б. Асида наместником Мекки и Муаз б. Джебеля учителем Корана и основ ислама, решил пойти против племени Хaвазин, с которыми мусульмане сразились в войне при Хунейне. После этого вместе с мухаджирами вернулся в Медину. С завоеванием Мекки наступил конец вражде мушриков-курайшитов против мусульман и были ликвидированы  припятствия против распространения Ислама в области Хиджаза.
 
Во время пребывания в Мекке, Пророк поручил некоторым из сахабов разрушить идолы, принадлежащие племенам, которые жили вокруг города. Среди разрушенных идолов находились и идолы Менат, Сюва и Узза. Вслед за этим, Пророк вновь возобновил приглашения в Ислам племен, находящихся поблизости Мекки. 8 числа месяца шавваль, Пророк отправил группу из 350 человек под руководством Халид б. Велида к племени Джезиба б. Амра, которые жили на юге от Мекки. Халид б. Велид предложил им сложить оружие и перейти в ряды мусульман. В результате дисскусий они согласились сложить оружие и чтоб доказать принятие новой веры произнесли "сабе'на", которое означает "мы поменяли веру". Но, Халид б. Велид не поверив в искренность их слов и принимая во внимание их прежнюю вражду взял их всех в плен,  разделил между воинами и на следующее утро приказал убить. Воины из племени Сыны Сулеймана привели приказ в исполнении и казнили около тридцати пленников. Наряду с этим, сахабы из ансара и мухаджиров поверив словам пленников о принятии мусульманства отпустили их на свободу. Пророк Мухаммад, узнав о происшедших событиях от пленника прибывшего в Мекку, сильно огорчился и обвинил Халид б. Велида в поспешности обвинения  относительно искренности представителей племени Джезиб б. Амра. Словами  "Всевышний Аллах, я не причастен к содеянному Халид б. Велидом!" выразил осуждение свершенного. Пророк послал досточтимого Али к племени Джазиба, чтоб оплатить выкуп за убитых. Вместе с этим возместив в многократном размере материальный ущерб племени наладил отношения.