39 - Последние дни Пророка.

После возвращения с Прощального хаджа в Медину у Посланника Аллаха ослабло здоровье. В эти дни, когда он неважно себя чувствовал, Пророк Мухаммад посетил могилы шахидов Ухуда и совершил заупокойный намаз (джаназа намаз). Также, в одну из ночей, Пророк пошел на Джанут аль-Баки,  там молил Аллаха о милости для обитателей кладбища и только после этого вернулся домой. В те же дни, представитель  племени мазхидж Асвад аль-Анси из Йемена стал утверджать о своем пророчестве. Заручившись поддержкой около шестисот сумари Асвад пошел прямиком на Сану, убил Шера, который не признал его и являлся сыном первого наместника Базана. Не довольствуясь убийством Шера Асад насильно взял себе в жены супругу покойного, Азад. Вслед за учиненными злодействами Асад стал полным властелином местности. Пророк Мухаммад послал письма наместникам и знатным людям близлежащих к данной местности областей, с требованием убрать этого самозванца. В конце конце Асвад с помощью Азад был убит (8 раби' аль-авваль 11/3 июня 632 года).

 
    С другой стороны, представитель Бани Ханифа, которое послало в Медину делегацию,  Мусайлимат аль-Каззаб, во время возвращения в Эмаме тоже стал утверждать о своем пророчестве. Пророк вновь послав послание пригласил его в ряды ислама. В ответном письме Мусайлима предложил Пророку Мухаммаду партнерство и настойчиво подчеркивал, что половина вселенной принадлежит курайшитам, а другая половина ему. Пророк написал ему, что вся вселенная, полностью, со всем живым и неживым принадлежит только и только Всевышнему Аллаху, и только Аллах может решить кого из своих рабов определить своим наместником  в этом мире. Мусайлима был убит во время халифства досточтимого Абу Бакра.    
 
На 11-ом году хиджры, в конце месяца сафар (май 632 года) Пророк Мухаммад решил отправить в Византийские земли, где произошло сражение при Муте, войско под командованием Усама бин Зейда. Готовившая к походу армия устроила ставку за пределами Медины в Джуруфе. В это время стало известно об усилении недомогания Пророка и Усама решил на некоторое время отложить выход войск.
 
Пророк Мухаммад страдал от головной боли, время от времени усиливавшейся, и высокой температуры. В эти дни, он с помощью близких приходил в аль-Масджид аль-Набави и там совершал намаз. Однажды взойдя на минбар и сказал: "Aллах поставил своего раба перед выбором мирской жизни или встречи с Ним. Раб божий предпочел встречу с Ним". Досточтимый Абу Бакр сразу понял, что данный раб божий это сам Пророк Ислама и начал проливать неутешные слезы, приговаривая при этом "О Посланник Аллаха, пусть наши отцы и матери будут жертвой тебе!". Пророк Мухаммад стал утешать его и сказал, что он доволен им. Вслед за этим, напомнив о совместных добрых делах и взаимопощи ансара и мухаджиров посоветовал им и впредь держаться вместе. Затем, сказал, что если он кому-то что-нибудь должен, то пусть они непременно придут и заберут свой долг.  Пророк Мухаммад предупредил последователей непременно соблюдать права друг друга, вовремя отдавать долги и ни в коем случае не превращать его могилу в место поклонения.  
 
Привлекает внимание совет Пророка Мухаммада дочери Фатиме и тете Сафийе: "Совершайте благие дела, заслуживающие милость Аллаха. В противном случае, при допросе Аллаха в отношении дозволенного и запрещенного (харам и халаль) даже я не буду  в силах помочь вам".
 
Одно из последних пожеланий Пророка к мусульманам,  это - хорошо относиться к людям, находящимся у них в подчинении и не забывать, что в День Суда они ответят за свои поступки перед Аллахом. Также, он предупредил о необходимости добропорядочного отношения к иностранным послам и вручения им подарков.  
 
Последние дни Пророк Мухаммад провел возле досточтимой Аишы и за три до смерти, когда он совсем обессилел, приказал совершать намазы под руководством досточтимого Абу Бакра. Однажды, когда он почувствовал себя лучше, с помощью досточтимого Али и Фазыл б. Аббаса пошел в мечеть. Увидев Пророка Мухаммада досточтимой Абу Бакр, который совершал намаз с народом, сразу решил прервать и предоставить михраб Пророку. Посланник Аллаха указал чтоб не прерывали намаз и сам занял место рядом с досточтимом Абу Бакром. В день смерти, после намаза аль-фаджр (утреннего) досточтимой Абу Бакр навестил Пророка Мухаммада, но увидев что Пророку немного полегчало он, попросив разрешения удалиться, пошел домой. К большому сожалению, положение Пророка неожиданно ухудшилось. По словам досточтимой Аишы Пророк Ислама перед тем как навсегда перейти в мир иной тихим голосом произнес: "Ла иллахе иллал аллах, как тяжело расставание с душой!". Вслед за этими словами, на ее руках, словами "Маа'р рефики'л а'ла (самому могущественному покровителю" предстал пред Всевышним (13 раби' аль-авваль 11/8 июня 632 года, понедельник).
 
Кончина Пророка Ислама глубоко потрясла всех мусульман и даже такие из асхаба, как досточтимый Омар, который чувствовал радость мунафиков, в недоумении произносили, что Пророк не умер, он жив. Услышав о смерти Пророка, досточтимый Абу Бaкр прибежал к покойному и проподняв покрывало с лица Пророка Мухаммада, поцеловал его, сказав при этом: "О Посланник Аллаха, пусть мои отец и мать падут жертвой тебе! Ты был прекрасен при жизни, также прекрасен и при смерти!" После этого, досточтимый Абу Бакр пошел в мечеть и сказал: "О люди! Если есть поклоняющиеся  Мухаммаду, пусть он знает что Мухаммад умер. А кто поклоняется Аллаху, пусть он знает, что Мухаммад бессмертен!" (Ибн Хишам, , II, 655-656). Вслед за этим, досточтимый  Абу Бакр прочитал следующий айат: "И Mухаммад - не больше, чем посланник. Ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах" (Али Имран, 3/144). Омовение тела Пророка на следущий день, при помощи сыновей дяди Пророка Аббаса, Фазла, Кусема и Усама б. Зейда, совершил досточтимый Али. Затем они оставили тело в той же комнате, где он и умер. Заупокойный намаз не был совершен сообща, только сначала мужчины, затем женщины и последними дети в виде групп, способных поместься в помещение с телом Пророка,  вошли в комнату и некоторое время остались наедине с телом усопшего. Тело, по словам досточтимого Абу Бакра, который основывался на хадис Пророка, предали земле, вырыв могилу на том же месте, где он и умер. Досточтимый Али, Фазл, Кусам и Усама опустили тело Пророка Мухаммада в могилу.     
 
Прожив скромную жизнь и потратив все достигнутые материальные блага на пути Аллаха, Посланник Всевышнего оставил после себя незначительное наследство. Как и было сказано им самим: "Мы, пророки не оставляем наследства. Оставленное нами любое наследство - это милостыня (садака)" (Ибн Са'д, 2, стр. 314; Бухари, Хумус, 1). После смерти имущество Пророка Мухаммада состояло из белого мула, оружия и небольшого количества земель. Пророк Ислама наказал часть дохода с земель тратить на семью, а остальную часть перечислять в государственную казну. Незадолго до смерти у Пророка было 7 дирхамов, с которыми, по его словам ему будет неудобно пред взором Аллаха и поэтому решил, что будет намного лучше раздать эти деньги нуждающимся. Вместе с этим, известно, что кольчуга Пророка Мухаммада находилась тогда в качестве залога у одного еврея.
 
Духовное наследство Пророка Мухаммада является самым большим и бесценным и для уммы, и для всего человечества. Он, как подчернул и в Прощальной хутбе, оставил самое дорогое для нас, это - Священный Коран и Сунну. Религия Ислам, обосновываясь на этих двух источниках, на протяжении веков достигла самых дальних уголков земли и заняло достойное место в истории человечества.