Сведения о Пророке Ислама – Досточтимом Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) называются хадис. Под хадисом подразумеваются его высказывания, дела и поступки, а также его отношение к поступкам и делам уверовавших в него людей. Потому что его молчаливое созерцание какого-либо действия имеет такое же значение для заключения о дозволенности и приемлемости этого действия, как его высказывание или личное совершение этого действия.
Сам Коран десятки раз напоминает о правовом статусе хадиса:
"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику" (Коран, "ан-Ниса", 4/59),
"Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил" (Коран, "аль-Хашр", 59/7),
"И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) – лишь откровение внушенное" (Коран, "ан-Наджм, 53/3-4),
"Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху" (Коран, "ан-Ниса", 4/80),
"Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно" (Коран, "аль-Ахзаб", 33/21). Поэтому все повеления Посланника и Пророка Аллаха умма2 воспринимает как волю Господа, направившего Его. Когда не было божественного откровения по тому или иному вопросу, Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам принимал решение, опираясь на здравый смысл. Если это решение не соответствовало воле Господа, то Всевышний Аллах исправлял решение Пророка, ниспосылая откровение. После того, как обстоятельства менялись, это руководство не имело особого практического значения. Но хадис, как мы объясним ниже, имел и другое важное значение.
В большинстве своем Коран содержит краткие и емкие повеления. Мы узнаем о форме их выполнения, особенностях и получаем необходимые объяснения из практики Досточтимого Пророка. Например, Коран содержит лишь повеление: "совершайте намаз", но не разъясняет, каким образом его совершать. Досточтимому Пророку было бы трудно на словах объяснить все подробности совершения намаза, поэтому он повелел му’минам (верующим): "Совершайте намаз так, как я его совершаю!" Так как Досточтимый Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не только обучал, но, в первую очередь, сам осуществлял на практике в различных сферах жизни все то, чему обучал, хадис приобретает еще большее значение для мусульман. После того как Аллах возложил на него миссию Посланника, он прожил двадцать три года, выполняя эту миссию. За это время он открыл обществу религию Аллаха и усердствовал в наставлении общества к следованию ей. Построил государство, главой которого стал. Обеспечил мир и внутренний порядок. Организовал войска для обороны от внешних врагов. Разрешил распри между гражданами, наказал виноватых ни. Женился и показал образец семейной жизни. Важным обстоятельством является то, что он никогда не ставил себя выше тех законов, которые учредил. Поэтому законы, учрежденные им, приобрели юридическую силу не как личные установления одного человека, а как полное претворение в жизнь его учения.
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в своих человеческих поступках был очень аккуратным и, в то же время, скромным, непритязательным. Являясь Посланником Аллаха, он предпринял все необходимые и возможные меры не только для доведения Корана до людей, но и его сохранения. Однако, чтобы его не посчитали гордым, высокомерным человеком, он не мог проявлять то же усердие в отношении сохранения своих собственных высказываний. Поэтому история сохранения хадиса совершенно другая, нежели Корана.