Начиная тему о правах и обязанностях мусульманок, сразу следует пояснить, что, несмотря на то, что исламское право отвечает требованиям современности и имеет свойство развиваться, в нем отсутствуют те чрезмерные свободы, которые предоставлены женщине в капиталистических и демократических странах. Женщина в исламе занимает достойное место и не является объектом обожествления или, наоборот, унижения.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Лучший путь - умеренный". Сравнивая ислам и другие системы, следует подходить к вопросу без предвзятости, принимая во внимание все доводы. И в самом деле, с точки зрения нравственности, нет системы более требовательной, чем ислам
Общие знания
В исламе мать занимает почетное положение. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Рай находится под ногами ваших матерей". Бухари передает: "У Посланника Аллаха спросили: "Какое деяние раба больше всего радует Аллаха?" - "Вовремя совершенный намаз" - "Что после этого?" - "Хорошее отношение к родителям". В Коране много говорится об этом, в частности, о нахождении ребенка в утробе матери, о страданиях, которые она испытывает в это время, о ее готовности, если надо, пожертвовать всем ради него.
Об отношении к женщине как к супруге есть известный хадис: "Лучший из вас тот, кто лучше относится к своей жене". Во время хаджа, в своей прощальной проповеди Пророк много сказал и о женщинах, в частности: "О люди! Истинно говорю вам: вы имеете (некоторые) права над женщинами, а женщины имеют (некоторые) права над вами. Чтобы ни одна из них не посрамила ложе ваше и не позволила, чтобы в дом ваш вошел тот, чьего присутствия вы не желаете, не опозорила вас. А если они будут делать это, - у вас есть власть наказать их, но не слишком сурово. Если ваши жены избегают дурного и преданы вам, - одевайте и кормите их по своим возможностям. Они - ваши домочадцы. Они вверены вам Аллахом и сделаны для вас разрешенными по повелению Аллаха. Поэтому бойтесь Аллаха. Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму. Слушайте меня внимательно. Не передал ли я вам это послание? Да будет Аллах моим Свидетелем!"
Во времена джахилии (доисламские) отношение к родившимся девочкам было ужасающим. Коран осуждает эти дикие нравы, ясно выражая свое отношение к ним: "Они приписывают Аллаху дочерей. Пречист Он [от этого]! Себе же они [приписывают] то, чего хотят. Когда кому-либо из них (т.е. арабов-язычников) сообщают весть о девочке, лицо его чернеет от огорчения, он прячется от людей из-за дурной вести [и не знает], оставить ли в живых [родившуюся дочь] или же схоронить ее в земле. О, как скверно то, на что они решаются!" ("ан-Нахль", 16/57-59). Коран постоянно напоминает, что Аллах сотворил всех парами, и это подчинено определенной цели: "Мужчинам дарована доля из того, что они приобрели [своими деяниями], женщинам также дарована доля из того, что они приобрели" ("ан-Ниса", 4/32).
Во избежание ненужных сложностей, природа человека требует не равенства полов, а распределение между ними полномочий и обязанностей. Например, женщина не обладает возможностями мужчин, и мужчина - возможностями женщин.
Природа женщины такова, что она хрупка, ранима, а поэтому не всегда может защитить себя. Мужчины более крепки и выносливы, поэтому на них ложится обязанность по обеспечению семьи всем необходимым.
Между мужчиной и женщиной существуют определенные различия, но во многом они похожи, поэтому они могут иметь и одинаковые обязанности.
Итак, согласно точки зрения ислама, по некоторым аспектам женщины равны в правах с мужчинами, по другим - их права отличаются. Далее мы рассмотрим права и обязанности женщин.
Обязанности женщин
Основная обязанность женщин в исламе (как и мужчин) - верить в Аллаха, и это единственный путь спасения в вечной жизни. Ислам запрещает принуждение в религии. Жена-немусульманка имеет право жить по своей религии и выполнять ее предписания. Но, в тоже время, в интересах семьи ислам предписывает придерживаться порядка и дисциплины. Например, измена наказуема, но во времена четырех праведных халифов наказание женщин было мягче, чем мужчин.
Намаз обязателен как для мужчины, так и для женщины. Но и в этом основном предписании религии для женщины предусмотрены послабления. В критические дни женщина не совершает намаз. Праздничный пятничный намаз не обязателен для нее и участие в нем зависит от ее желания. Что касается поста, то при месячных и послеродовых кровотечениях женщина не держит пост, а возмещает пропущенные дни 1:1 в другое время. В тех же случаях она не выполняет некоторые обязанности хаджа. То есть, ислам, учитывая природные особенности женщины, облегчает ей выполнение предписаний ее религии. В выполнении последнего фарда - закята - мужчины и женщины равны, хотя последователи правовой школы Имама Шафи считают, что, хотя закят берется со сбережений, но со сбережений в виде драгоценностей и украшений, которые женщина носит, он взиматься не должен. Как уже говорилось ранее, ислам запрещает накопление, укрывательство богатств, чтобы путем сбора закята изъять часть накоплений и направить их на улучшение благосостояния страны и народа. Но при этом он облегчает выплату закята женщинам.
Обогащение небольшой группы людей путем несправедливого перераспределения средств, изымаемых у народа, запрещено. Этими путями являются, прежде всего, ростовщичество и азартные игры. Мусульманка, также как и мусульманин, должна подчиняться этому запрету. Лотереи и азартные игры опасны для общественного порядка, поэтому они запрещены как для мужчин, так и для женщин.
Еще один запрет ислама относится к употреблению алкоголя. Употребление алкоголя названо "деянием сатаны" (сура "аль-Маида", 5/90). Всем известно, какой вред наносит его употребление здоровью, экономике, нравственности. И женщине особенно следует оберегать себя от этого зла. Ведь все, что поступает в организм матери, передается и ее ребенку - сначала через кровеносную систему, а после рождения - через молоко, т.е. передавая и свое здоровье, и свои болезни ребенку, она ответственна за будущее человечества.
Духовная сторона жизни связана с Всевышним Аллахом, а нравственная - с взаимоотношениями с людьми. Как и во всем другом, в отношении нравственности ислам стремится избавить своих последователей не только от недостатков или результатов их влияния на поступки, но также от источников их возникновения. На это направлены определенные повеления, наставления и советы. Человек не может до конца познать всей тонкости этих запретов, причин их возникновения, поэтому некоторые из них воспринимает с удивлением. Все религии признают греховность внебрачных отношений и прелюбодеяния, но только ислам показывает пути отдаления от греха, устанавливая ясные и четкие правила поведения. Не стоит надеяться, что всякий человек может изменить себя и сопротивляться грехам, так как большинство людей слабовольны. Поэтому, что может более разумным, чем заранее установить правила, чтобы предупредить это?
Поэтому в Коране ("аль-Ахзаб", 59/33) в отношении женщин, дабы не создавать соблазна, содержится повеление: "О пророк, скажи своим женам, своим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала". Познее были ниспослано такое повеление ("ан-Нур", 102/30-31): "Скажи [Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это - непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам]". Здесь нет призыва к отречению от этого мира. Речь идет о том, чтобы женщина скрывала свою красоту от чужих нескромных взглядов, чем, несомненно, только защитит себя и свою честь (Коран, "аль-Ахзаб", 33/59). Как во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), так и в следующие исторические периоды ислама, женщины-мусульманки принимали самое активное участие в общественном труде. Они были медицинскими сестрами, учителями и даже сражались рядом с мужчинами. Среди них были певицы, парикмахеры, повара. Как передает Ибн Хаджар в "Исабе", Пророкый халиф Умар руководителем рынка Медины назначил женщину. Она же научила его дочь, супругу Пророка Хафсу чтению и письму. Есть много примеров женщин-судей. То есть, женщина в исламе имеет полное право на получение образования и профессии, развитие своих способностей, может сотрудничать с мужчинами и самостоятельно обеспечивать свою жизнь. Это подтверждается многочисленными примерами.
Истоки семейной гармонии в Коране объясняются так: "[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют" ("ар-Рум", 30/21). Мужчины и женщины дополняют друг друга (Коран, "аль-Бакара", 2/187), поэтому для взаимной выгоды должны оберегать друг друга. В отношениях между мужем и женой Коран советует: "Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое" (сура "ан-Ниса", 4/19). Поэтому человек, обладающий разумом, мудростью и силой воли, будет терпим к своей половине.
Человек будет искать и подбирать для брака подходящую себе пару. Ведь любовь порой обманчива. Вспыхнувшее чувство может иметь причины легкомысленные и мимолетные, особенно у молодых. Одно слово, улыбка, взгляд, внешняя красота могут перевернуть все. Но для семейной жизни этого увлечения не достаточно! Поэтому Досточтимый Пророк наставлял: "Не женитесь только из-за красоты. Она может стать причиной духовной нечистоты. Не женитесь из-за богатства. Оно может привести к своенравию. Женитесь из-за ее богобоязненности" (Ибн Маджа, № 1859). Наполняющий своей мудростью все сферы жизни, ислам и в этом вопросе раскрывает важную истину: тот, кто выполняет свои обязанности в полном объеме, тот лучше построит отношения в семье. Досточтимый Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Земная жизнь - благо, данное во временное пользование. А лучшее из земных благ - это благодетельная женщина" (тот же источник, №1855). Тирмизи и Несаи приводят другой хадис Досточтимого Пророка: "Лучший из мусульман - тот, который обладает самым прекрасным характером и мягок в обращении со своей женой".
Ислам особое внимание уделяет воспитанию нравственности. Поэтому исключает случайные встречи или уединение между чужими мужчиной и женщиной. В Коране говорится, что, если есть сомнения по поводу верности жены, то сначала надо воздействовать укором, чтобы исправить ее поведение, потом отказаться разделять с ней супружеское ложе, а, когда все средства уже исчерпаны, можно даже несильно побить ее ("ан-Ниса", 4/34). И, если уже ничего не помогает, то обратиться к последней мере, - по определению Досточтимого Пророка, "самому нелюбимому Аллахом поступку из разрешенных Им" - разводу. Но бесчестье и верность - понятия, касающиеся обоих супругов. Если жена заподозрит мужа в измене, то и она имеет право пытаться исправить ситуацию и, в случае тщетности всех усилий, требовать законный развод (Коран, "ан-Ниса", 4/128-130).
Чтобы составить хороший брачный контракт, необходимо, чтобы он был приемлем для обеих сторон. Если стороны пришли к согласию, то, либо их цели совпали, либо кто-то из них пошел на уступки, либо отказался от своих позиций. Уступать можно тоже до определенных пределов. Коран ("аль-Анкабут", 29/8) и сунна устанавливают эти пределы так: "Не повинуйтесь тем, которые призывают к непокорности Всевышнему".
Можно пойти на уступки для укрепления отношений, во избежании конфликтов, для примирения после ссоры, но делать уступки, ведущие к нарушению каких-либо предписаний и законов ислама категорически запрещено.
Очень важным является повеление Досточтимого Пророка, относящееся к мужчинам: "не уподобляйтесь женщинам в стрижке, одежде, манере разговора, избегайте женоподобного поведения", и к женщинам: "не походите на мужчин". Люди должны развиваться в соответствии со своей природой, но никак не наоборот. Иначе, как сказано в хадисе, Аллах проклянет таких людей.
В доисламский период женщины мало ценились в арабском обществе, даже если мужчина был виноват перед женщиной, она не получала возмещения. Ислам устранил это неравенство. Несправедливость была устранена. Преступления, совершенные против женщины, ее имущества, чести и достоинства были приравнены к аналогичным преступлениями против мужчины. В отдельных случаях женщина пользуется даже большими правами. В Коране сказано, что, если клеветник, обвинивший женщину в прелюбодеянии, не сможет этого доказать, то должен понести наказание за эту ложь, и в дальнейшем свидетельства этого человека не должны приниматься судом ("ан-Нур", 24/4- 5). Здесь не упомянуто наказание, которое он понесет за это на том свете. Возможно, раскаявшись и прося прощение, он избежит наказания там. Ученые единогласно считают, что покаяние стирает грехи. Но, даже если он открыто покается, изменится, то и тогда больше не будет допущен к судебным процессам в качестве свидетеля. Коран напоминает, что обидеть легко, а восстановить отношения намного труднее, таким образом, желая предостеречь общество от необдуманных слов и поступков.
По исламу, в имущественных правах женщины тоже имеют определенные преимущества. Женщина является единственном владельцем своего имущества. Если она умственно полноценна и достигла совершеннолетия, то в праве тратить свое имущество без согласия отца, мужа или братьев. В этом отношении нет различий между мужчиной и женщиной. Если муж, отец или другой родственник взяли в долг больше, чем могут осилить, то они не могут передавать имущество женщины под залог. В то же время, если женщина берет в долг, то кроме нее никто не несет ответственности за его возвращение. При приобретении недвижимости положения те же. Женщина имеет право завещать, подарить или пожертвовать имущество, зарабатывать средства путем занятия бизнесом. Все доходы от ведения бизнеса будут принадлежать ей. Она имеет полное право владения на недвижимость: может распоряжаться так, как считает нужным, подарить, продать и использовать в разрешенных целях.
Наследственное право требует некоторых разъяснений. В доисламский период женщины не имели никакого права на получение наследства от мужа или отца. В первые 15 лет пророческой миссии Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не затрагивал этот деликатный вопрос. Известна история одного богатого ансара по имени Авс ибн Сабит, который умер в третьем году по хиджре, оставив жену и четырех малолетних дочерей. По действующим тогда в Медине законам правом на наследство отца обладал, во-первых, только сын, вовторых, достигший возраста, когда он мог принимать участие в сражении с оружием в руках. Все имущество семьи перешло к племянникам умершего, а его жена и дочери остались без средств к существованию. Нужно было немедленно положить конец несправедливому распределению материальных средств семьи и урегулировать порядок наследования. Вскоре были ниспосланы айаты Священного Корана ("ан-Ниса", 4/7-12, 176), в которых повелевается, что родственники женского пола, в первую очередь - жены, дочери, матери, сестры являются полноправными наследниками имущества семьи. Эти каноны по сей день строго соблюдают не только все мусульмане, но и приверженцы других религий, например христиане, проживающие на территории Сирии и Ливии. В исламе нет подразделения наследства на движимое и недвижимое. Все имущество должно быть поделено между наследниками. Мусульманин не может лишить родственников права на наследство по причине ссоры или обиды. Нет необходимости в письменном оформлении наследства, в случае смерти мусульманина его имущество по закону переходит его родственникам. Доля каждого родственника четко определена и не подлежит пересмотру. Письменный документ составляется только в том случае, если потенциальный наследник не является прямым родственником. Максимальная доля наследства на одного человека определена в размере одной трети всего имущества. Взаимное согласие наследников считается достаточным основанием, чтобы превысить установленный максимум передаваемого имущества.
Доля наследства варьируется. Она зависит от состава семьи, а именно: состоит она из единственной дочери, сына и дочери, из супруга с детьми или без них, из сестры или брата, из родителей и т.д. Мы не будем входить во все подробности того, какая доля наследства причитается каждому из родственников, а лишь коснемся общих положений, относящихся к женщинам.
Жена умершего при отсутствии детей получает одну четвертую часть имущества, если есть дети - одну восьмую. Если из наследников - одна дочь, она получает половину имущества, если дочерей несколько, то они поровну делят между собой две третьи имущества. Это действительно только при отсутствии сына.
Если есть сын, то дочь забирает половину от доли сына. Если единственный наследник - мать, то ей полагается одна треть всего имущества. Если кроме матери есть отец, братья или дети, то она получает одну шестую часть. Если у умершего брата остались сыновья, то сестра не имеет права на наследство, если сестра - единственный наследник, то она получает половину имущества брата, если сестер несколько, они поровну делят между собой две трети имущества брата. Если у умершего осталась дочь, его сестра получает одну шестую часть; если у него остался брат, то сестре причитается половина доли брата. Наследственный статус у сестер от одного отца или от одной матери или от одного отца и матери одинаков.
В этом распределении просматривается некоторое неравенство в правах между братом и сестрой, отцом и матерью, сыном и дочерью. Оно не основано на принципе неравенства полов и не является несправедливым. Это объясняется тем, что в доле наследства женщины комплексно учтены доходы, гарантированные ей другими правами. К тому же, следует напомнить, что женщина наделена правом иметь личное имущество, которое не облагается налогом, и никто не имеет права посягать на это имущество. В частности, на ее муже, отце, сыне или другом ближайшем родственнике лежит ответственность об обеспечении ее всем необходимым (пищей, одеждой и т.д.), и даже в праве в судебном порядке заставить их выполнять свои обязанности перед ней. Кроме того, при замужестве она получает от будущего мужа махр, который в доисламские времена целиком доставался ее отцу. Махр - это не приданое. Но без махра никах (бракосочетание) не считается состоявшимся. Несомненно, положение женщины таково, что ей легче обеспечивать свои расходы, чем мужчине, на которого возложены многочисленные обязательства. Эти обстоятельства обуславливают справедливость права мужчины на большую долю наследства. Семейная экономика должна поддерживаться обоими супругами. Если жена не зарабатывает, то, по крайней мере, делает покупки, стараясь планировать затраты и не допускать излишеств.
Брак в исламе является добровольным актом будущих супругов. Родители могут содействовать в поиске, выборе спутника жизни, давать советы, но решающее слово остается за вступающими в брак. Закон не делает в этом различий между женщиной и мужчиной. В отдельных регионах или социальных слоях могут встречаться отступления от положений закона, но они, не имея ничего общего с шариатом, отвергаются им.
В исламе разрешено многоженство, в отличие от западных культур. Тем самым ислам более гибко и успешно решает некоторые социальные проблемы. В то время как Запад, считая многоженство чем-то аморальным, не может предложить альтернативного пути против распущенности, неверности супругов, рождения детей вне брака, воспитания их в неполных семьях, часто без материальной и моральной поддержки отца. В исламе отношения между мужчиной и женщиной разрешены только на основе брака, который обеспечивает соблюдение прав как супругов, так и рожденных в этих отношениях детей. Кроме того, в разрешении жениться на нескольких женщинах есть немало практической пользы и мудрости. Например, это позволяет предотвратить развод с какой-то из жен по причине ее бесплодия.
Часто многоженство является единственным шансом женщины осуществить свое предназначение быть женой и матерью в те моменты, когда в обществе происходит сокращение мужского населения, например, в результате войны.
Действительно, исламское право построено на разумности и целесообразности. Ислам не призывает к многоженству, а лишь разрешает его в тех случаях, когда на это имеются причины. Многоженство возможно только при условии согласия первой жены. Если есть две жены, то на на брак с третьей нужно согласие обеих. С другой стороны, нельзя брать женщину в жены без ее желания и согласия. И, если женщина готова стать второй или третьей женой, упреки в адрес шариата в ущемлении прав женщин неуместны. Многое в этом вопросе зависит от самой женщины. При заключении брачного контракта она может оговорить возможность или недопустимость многоженства. Но, даже если воля женщины не отражена в брачном контракте, шариат предоставляет ей право выбора, обеспечивая справедливое и законное решение в такой исключительной ситуации, как многоженство.
Средневековые религиозные каноны не содержат ограничения количества жен для одного мужчины. Упомянутые в Ветхом Завете пророки имели по несколько жен. Такие христианские ученые, как Лютер, Меланктон, Букер и др. без всяких сомнений делали вывод, что многоженство приемлемо (см. Dictionnaire de la Bible, п. Многоженство), ссылаясь на то, что однажды пророк Иисус (мир ему) ставил одного мужчину в пример другим за то, что тот был женат на десяти женщинах (Евангелие от Матвея: 25/1-12). Если христиане не желают воспользоваться дозволенным их религией многоженством, это никак не меняет суть их канонов.".{overlib linktext="1" text="В противоположность тому, что двоеженство считается преступным и даже греховным действием, в действительности, женитьба на одной женщине единожды и на всю жизнь - очень редкое явление. Такой непреклонный идеал и такая жесткая точка зрения, наверное, нигде не могут быть найдены, кроме как в новой западной культуре. Даже христианская доктрина ни в коем случае не предписывает единственную женитьбу..." (Британская энциклопедия, Брак, раздел "Полигамия").
"Мы не имеем права говорить, что идея единобрачия современного западного мира опирается на христианство... Христианство открыто не запрещает многоженство, кроме как только в отношении священнослужителей (1 Тимофей, III, 2 и 12). Но ни один из церковных соборов первых столетий христианства не запретил многоженство. Короли тех стран, где в дохристианский период было принято многоженство, не запретили это и потом. В середине 6 столетия у Ирландского короля Диармейта было две королевы и две метрессы (Д'Арбус де Жубенвилл, IV, 292), Многоженство практиковалось и королями династии Меровингов. У Чарлемагна (Шарльмана) было две королевы и большое количество метресс, и один из его законов свидетельствует, что многоженство не было чуждо священникам (Thierry, Narrative of the Merovingian Era, s. 17 и продолжение; Hellwald, Die menschliche Familie, s.558, n.1; Hallam, Europe during the Middle Ages, I, 420, n.2). Позже Филипп де Гесс и Фредерик-Гуиллаум де Прус женились каждый на двух женах по разрешению лютеранских священников (Friedberg, Lehrbuch des kath. U. evang. Kirchenrecht, 436, n.2, § 143). Наличие двух королев у первого из них одобрил лично Лютер, и Мелантон сделал то же самое (Костлин, Мартин Лютер, II, 475 и продолжение). Неоднократно Лютер одобрительно отзывается о многоженстве: "Многоженство не запрещено Богом... Многоженство, конечно же, предпочтительнее развода..." (Там же, I, 347; II, 963 и продолжение). В 1650 году, спустя немного времени после Вестфальского мира, Криегстаг Фаркони поставил на голосование постановление, так как в результате 30 летней войны население сильно сократилось, каждый мужчина имеет право жениться на двух женщинах, и оно было принято (Хельвальд, с. 559 и продолжение). Некоторые христианские школы горячо отстаивали право на многоженство. В 1531 году анабаптисты в Мюнстере открыто защищали эту позицию и при этом добавляли, что у настоящего христианина должно быть несколько жен (Там же, 558 n. 1). А мормоны, как известно, рассматривают полигамную семью как божественное повеление (Вестермарк, III, 50-51). В послании немецкого принца Филиппа де Гесса религиозному богослову Мартину Буджеру содержится указание на мнение высших религиозных авторитетов Мартина Лютера и Филиппа Мелантона по этому вопросу: "§ 10. Знаю, что Лютер и Мелантон рекомендуют королю Великобритании не расторгать первый брак, а жениться второй раз еще на одной женщине"(J.B. Bossuet, Historie des variations des eglises protestantes, Книга IV, с 1537 до 1546 Сборник всех произведений Бюссета, новое издание, Бар-Ле-Дюк, 1877, том III, с. 233-250. кроме того, с. 244). Еще см. F. Vigouroux, Dictionnare de la Bible, Paris 1912, Polygamie (раздел, посвященный многоженству), т. IV, 513." title=""} Только в исламе количество жен ограничено четырьмя. Больше сведений о христианском мировоззрении и его отношении к многоженству вы можете найти в Encyclopedia Britannica, особ. статья Вестермарка History Of Human Marriage. В исламе расторжение брака разрешено. Развод возможен по инициативе мужа, но и женщина может оговорить это право в брачном контракте. В случае, если у мужа обнаружилось опасное заболевание, или он не способен выполнять свои обязанности, или без предупреждения уезжает на долгое время, жена может расторгнуть брак, обратившись в суд. Если в семье возник конфликт, то перед тем как принять окончательное решение, по шариату рекомендуется обратиться к судье для его разрешения во избежание развода. Посланник Аллаха сказал: "Из всего дозволенного самым нелюбимым для Аллаха является развод". Шариат и нравственность ислама дополняют друг друга, так как имеют единый источник - Коран и хадис.
В этом разделе вкратце были рассмотрены особенности положения женщины в Исламе.