Мы взяли в долг этот мир у будущего поколения

 
Image

Мы рождаемся в устроенный мир, но в силу сознания, порожденного социальной средой, устанавливаем отношения с окружающим миром. С самого детства формы мышления и поведения заимствованные от членов семьи и близкого окружения позволяют нам определять отношения с окружающей средой. Вернее, мы поступаем таким же образом, как и окружающие; не замечаем или стараемся не замечать того, что и они не замечают. В детстве, несмотря на наличие множества вещей, нуждающихся в охране, мы не придаем им значения. Потому что они не созданы нашими руками или же сталкиваясь с ними каждый день мы привыкаем к ним. Постоянно вдыхаемый нами воздух, свет и тепло солнца, зелень, которая производит нам кислород и поднимает настроение, ясно синий цвет неба, изумрудно-зеленное море и т.п. мы замечаем только тогда, когда навечно или временно лишаемся их. И только тогда понимаем какое важное значение они имеют для человека.

Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точной взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии ( cм. Коран, 14/32; 16/12, 14; 22/65; 29/61; 31/20; 35/13; 39/5; 45/13). Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире, строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе местах. Аллах говорит об этом  много раз в Коране (аль-Хиджр, 15/16-20; аль-Камар, 54/49, ар-Рахман, 55/7-12).

Ислам приводит советы, наставления и предупреждения по всем формам и признакам жизни человека. Все вышеперечисленное имеется и в отношении данной темы, среди которых можно перечислить:

Ислам учит мусульман уважительно относиться ко всем существам и не притязать на их право жить. Потому что, каждый мусульманин верит в "Аллаха славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой..." (аль-Исра,17/44). Коран считает расточительство харамом, а расточителей братьями дьявола (аль-Араф, 7/31; аль-Исра, 17/26-27, 29-30; ТаХа, 20/81). Вместе с этим, предупреждения Пророка Мухаммада о том, что не следует заниматься расточительством даже при совершении омовения в реке (Ибн Маджа, Икама,193) играют важную роль в становлении сознания окружающей среды.

В Коране говорится, что устройство земли Аллах поручил человеку. Доказательством этому, в одном из айатов имеют место следующие слова: "Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней" (Худ, 11/61). Слову "исти'мар", которое проходит в данном айате, ученые тафсира придавали два значения. Исламские ученые основываясь на вышеприведеный айат разъясняли это слова в значении - строительство помещений, устройство водных каналов, озеленение территорий и т.п. Они считали, что подобная деятельность является фарзом (Абу Хаййан, аль- Бахр аль-Мухит, Бейрут, 1992, 6/175). Конечно же человек будет заниматься обустройством земли и для него не имеет значения является ли это обязательство естесвенным или имеет религиозное значение. Но, необходимо при этом негубить природу, как требует того нравственность мусульманина.

В этом отношении Пророк Мухаммад был образцом для мусульман. Прекрасно осведомленный об этом наставлении Аллаха, Пророк непосредственно принимал участие в строительстве Медины. Вместе с этим, Пророк объявил области Медины и Таифа запретной зоной для охоты и рубки деревьев. В предании Абий б. Зайда говорится, что Посланник Аллаха местность размером примерно по 30 км длиной от каждой стороны Медины объявил запретной зоной (хыма/харем) и настрого запретил рубить деревья и обрубать ветви. (Абу Давуд, Масаник, 96). Также, Пророк запретил и даже проклял того, кто будет рубить кипарисовае дерево в пустыне, в тени которого отдыхали путники и животные (Абу Давуд, Адаб, 159).

Кроме того, Пророк всегда советовал содержать в чистоте город и охранять растения и животные. В связи с этим вопросом можно перечислить некоторые из наставлений и напоминаний Пророка: содержание мечетей в чистоте и порядке и наполнять запахом благовоний (Тирмизи, Джума, 64); содержать в порядке и периодически чистить дворы и сады при мечетях (Тирмизи, Адаб, 41); не заниматься мочеиспусканием в стоячую воду (Бухари, Вуду', 68; Муслим, Тахара, 94-96; Абу Давуд, Тахара, 36); несыпать мусор вблизи источников питьевой воды (Сервет Армаган, "Основные принципы экологического права Ислама", Ислам и экология, стр. 250); о заслуге места в раю человеку, который чтоб напоить водой почти умиравшего от жажды пса, ботинком доставал воду из колодца (Бухари, Бад аль-халк, 17, Адаб, 27); о заслуге ада старой женщиной, которая заперла кошку в дом и позволила ей умереть от голода (Бухари, Азан, 90).

Данные примеры показывают, что Великий Пророк как во всем, так и в деле охраны и соблюдения чистоты окружающей среды всегда являлся образцом для последователей. Помимо этого, хадисы поощряющие садить деревья: "Если у вас имеется саженец дерева под рукой, даже при приближении светопредставления если сможете улучить удобный момент, посадите его" (Бухари, Адаб аль-муфрад, Каир 1379, стр. 168); "Кто посадит дерево, тому Аллах запишет столько же блогодеяний, сколько будет урожая от этого дерева" (Ахмад б. Ханбал, Муснад, 5/415), "Кто оживит пустую и высохшую местность, то Аллах вознаградит его за это. В случае использования этой местности каким-либо живым существом, ему будет записана милостыня" (Мунави, Файз аль-кадир, 6/39), "Кто из мусульман посадит дерево, то каждый съеденный урожай от этого дерева обязательно будет для него милостыней. Съеденное дикими животными и птицами тоже милостыня. И каждый съеденный плод милостыня для него" (Муслим, Мусакат, 7-10, 12; Бухари, Адаб, 27; Харс, 1), являются наглядным показателем этой чувствительности и поощрения развивать и укреплять понятие окружающей среды.