Общее для всех религий поклонение: пост

Можно сколько угодно далеко заглянуть вглубь истории человечества и можно дойти до самых отдаленных уголков земли, но в любую историческую эпоху и во всяком месте непременно обнаружится присутствие такого феномена, как религия.

Можно сколько угодно далеко заглянуть вглубь истории человечества и можно дойти до самых отдаленных уголков земли, но в любую историческую эпоху и во всяком месте непременно обнаружится присутствие такого феномена, как религия. Это так, поскольку чувство веры является одной из основных особенностей человека, и создание системы ценностей, так или иначе основанной на постулатах веры, является психологической и социальной потребностью для всех без исключения людей. История человечества и научные исследования показывают, что религия существует вместе с человеком и что невозможно существование ни общества без религии, ни человека без веры.

Подобно тому, как религия является неопровержимой данностью человеческой истории, так и поклонение является неотторжимой частью религии, одним из ее основополагающих элементов. Даже в этимологии слова  религия   присутствует данный смысл. В арабском языке этимология слова "дин" выражает взаимоотношения между двумя сторонами, которые заключаются в том, что одна сторона повелевает и правит, а другая - повинуется и покоряется. С точки зрения раба самым очевидным выражением повиновения и покорности, о которых идет речь, является поклонение. Также и слово "religion", которое используется в западных языках в качестве эквивалента слова "дин", имеет смысл уз, связывающих человека с Богом, а также пунктуального, усердного и регулярного исполнения ряда определенных действий в установленном порядке.

Вне зависимости от того, истинна или ложна религия, имеет ли она национальный характер или всеобщий, во всех религиях имеются разные способы поклонения и жизни в служении объекту поклонения. Хотя различные способы поклонения и отличаются от религии к религии, с точки зрения их основополагающей сути являются одним и тем же, и определенные  формы поклонения присутствуют во всех религиях. В основном, религиозное поклонение представляет собой поведенческий акт,  который опирается на слова и выражается в телодвижениях, или же реализуется в виде пожертвований и  преподношений со стороны тех, кто имеет возможность для этого, или же воплощается в жизнь посредством сознательного лишения самого себя тех или иных благ.

Одной из форм поклонения, которая присуща всем религиям, является пост, представляющий собой обуздание страстей, лишение себя некоторых желанных вещей и жертвованием ради божественного довольства.  Пост, который продолжается в течение дня или многих дней, охватывая определенную часть дня или весь день и выражающийся в воздержании от приема пищи, питья и подавлении сексуального вожделения имеется во всех религиях, ибо наша Великая Книга повелевает так: "О, вы, верующие! Вам предписан пост так, как он был предписан тем, кто был до вас..." (аль-Бакара, 2/183). Действительно, как свидетельствуют научные исследования, пост присутствует во всех религиях.

В разных религиях пост исполняется по-разному. В некоторых из них он воспринимается как некая диета, которую соблюдают применительно к некоторым видам пищи, не употребляя их в определенные дни недели и года. Существуют религии, в которых пост охватывает не какую-то определенную часть дня, а сутки целиком. Существуют такие посты, которые из диеты трансформировались в полный отказ от приема пищи и питья в течение целого дня и которые длятся от одного до сорока и пятидесяти дней. Существует и пост в форме целибата, т.е. обета безбрачия, которому следуют христианские отшельники, монахи и монахини.

Главной целью буддизма является достижение окончательного освобождения, то есть Нирваны.  Единственной преградой для достижения Нирваны являются желания и страсти.  Освобождение возможно только при отказе от желаний, а первым шагом избавления от желаний является пост. В джайнизме пост длится сорок дней и исполняется он по очень строгим правилам.

В индуизме также существует пост, который представляет собой диету, заключающуюся в отказе от поедания некоторых видов пищи. Этот пост соблюдается в определенные месяцы и дни года для воспитания души.

Пост существует также и в иудаизме. Об этом гласит одно из евангелических разъяснений: "Они же сказали Иисусу: Почему  ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?" (Лука 5:33). Постом, установленным в иудаизме, является пост, который соблюдается в  день искупления грехов Йом Кипур, и исполняется он лишь один раз в год, в течение приблизительно 25 часов. Он начинается вечером с заходом солнца и продолжается до вечера следующего дня.  Кроме этого обязательного поста в иудаизме существует обычай поститься в знак траура и скорьби в памятные дни, напоминающими о горьких и мрачных датах Иудейской истории. Такими днями являются дни взятия и оккупации Иерусалима вавилонянами и римлянами, день разрушения Храма, которые поминаются посредством поста. Такие посты продолжаются от утренней зари до первой звезды вечером. Курение не нарушает иудейского поста.

В христианстве принят пост в виде молитв, раздачи милостыни и покаяния. Существует два вида постов, один из которых называется постом и заключается в воздержании от пищи и питья. Он длится недолго и обычно ограничивается одним днем или частью суток. Другая форма поста представляет собой отказ от определенных видов пищи, являясь своего рода диетой. Пост в христианстве обычно исполняется в виде диеты. По средам,  пятницам, которую принято считать днем, когда Иисус взошел на крест, а также  после Рождества на протяжении сорока дней перед Пасхой исполняется Великий Пост, который представляет собой диету. В указанные дни нельзя принимать в пищу отдельные продукты.

Хотя согласно Евангелиям досточтимый Иисус в течение сорока дней постился, удалившись в пустыню (Мф.4: 2; Лк. 4: 2), в христианстве принята несколько иная практика, и, поскольку воскресенье принято считать днем воскресения досточтимого Иисуса, то в этот день не принято держать пост в знак траура. Досточтимый Иисус особо подчеркнул недопустимость показного поклонения, в данном случае поста: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой. Видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6: 160-8). Помимо других вопросов досточтимый Иисус стремился предостеречь сынов Израиля от лицемерия и фарисейства и в вопросах поклонения и учил их придавать значение глубинному смыслу, сути поклонения, а не его внешней форме. Его изречения, касающиеся поста, тоже свидетельстуют об этом.

Как видим, во всех религиях существует поклонение в виде поста; различия присутствуют только в его длительности и содержании так, что эта форма поклонения стала сценой для самых разных форм исполнения: от определенной части суток до многих лет, от диеты до полного отказа от пищи.

Присущее Исламу равновесие между материальным и духовным, между мирским и небесным, неприятие им крайностей и чрезмерности, проявляет себя также и в ритуальном посте. Исламский пост это и не индуистский пост, представляющий собой чистую физкультуру, ни христианский пост, являющийся ничем иным, как диетой. Это и не обязательный иудейский пост, который длится 25 часов без разговения, и ни христианская диета, занимающая лишь часть дня. Исламский пост не слишком долог и не слишком короток, это не абсолютное голодание и не банальная диета. С точки зрения продолжительности, формы исполнения и содержания исламский пост является самым серьезным, умеренным и прекрасным.