В мусульманских источниках, пророк Адам являясь отцом человечества (абу'ль-башар), среди избраных Аллахом людей в Коране принят со званиями сафиййаллах.

Image

Язык и происхождение слова Адам был спорным вопросом среди филологов-мусульман. Большинство филологов считают, что это слово является арабским, произошедшее от корня слова аль-удма означающее "смуглый" или аль-адама означающее "вид, пример". По мнению других, внешняя сторона чего-либо (более точно в виде земляного покрова), произошедшее от слова, которое означает аль-адима. По точному преданию, Аллах сотворил Адама из глины собраной по всей земле. Так как он был создан из разной глины, роду Адама были присущи разные характеры. Также было высказано мнение, что слово Адам произошло от слова аль-удм или аль-удма означающее "правдивость, привыкание, привычка".

Сотворение Адама объясняется в Торе и Коране. В Торе, сотворение первого человека, его вид и время по разному описано в двух отдельных рассказах. По первому рассказу, который называется "Описание Элохист", на 6-м дне сотворения человека, после появления всего другого, в первый раз сотворились мужчина и женщина, в образе похожем на Бога. Во втором рассказе, под названием "Описание Яхвист", говорится, что вначале был сотворен мужчина, а затем из его ребра была сотворена женщина. Первый человек (адам), был сотворен Всевышним из глины (адамах) и после того, как Аллах вдохнул в него жизнь, он ожил. По объяснению в Торе и в книгах признающих апокриф, глина из которой был сотворен Адам взята в священном месте (Иерусалим, Храм Сулеймана) и была смесью из красной, черной и белой глины.

По Корану, совершенно точно то, что сотворение Адама не было таким обычным как творение других людей. Особенно в 59-ом айате суры Али Имран сказано: "Поистине, пред Аллахом мессия Иса Адаму подобен, которого Он сотворил из праха, потом ему сказал Он: "Будь!" - И стал он", - это указывает на сверхъестественное сотворение этих двух пророков.

По заключению данных в Коране, достоверных хадисах и основывающихся на них мусульманских источниках, Адам сотворен из глины. В айатах относительно этой  темы, прослеживая особую серию развития данного сотворения и неизвестный срок можно заключить, что сотворение осуществленно в определенное время. Но, данное событие конечно же никогда не должно восприниматься так, как будто оно произошло в есстественной форме, без влияния высшей воли и силы. Во всех айатах, связанных с сотворением Адама особенно обращено внимание на волю и силу Аллаха. Также Адам сотворен - что не вызывает никакого сомнения- не по образу какого-нибудь живого существа, а из глины и являлся полностью независимым, первым отцом всего живого на земле и в отличии от живых и неживых на земле был наделен ответственностью и необходимыми для этого душевными, сознательными, умственными и психологическими качествами. По этой же причине нельзя сопоставить с исламскими поверьями, отрицание особой формы сотворения человека существующей теории, сравнения его на одном уровне с простыми творениями.

В Торе, кроме того, что на земле на 6-ой день из глины был сотворен Адам ничего нет. В книгах же, признающих Апокриф говорится, что сотворение Адама произошло в Иерусалиме на 6-ой день, в первые часы дня и больше никаких данных не приведено. У иудеев принято считать, что Адам был сотворен в 3761-3760 годах до нашей эры. В Коране не отмечено в какой день был сотворен Адам, но в хадисах есть данные, что он был сотворен в пятницу, в тот же день поселен в рай и снова в пятницу выселен из рая, в тот же день было принято раскаяние и умер он тоже в пятницу.

В айатах Корана, относительно пророка Адама эта тема рассматривается с трех разных точек. Прежде всего сказано, что Адам сотворен из самого простого материала - глины, затем формируются дух и тело, поэтапно полностью превращаясь в совершенного человека, что указывает на высшую силу Аллаха. Во-вторых, указано, что роль Адама превыше остальных видов всего живого. В этих айатах обращено внимание на то, что Адам и представители его рода являются правителями на земле, наделенные Аллахом сознанием, умом, пониманием и т.д. поклоняются Аллаху и исполняют волю Аллаха, а также находятся в состоянии использовать и подчинять в собственных целях многие другие живые существа. В разных айатах приводится, что Аллах повелел всем ангелам поклоняться Адаму. Из этого следует,что Аллах сотворил Адама по положению выше, чем ангелов, и он был удостоен их уважения. Это значит, что этим превосходством наделен не только Адам, но и весь человеческий род. В Коране имеют место и другие признаки, указывающие на особенности сына человечества (Исра, 17/70; Тин, 95/4). Третьей темой об Адаме в Коране является его пророчество. Если нет айата, в котором точно указыватся, что Адам был пророком или посланником, то все равно по объяснению в Коране, "Адам получал от Всевышнего откровения (слова)", (Бакара, 2/37); Аллах обращаясь к нему сообщил об обязанностях и ответственности (Бакара, 2/33,35; Араф 7/19; Та-Ха, 20/117). В другом айате говорится, что Аллах вместе с родом Нуха, Ибрагима и Имрана, подчинял вселенную и Адаму (Али Имран, 3/33). Данные слова являются доказательством его пророчества. В одном из хадисов из Муснеда Ахмед б.Ханбала (V, 178, 179, 265) говорится, что на вопрос относительно имени первого пророка, Пророк Мухаммад, нераздумывая ответил - Адам.