С античного периода все знают, что религии и философы обратили внимание на тему женщина и отношения между женщинами и мужчинами. Всем известно что философы во главе с Аристотелем обычно недооценивали женщин и преподносили такие предложения, с которыми невозможно было согласиться. Вполне естественно что наиболее яростными противниками этих предложний были сами женщины.
Отношение к теме женщин в семави (религии созданные Аллахом) и бешери (религии созданные человеками) религиях совершенно различные друг от друга и временами противоречивые. Отношение Ислама, пришедщего после богатого опыта и накопления в истории человечества, и Пророка можно понять и вычислить объём их революции в этом вопросе, рассмотрев принципы Ислама по данному вопросу и непосредственное отношение Пророка Мухаммада и других мусульман к женщинам.
С религией Ислама женщина получила уважение, важность и социальный статус. Ислам дал женщинам гарантии гражданских, социальных, экономических и юридических прав. Возвысив статус матерей, жен и дочерей Ислам придал им равные с мужчинами права. Ислам не несет ответственности за второстепенное положение женщин в обществах Востока, которые не имеют никаких прав личности и остаются в невежестве. Подобное положение женщин и отношение к ним как к людям второго класса происходит из-за ряда политических, экономических, внутренних и психологических условий. После Пророка Мухаммада влияние политических, культурных и социальных условий объединившись с традиционным патриархальным суждением в семье права женщин заметно уменьшились. Впоследствии данная традиция по отношению к женщинам отразилась и в толкованиях по фыкху.
В период Мухаммада статус женщин в семье или обществе, анализ ролей и оценка сущности отношений между женщинами и мужчинами ясно показывают нам отношение Ислама к женщине. Ислам воспринимает женщину на равных правах с мужчинами и создает портрет - женщина равной с мужчиной относительно творения, права и ответственности. И рисует одинаковую зависимость обоих полов друг от друга. В Коране говорится “они – одежда вам, а вы – одежда им” (Бакара, 2/187). В другом айате написано “Мужи и девы, что уверовали в Бога – друзья и покровители друг другу” (Аттауба, 9/71). Пророк в Прощальной хутбе затронув тему отношений между мужчинами и женщина сказал: “Эй люди! У женщин есть права над вами, и у вас тоже есть права над женщинами”. То есть, в Исламе женщина имеет одинаковую степень с мужчиной и находится на равном положении в отношении личных, правовых и социальных прав. Они имеют множество частных права, среди которых религиозные обряды, наследство, умножение торговой и частной собственности. Права и положение женщин находились под охраной закона, основной целью были работы для полного осознания и правильного восприятия мужчинами всех прав женщин.
Несмотря на указание в Коране, что мужчины и женщины – в результате явления человеком - обладают одинаковыми религиозными и правовыми привилегиями и правами невозможно с уверенностью утверждать о полном равенстве мужчин и женщин (Худжурат, 49/13). Женщины в отличии от мужчин имеют совершенно разную биологическую, физическую и психологическую структуру. Ислам определил назначение каждого пола учитывая отличительные функции и различительные роли каждого пола в отдельности. Ислам в непротиворечивщих творению, угодных для этого положений установил равноправие между обоими полами и также установил различия в противоречащих природе положений.
Основание в различии обязанностей - это результат в различии полов созданных природой, данное различие способствовало предопределению разных норм по таким воросам как наследство и бракосочетание. Наличие разных норм для мужчин и женщин по таким вопросам как наследство, заключение брака и развод послужили веской причиной в создании такого образа женщины мусульманки как склоняющей перед мужчиной, человека второй степени. Одним из факторов питающих данное суждение явилась норма определения размера наследства – женщина получала половину размера наследства мужчины. Но, по нормам права Ислама мужчина обязан: обеспечивать все нужды семьи, зарабатывать средства существования для всех членов семьи; оказывать помощь ближним следуя степени родственности; вносить посильный вклад в сумму, выплачиваемую кем-либо из родственников при несчастных случаях; выплачивать мехир и многие другие экономические обязанности. Исходя из этого нормы материальных обязанностей женщин намного уменьшились, чем обязанности мужчин. Поэтому можна понять то, что сын получает большую долю наследства чем дочь. В вследствии ответственности мужчин за все материальные обязанности семьи и родственников становится ясной норма наибольшей доли в наследстве.
По нормам Ислама права развода принадлежит мужчине, в отношении женщины мужчина обладает наиболее широким спектром прав при разводе. Данная норма была установлена из-за поручения всех экономических обязанностней при разводе мужчине и чтоб предотварить самопроизвольство мужчины в этом вопросе. С другой стороны если женщина несчастлива и желание развода упирается в отказ мужа, то она имеет право обратиться за помощью к судье. Также заплатив определенную сумму (мухалеа) женщина имеет право требовать развод. В период Пророка Мухаммада женщины имели право слова при заключении брака и при разводе. Например Пророк решительно опроверг желание Али (муж дочери Пророка Фатимы) жениться во второй раз и поддерживая дочь сказал: “Или разводись с Фатимой или не женишься во второй раз”.
Коран принимает биологические разницы, но не определяет данное положение как неравенство. Только вот в некоторых мусульманских странах опираясь на эту биологическую разницу между мужчиной и женщиной было основано неравенство между полами и способствовало поддержки “безприкословному авторитету мужчины”. В результате невосприятия Корана и хадиса как единое целое явилось причиной появления фиктивных хадисов относительно почитания женщиной мужчины и представления женщин как неполноценных и безправных созданий. Но наоборот, во время Пророка Мухаммада статус женщины в семье и обществе –это выражение утонченного отношения Пророка Мухаммада к женщинам и чуткое отношение к правам женщин. Пророк Мухаммад очень хорошо относился к женщинам немусульманкам, оказал помощь женщине которая прибыла из Мекки в Медину и объявила, что она немусульманка. С другой стороны отпустил на свободу одну женщину и её мужа которые будучи немусульманами сообщили необходимые Исламской армии сведения. Также он заботился о больных мусульманках и даже наносил визиты к ним в дома.
Становится ясно, что несмотря на наличие разделения определенных ролей в общем спектре очень резкого предопределения ролей не существует. Эти роли в некоторых обществах неуравновешано разделены один во вред другого. Но в период Св. Мухаммеда женщины были активными в религиозной и социальной жизни. Некоторые женщины занимали место возле мужчин в политике, войне и науке. Пророк Мухаммад исполнил прошение женщин о помиловании арестованных по политическим соображениям, даже известно что иногда при решении некоторых политических вопросов действовал по указке своих жен. Одним из примеров активности мусульманок в социальной жизни является желание многих сахабов мужчин видеть Аише на месте их лидера. Аише наряду с качеством знатока хадиса заслужила известность в сфере давать фетву, фераиз, истории, несеп, поэзии, медицине и астрономии.
Также в рабочей сфере разделение границ работ были выделены не так резко как в современном Исламском обществе. Например жена Пророка Мухаммада занималась кожевенным делом и тратила доходы на милостыню. Пророк Мухаммад помогал женам в домашних делах, ставил заплату на свою одежду, ремонтировал туфли. Значит, в Исламе женщина одновременно имеет свободную личность перед мужчиной и экономическую независимость. В одном хадисе сказано, что женщины не являются имуществом мужчин, они люди имеющие одиноковые с ними права. Источником сведений об обношении и суждениях Пророк Мухаммад о женщинах является случай – занятие в долг у Хавле бинт Амры и стремление послать Дубаа бинт Зубейре мясо зарезанного барана.
Из всего этого следует вывод, что женщины в период Пророка Мухаммада имели собственную личность и в разумном виде защищали свои права. Нужно сказать что портрет пассивной мусульманки образовался со временем, при применении на практике мусульманином и клише созданого западными странами. Такие мысли о мусульманской женщине к сожалению формировались в течении времени и они противоречили с практиктическим положением периода Пророка Мухаммада. Можно сказать что патриархальные культуры читали в Коране суждения о женщинах с целью подпитать свои предубеждения. Наличие у мужчины большего числа обязанностей и прав послужило причиной утверждения у мужчин прав над женщинами. В одном из аятов написано: “Жены имеют такие же права как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению”. (Бакара, 2/228). Но это не значит, что женщина в семье и обществе находится на втором плане или теряет свои индувидуальные особенности. В Исламе важно не принадлежность полов, а положение раба перед Аллахом. Айат: “Воистину, самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный” (Худжурат, 49/13) ставит точку в данной теме.