Ахсан Утку
С наступлением благодатного месяца Священная земля наполняется еще большим оживлением... Количество людей в Мекке возрастает в два-три раза за счет наплыва со всех четырех концов света мусульман, прибывающих сюда для того, чтобы прожить Рамадан на земле, где когда-то жил наш досточтимый Пророк. Человеческий язык не повернется назвать "толпой" это прекраснейшее во всем мире собрание людей... "Во время намазов вокруг Каабы плечом к плечу стоит миллион человек", - говорит фотогpаф Омер Фарук Аксой, известный своими фотографиями Священной земли. Он также добавляет: "Те люди, которые верят, что намаз совершенный в заповедной мечети в Мекке в десять тысяч раз богоугоднее намаза, совершенного в других местах, обычно прибывают сюда, чтобы провести здесь весь месяц Рамадан". "Особенно во время утренних, вечерних и ночных намазов в месяц Рамадан окружающие Заповедную мечеть улицы, на которых люди совершают намаз, превращаются в часть этой мечети".
В Рамадан "Город не спит"
"Все магазины закрываются. Останавливается уличное движение. Каждый присоединяется к этому великому джамаату, дабы не упустить уникальную возможность обрести саваб" - так Аксой описывает намазы, совершаемые в Мекке. Аксой говорит о чарующей атмосфере утренних намазов, совершаемых на Священной земле так, что его слова западают в душу: "Больше нигде в мире нельзя увидеть миллион человек, собравшихся в одном месте на самой ранней заре". Он продолжает: "Даже в Нью-Йорке, забравшем у Лас-Вегаса титул ‘The city never sleeps' (Города, который никогда не спит) невозможно обнаружить столько людей в одном месте". Такое скопление людей грудью встречает и переносит всевозможные негативные условия. Люди не жалуются ни на жару, ни на холод... "Слезы наворачиваются на глаза человека, который представляет себе силу, которая в данном климатическом регионе, где зной время от времени еще до восхода солнца достигает 40 градусной отметки, собирает в одном месте большие группы людей, и когда он вдруг осознает, что это - сила призыва хадрата Ибрахима, и видит, что она чудесным образом сохраняется и продолжает оказывать влияние и в наши дни" - говорит Аксой. "Если бы Великий Пророк и покорно исполнявший волю Аллаxа, патриарх трех небесных религий Ибрахим алейхи-с-салям был бы сегодня среди нас, то я думаю, что это чудо впечатлило бы даже его".
Подобно тому, как это практикуется во многих мусульманских странах, здесь рабочее время также устанавливается с учетом Рамадана. Рабочий день в государственных учреждениях, который в обычное время начинается в 7.30 утра и заканчивается в 14.30, во время Рамадана начинается около 9 часов утра и уже после полуденного намаза на рабочих местах никого не увидишь. Однако жизнь продолжается вечером и ночью. После ночного намаза активность продолжается и длится до сухура - ритуального предрассветного завтрака.
На Священной земле время разговения-ифтар также представляет собой сцену, достойную взора: "Во время ифтара улицы пустеют. В некоторых мечетях накрываются столы для бедных и нищих. По-настоящему великолепно действо, происходящее в Мечети Пророка в Медине" - описывает Аксой часы ифтара на Святых землях. "Мечети полны людьми внутри и снаружи. Люди сидят рядами друг напротив друга. Между ними прямо на полу расстилаются скатерти. Люди разговляются разными продуктами. К их услугам и самые вкусные в мире финики и сдобные булочки, более известные как чуреки, фруктовые соки, йогурты, всевозможные сладости и даже кофе по-арабски и ключевая вода из источника Зем-зем. Однако сколь бы обильной ни была трапеза, никто не позволяет себе надолго засиживаться за столом".
Это - Центр мира
Благодаря Рамадану все большее число людей во всем мире, называющих себя мусульманами, могут ощутить чувство единения. "К примеру, сценка купли-продажи на небольшом рынке близ лондонского парка Финсбёри представляет собой полное сходство с подобными вещами, происходящими в любом другом уголке мусульманского мира", - говорит Аксой. "Все, начиная с различных сортов фиников до сладостей, выставленных на витринах и до личностей покупателей - все представляет собой символ Рамадана". Однако на Священных змелях плоложение сильно отличается, ибо находясь на этих землях вы пребываете в "самом центре" мира. "Согласно последним научным открытиям Мекка является центральной точкой мира", - говорит Аксой, «и вы совершаете разговение в Бейт-Аллах, то есть в Доме Аллаха... Попробуйте закрыть глаза... Кааба - первое есто поклонения на земле, выстроенное ангелами... И сегодня вы находитесь прямо перед ним... Может ли быть перед Аллахом какое-то другое место, более священное и благое, чем это?" Аксой оживляет это великолепное время перед нашим мысленным взором: "И вы находитесь там, вы пребываете вместе с ангелами. Вы разговляетесь водой из источника Зем-зем и финиками. И это - вместе с людьми, прибывшими сюда с четырех сторон света... Среди них есть индонезийцы - прекрасные люди, с лица которых не сходит улыбка... Красивые чернокожие африканцы с белыми сердцами и прекрасными телами... Суданцы, Занзибарцы, Сенегальцы, Нигерийцы... Здась же гости из бывших владений Османской империи... Из Египта, Ливии, Туниса и Алжира - владения Хасана-паши... И из самых дальних стран... Здесь люди, на землях которых похоронены сподвижники Пророка, которые проникнувшись смыслом священного хадиса "За знанием отправляйся даже и в Китай", отправились в путь и способствовали распространению Ислама на земле; перед Домом Аллаха вы находитесь бок о бок с паломниками из Средней Азии - древней матери-родины наших предков. В этом бесподобном месте есть люди из Нового Света, из Америки, Канады, а также Европы; которые прибыли сюда, горя любовью к Аллаху, для изучения истинного Ислама, чтобы увидеть след, оставленный великим пророком Ибрахимом и прикоснуться к земле, на которой родился, жил и в которой похоронен последний пророк и желая стать свидетелями живого чуда. Они разговляются вместе с вами и рядом с вами совершают таваф. Вот в этом заключается отличие Рамадана, проводимого на Священных землях..."
Сезон поклонения
Аксой описывает для нас и обряды поклонения, совершаемые после разговения. "В Аравии намазы таравиха совершаются очень долго", - говорит он и продолжает: "В Мекке и Медине намазы таравиха вместе со чтением Корана продолжаются два часа".
"Существует также намаз тахаджжуд, который читается от часа ночи до трех часов в течение последней декады Рамадана". На этих землях в этот благословенный месяц взору заметнее не за те, кто занят поклонением, а за те, кто не занят им... В месяц Рамадан совершенно нормально встречать тех, кто совершает игтикяф. Эти люди проводят часть Рамадана или же весь месяц в Каабе или Мечети Пророка.. На протяжении 24-х часов они предаются поклонению и размышлениям. Насколько же они счастливы, что могут жить такой жизнью в современном мире, в котором мы пребываем".