Репортаж: Проф. Саадеттин Октeн По своему мнению, Проф. Саадеттин Октен, не избегает использования французского стиля, но в суждении является защитником местного образа мысли. Репортаж, основанный на обсуждении проблем, возникших в результате изменившихся ценностей общества и образцовости сахабов, показывет как развить новое представление о цивилизации - Исходя из собственного опыта, что Вы можете сказать о том, как нужно "развивать новое представление о цивилизации"?
- Я не смогу практически ответить относительно этой темы. Смогу всего лишь рассказать о том, чего сам лично достиг. Родом я из верующий семьи. Скорее всего я имел преимущество, чем другие, т.к. с самого детства был тесно связан с неотесанной Османской человечностью. Родился в 1942 году в городе Стамбуле и был окружен людьми, личность которых сложилась в Османской период. Сам не сознавая, я перенял от них некоторый оттенок, некоторый вкус. Это было время протяженностью от конца сороковых до шестидесятых годов. Одним из этих людей был мой отец, другим дядя по материнской линии. Если перечислить остальных, то хотел бы назвать следующие имена: шейх обители Джеррахи Ибрахим Фахреттин Эренлер, Махир Из, Хафиз Али Эфенди, Али Йускударлы, шейх обители Узбеков Неджметтин Эферди, Мехмет Захит Котку. Я вырос в окружении этих выдающихся людей. Несмотря на то, что не всегда находился вместе с ними, я в конце конце понял, что именно они придали соответствующую форму и стиль моей жизни. Между тем не надо забывать и место женщин в моей жизни. Особенно мою маму и бабушку по материнской линии. Мама родилась в 1929 году, но полностью восприняла ту обстановку. А бабушка родилась в 1880-ых годах и ничуть не отклонилась от своих понятий и стимулов. Вместе с ними, в семьи были и европезированные женщины, моложе бабушки на 3-5 лет. Вот в таком окружении я и вырос. Окончил лицей Вефа, затем поступил в Технический университет, которое полностью является иностранной организацией. Университет тоже имел особенные для себя обстановку и положение. Впоследствии судьба преподнесла мне должность ассистента в Техническом университете. Летом 1964 года мне предоставилась эта возможность. Покойная мама очень хотела этого из-за того, чтоб я остался в Стамбуле. Став ассистентом переноситесь в совершенно другой мир. Я в отличии от других не был противником запада и по сравнению с друзьями вполне спокойно мог использовать французский стиль. Конечно это внесло определенную новизну в мою жизнь и больше всего это я понял в Техническом университете. К примеру Фетхи Гемухоглу оказал мне громадную поддержку, потому что он тоже пользовался французским стилем. - А как ваша семья смотрела на это? - Нормально. Например отец дома был предвзятым османцем, и способ мышления и наклонности и прочее. Но, вместе с этим никогда не порвал связь с французским стилем. - Характеризуя свою манеру держать себя, называете эту манеру и местной и неместной. Насколько возможно повернуть на запад, сохраняя при этом местный жанр? - Об этом я постоянно говорю. Иногда смотрю, то что я перенял от матери, бабушки, отца, Махир ходжи, все это вполне приемлимо и в современности. Это произошло когда мне было за пятьдесять лет. Ценности вполне актуальны, приемлимы и правильные. К примеру, если спросите какие ценности Ислама, то я обязательно принимаю во внимание и учитываю последний период Османской империи. Первое для меня воображение, потому что я не жил в тот период. В жизни намного важнее если ты лично прожил и внедрил в жизнь. Если что-то не вредряется в жизнь, то отталкиваетесь за предел жизни и эту пустоту сразу пополняет другой. Когда и где были внедренны эти ценности, и сможете ли вы устроить свою жизнь в угоду данным ценностям? Постмодернизация наглядно показала мне, что невозможно жить с ценностями, преподнесенные западом, Европой и Америкой после 1945-го года. - Они и сами не живут с этим. - Но они не признают этого и не говорят, что мы не живем. Они продолжают поиски. Для нас важно следующее: если брат по вере голоден, то мусульманин не ляжет спать сытым. Кто это брат по вере? Произнося всего лишь слово шахады, мусульманин, брат нам. Неважны ни возраст, ни пол. Подобного воззрения больше нигде не существует. Это воззрение моей цивилизации! Мы обязаны украсить ценности Ислама современными методами. Перенести их на сегодня и внедрять в жизнь. Мы обязаны попробовать сделать это, но как будет не знаю. В противном случае станем свидетелями разрушения всего мира. Если я что-то вижу и оно пробуждает во мне близкие мне знания, я обязан произнести это вслух, во всеуслышание. - Каким образом это можно осуществить? - Представление о цивилизации не должно оставаться всего лишь в рамках определенного понятия и души, а должно преобразоваться в стиль. Основа этого понятия - сунна и хадис. И 23 года, прожитые после этого. Есть еще и улема (ученые богословы) и огромный наглядный материал, сборники. Что можно выбрать оттуда на сегодня, какой стиль возможно развить, как можно устроить жизнь? Когда мы не в состоянии проделать подобное, то пустоту заполнят и будут господствовать другие стили и способы. Тогда как цивилизация это обширное понятие. Я не слишком много знаю, но чувствую и осязаю это обширное понятие. Стараюсь не отсраняться. Точка, которой я достиг - это по-моему осознание того, что в период сахабов не было никакого экстренного элемента. Это вполне рафинированные и приемлимые применения. Они охватывают отношения между мужчинами и женщинами, семейные проблемы, материальную жажду и пр. Затем, все последующие века превратились в каждый в отдельную главу, в отдельный сборник, в отдельную книгу. Перескочив через 1488 лет должны перенести ту жизненную модель в сегодняшний день. И применять на практике. Думаю, что во время внедрений, наряду с подкреплением оттуда, разум и душа, опять таки смотря на те звезды, образует терминологические рамки. Используя сегодняшний язык, но не являясь при этом пленником современного языка. Обязаны выставить насередину стиль, который создаст свой жаргон, чтоб поставить на место сегодняшнего жаргона. Первым шагом для осуществления этого, необходимо преодолеть барьеры в машлении. У наших людей имеются барьеры в мышлении. Что это за барьеры? Капитализм имеет основные предположения. К сожалению, мусульманский мир пока еще не преодолел этого. Вот и сейчас, например, потихоньку появляется новый стиль. Со временем общество отсеет это. Кто-то скажет более рафинированные слова. Их слова будут обсуждаться, не имеющие шансы на жизнь отсеятся. - Какие фильтры необходимо применять в подобных случаях? Каких мер должно придерживаться общество при отсеивании? - Мера здесь одна: Пророк Ислама, его досточтимые сахабы и люди, на которых мы надеемся и верим. Говоря о мере, я подразумеваю поступки покойного отца в подобных ситуациах, стараясь вспомнить содеянное Махир ходжой. Например после смерти Махир ходжи мы узнали, что не успев получить заработную плату, он сразу одну сороковую часть отдавал как зякат. При жизни никто не ведал об этом. Мы всегда видели его в новом костюме, и летом и зимой. Оказывается, в начале лета он шил новый костюм, а зимний дарил кому-нибудь, и тоже самое делал с летним костюмом, когда шил зимний костюм летний дарил кому-нибудь. Это и есть стиль. Он создал себе такой стиль. На первый взгляд это кажется очень просто, но в результате появляется что-то новое. - Как надо развивать подобные стили? Как изменились, по-Вашему, другие взгляды и суждения общества? - Здесь важно следующее: человек хочет существовать. Имеются показатели этого существования, для кого - это машина, для кого - дом. Только вот, если вместо этого дать ему более высокие, более абстрактные ценности, которые будут выражать его существование, я думаю потихонечку уменьшится его привязанность к материализму. Конечно же это связано с окружающей средой, с натурой и характером человека. Я говорю это для мусульман Турции, образование искусствоведа намного важно, чем образование мастера умельца. Искусство, которое имеет философию, суждение, мысль. В противном случае начнется безжалостная борьба между людьми. Если преподнести человеку другие ценности, то изменится первоочередность по отношению к имуществу, машине, расчетному счету в банке, здоровью. На этот раз появятся более смягченные, более красивые, более общие для всех ценности. Например, жалость, снисхождение, добродетель и забота - это очень ценные вещи, которые накрепко привязывают людей друг к другу. Но не одно из них не является материальным вещесвом, а наротив требуют материальных затрат. Человек - очень интересное существо, не взяв не отдаст, сначало должен взять, а потом отдать. Прежнее общество подпитывалось именно таким образом. - В этой сфере очень важны культура и искусство. При развитии представления о цивилизации необходимо придавать нужное значение культуре, исскуству и эстетике. Что можно сделать в этом отношении? - Теперь, культуру я объясняю следующим образом. Исходя от стиля Сезаи Каракоча и Йылмаза Озакпынара, насколько мне известно, цивилизация - это умственное и совестливое строение, материал ценностей. Культура, в некотором роде, воплощение в жизнь этой цивилизации. Вернее, все наши формы и стили входят в цивилизацию. А искусство отражение этого. Но, строя большую связь между цивилизацией и культурой, конечно же искусство - это большая правда, занимающая место на самом верху. Не сильная рутина. К тому же уменьшается материальная сторона и обращенная к сердцу и разуму духовная сторона, выходит на передний план. Вот это и есть искусство. Бесспорно, при произношении искусства на передний план сразу выходит эстетика, которая является красотой этих знаний. Все большие цивилизации имеют серьёзное искусство. И выражают себя искусством. Все включительно, начиная от рациональной древней римской цивилизации и до последнего постмодернизма. Важное событие - глубина, ширина и захват вашего представления о цивилизации. Если оно маленькое и узкое, т.е. неёмкое, ему не по силам этот груз, оно прогнется и треснет под ним. Наша цивилизация имеет рациональную меру, но иррациональная мера держит верх над рациональной мерой. Поэтому в нашей цивилизации так важно искусство. После ронессанса в западном обществе существует мир, который невозможно объяснить рационализмом, вернее мир, который невозможно понять и объяснить посредством разума. Искусство этого мира находится, в некотором смысле, в рамках определенных разумом и иногда выходит за пределы этих рамок. У нас это не так. Мы живем одним днем. У нас нет мысли постоянства. Мы не вечны, приходящие и уходящие. Наша жизнь не заключена в расчетную книгу и поэтому, искусство очень важно для нас. И музыка тоже очень важна. Потому что, самое абстрактное искусство, музыка. Вернее, сказанное мной "быть в одном, общем положении" (в отличии от эмпатии) - разделять одно положение не означает переживать одинаковые душевные приключения. Точнее, отчего в Исламской цивилизации люди пишут стихи и ноты к илахи (религиозные песнопения)? Потому что, то что они хотят объяснить выход за пределы разума, и только чувства объясняют это. Только этим языком могут преподнести. За пределами этого существует божье вдохновенье. Ни знания, ни исскуство в состоянии пояснить это. Для выражения иррационального мира необходимо искусство. Если существует искусство, то эстетика сама по себе и так появится. Я говорю, "Аллах любит романтизм". Аллах любит чувственность. Подобная чувственность возможна лишь за счет надлежащего качества. Искусство невозможно проходящими, однодневными словами. Можете использовать естественность, но придав форму и цвет превращаете это все в эстетику. Эстетика имеет правила. И у нас имеет правила, и на западе имеет правила. Поэтому наш народ сильно нуждается в образовании по искусству. К примеру, некоторый Анатолийские народные песни подобны илахи. В придачу к ним есть и фольклор. Всегда являются колонией при жизни и испытывают нужду в этом. Посмотрите на сахабов, все избранные люди. В придачу, еще и Асхаб ас-суффа происходит оттуда. Я хочу сказать следующее - наша цивилизация в некоторой степени - это слово с настойчивостью подчеркиваю - образование в сфере искусства очень и очень важно. Мистическое суждение, тафаккур, искусство подпитываются источниками из источников вне этого мира, вернее создатся такое положение, создателем которого будет не человек и вы почувствуете это. Мы дети вот такой вот цивилизации. Наше различие в этом. На западе тоже получается, но они не хотят. Потому что не походит на жаргон и не сопоставляется с основной рамкой. Конечно же, есть и мусульмане, соглашающиеся с этим. У нас имеется, присущая нам стойка. Материал неважен. Мы воспользуемся любым материалом. Важно перекрасить этот материал в нужный нам цвет. Как представляли это свободомыслящие османцы? И самое главное, необходимо быть честным с самим собой. "Что я ожидаю перед этим" спросите себя. Говорите об этом вслух, Аллах не обидится на это. - Как мы должны отразить сегодня универсальное послание Пророка Мухаммада? - Для этого нужно воспользоваться не книгой, а исследовать "кто и как сделал это?" из вашего окружения. Поэтому внедрения османцев имеют важное значение. У нас, в самом атеистическом районе и то существует мысль об Аллахе. Эта мысль об Аллахе, находится за пределами интеллектуализма запада, мысль близкая к богослужению. - Большое Вам спасибо, примите пожалуйста нашу благодарность. |