Сунна досточтимого Ибрахима: жертвоприношение (аль-адха)

Слово жертвоприношение на арабском языке имеет довольно таки широкий смысл, охватывая материальную, моральную и всяческую близость. В религиозной терминолигии выражает средство приближения к Аллаху, соблюдение особой близости к Аллаху, вернее в целях поклонения Аллаху в определенное вермя приносить в жертву определенных животных и животных, приносимых в жертву с этой целью.  

Обычай жертвоприношения, в разном виде существовал в древних обществах и культурах и занимал важное место в религиозной жизни общества периода Джахилийа. В Исламе же избавившись от таких негативных признаков как убийство, ширк, расточительство, мучение животного и загрязнения окружающей среды, данный обычай принял вид поклонения Аллаху, который воплощает воедино богослужение, материальные и социальные качества.  

В Исламский период традиция жертвоприношения была освобождена от противоречащих тавхиду признаков арабов периода Джахилийа и оснастившись социальными действиями стала исполняться в угодном для сунны досточтимого Ибрахима, виде.

 В богослужении зачастую признаки угодные личности и обществу и действия, имеющие признак богослужения вместе с символами привязанности к Аллаху, находятся вместе. Только вот, жертвоприношение наряду с явлением обрядом материального характера имеет и признак богослужения и поэтому на первый план выдвигает выгоду личности и общества.  

Основным отличием жертвоприношения животного является не цель ради мяса или шкуры животного, а поклонение с целью заслужить милость Аллаха и стремление следовать Его пути. Эта цель составляет основу данного богослужения и как сказал Шари (определитель норм) будет действительна лишь в случае следования определенным нормам. Поэтому основа и условия жертвоприношения описаны в религиозных нормах. Съедение мясо животного, употребление и воспользование шкуры и других частей животного не является необходимостью, связанной с основой богослужения, а определены как польза второй степени, выражающие мирскую смысл и степень жертвоприношения.     

Человек, принося в жертву животное смиренно склоняется перед Аллахом и наглядно показывает о сохранении сознания своего рабства божьего. При осуществлении этого обряда требуется исполнить это в пользу людей, начиная с самых близких, а не для истребления своего имущество для Аллаха. В Коране говорится: "Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит - лишь ваше благочестие возносится к Нему" (аль-Хадж, 22/31). Жертвоприношение также имеет смысл благодарности Аллаху, за блага, что даровал людям. При каждом жертвоприношении правоверные показывают поклонение Аллаху досточтимого Ибрахима и его сына Исмаила и их бесприкословное подчинение Всевышнему и как вкратце указано в Коране хранят память об успешном экзамене (ас-Саффат, 37/102-107) и символическими действиями показывают о своей готовности бесприкословного подчинения и поклонения Всемогущему Аллаху. Нельзя считать жертвоприношение всего лишь как социальную или материальную взаимопомощь. Каждый религиозный обряд имеет отдельный смысл, форму и норму и поэтому будет непривильным, если вместо жертвоприношения раздать неимущим сумму денег стоимостью животного, оказать бедным помощь продуктами, совершать намаз или соблюдать пост.

Жертвоприношение постоянно возобновляет чувства братства, взаимопомощи и единства общества и вносит вклад в социальную справедливость. Богатым дает чувство наслаждения от использования своего имущества ради блага Аллаха, дележа с другими и взаимопомощи, отдадяет от жадности и привязанности к мирским благам. Бедным же, посредством богатых правоверных, быть благодарным Аллаху, не впадать в безнадежность из-за дележа мирских благ на этом свете, избавиться от враждебности по отношению к богатым  и чувствовать себя полноправным членом общества.