Вклад мусульман в развитие науки и искусства


Чтобы в полной мере определить вклад мусульман в науку и искусство, нужно обратиться к деятелям всех отраслей наук и видов искусства, какие только мы сможем насчитать. Не претендуя на полное раскрытие этой темы, мы постараемся дать лишь общие сведения о вкладе мусульман в самые важнейшие из этих отраслей. Позиция ислама относительно науки и искусства
Чрезвычайно важно определить подход ислама к науке и искусству, т.к. эта религия всеобъемлющая, охватывающая все сферы жизни и аспекты жизнедеятельности. Коран поощряет стремление к достатку и благоденствию. "Скажи, [о Мухаммад]:"Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, - запретны?" Скажи [им]: "Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный день" ("аль-А'раф", 7/32)."Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня" ("аль-Бакара", 2/201).
Коран учит людей:"А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих" ("аль-Касас", 28/77). Благоденствие - постижение того, что происходит вокруг нас и пребывание в благодарности к Создателю."Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!" ("аль-А'раф", 7/10;"аль-Хиджр", 15/20-21)."Мыпредоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не обязаны кормить. Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере" ("аль-Хиджр", 15/20-21). В других айатах говорится: "[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]" ("аль-Бакара", 2/22)."Он - тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему все сущее" ("аль-Бакара", 2/29)."Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями и явными, и недоступными [вашему пониманию]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [сущности] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства на прямой путь, ни озаряющего Писания" ("Лукман", 31/20, также см."Ибрахим", 14/32- 33;"ан-Нахль", 16/12;"аль-Хадж", 22/65;"аль-Джасийа", 45/12-13 и т.д.). С одной стороны, Коран напоминает о необходимости быть рабом Аллаха,"который накормил их при голоде и избавил от страха" ("Курайш", 106/4), а с другой стороны, объясняет, что в этом мире причинно-следственных связей нужно приложить усилия и старание:"человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием" ("ан-Наджм", 53/39). Коран поощряет изучение истории человечества:"Скажи [ Мухаммад]:"Ступайте по земле и посмотрите, чем кончили те, которые были прежде. Большинство из них были многобожниками" ("ар-Рум", 30/42). И, в то же время, призывает человека к новым открытиям:"Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]:"Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня" ("Али Имран", 3/191).

Какое волнение вызывает то, что для побуждения человека сделать первый шаг в этом научном исследовании, было ниспослано не знающему грамоты Пророку, происходящему из невежественного племени, первое повеление Господа читать и писать:"Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь - самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал" ("аль-'Аляк", 96/1-5).

В Коране множество наставлений о поиске знания, идущих одно за другим:"Спросите знатоков, если вы не знаете этого" ("ан-Нахль", 16/43;"аль-Анбийа", 21/7). Далее:"Но вам [об этом] дано знать очень мало" ("аль-Исра", 17/85). И еще:"Мы возвышаем по степеням [знания] тех, кого пожелаем, и выше любого знающего есть [более] знающий" ("Юсуф", 12/76). И вот прекрасная молитва, которой учит человека  Коран:"...и говори:"Господи! Умножь мне знание" ("Таха", 20/114).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:"Есть пять столпов ислама - вера в Аллаха, намаз, пост, хадж (паломничество в Мекку) и закят".

Следовательно, вера в Аллаха основывается на обретении знаний в сфере духовности и религии, в то же время побуждая к изучению естественных наук. Например, намаз совершается в направлении Каабы в строго определенное время, которое определяется положением солнца на небосводе. Не зная элементарной географии и астрономии, трудно установить точное время намаза и направление Каабы. Чтобы правильно держать пост, нужно знать время восхода и захода солнца. Чтобы рассчитать размер закята нужно знать математику. Изучение Слова Аллаха (Корана) требует от мусульманина изучения арабского языка, правил чтения (таджвид), толкования смыслов (тафсир), а также владения общими знаниями по истории, географии, физике, биологии, психологии и др. наукам.

Переселившись в Медину, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) первым делом построил мечеть. Часть этой мечети была отведена под школу. Известная под названием"суффа", эта школа в дневное время представляла собой место, где давались знания, а в ночное - дом для шакирдов (учеников) и приют для всех путников.

Коран призывает:"О вы, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы" ("Мухаммад", 47/7;"аль-Хадж", 22/40). Мусульмане приложили огромные усилия для развития, сохранения и передачи научных знаний, сделав бумагу доступным носителем информации. К 200 году по хиджре в исламском Халифате насчитывалось большое количество типографий и цехов по производству бумаги.

Роль исламских деятелей в развитии науки и культуры чрезвычайно велика. Но здесь мы ограничимся сказанным выше.

Религиозные и философские знания

Коран является источником и объектом знаний по религии. Для мусульман божественное происхождение Священного Корана не подлежит сомнению. Понимание Корана требует знаний по целому ряду наук: языкознания, арабской грамматики, сопоставительной истории и т.д., умения наблюдать, логически мыслить и анализировать, а также обладать чувством ритма и музыкальным слухом, чтобы правильно и красиво читать Коран.

Благодаря тому, что по воле Аллаха Коран в первозданном виде дошел до наших дней, он сохранил ясность и образность изложения, а неповторимым звучанием, мелодией рифмы, высотой слога соответствует самым взыскательным требованиям канонов арабского языка. Из универсальности религии ислам возникает необходимость понимания Корана неарабами в том числе. По этой причине Священная Книга мусульман переводится на различные языки мира, но это может быть только"перевод смыслов", помогающий осмыслить содержание. Все поклонение совершается исключительно на арабском языке. Чтобы исключить возможность искажений, корректировки текста, про-пусков или добавлений, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелевал записывать и учить Коран наизусть. Благодаря этому сегодня мы читаем его в оригинале. Официальное признание кого-либо хафизом (выучившим весь Коран наизусть) осуществляется после сдачи экзамена комиссии хафизов.

Вторым источником знаний по религии после Корана является Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его хадисы, касающиеся быта или общественной жизни, зафиксированы. Сначала их заучивали наизусть и передавали так, как они звучали из первых уст, потом стали сохранять в письменном виде. Для проверки подлинности хадисов прибегали к установлению надежности передатчиков. В то время как жизнеописания других пророков не превышают пары страниц, для изложения сведений о Пророке Ислама требуются сотни страниц.

Полемика догм и верований существовала и во времена Пророка Мухаммада, затем она переросла в такие науки, как схоластика и мистика. К ним прибавились философские теории греков, индусов. Их переводили, смешивали с исламскими теологическими трудами, что оказало негативное влияние на понимание религии в целом.

Общественные науки

Мусульмане внесли свою лепту в развитие общественных дисциплин. Показательно, что с момента своего возникновения исламские общественные науки развивались быстрыми темпами. Коран стал первой книгой на арабском языке, и не знавшие грамоты арабы-бедуины меньше чем за столетие полностью изменили свое отношение к образованию. Почти все первые мусульмане были арабами, но они не пытались доминировать над другими народами, предпочитая лояльность в отношениях к ним. Поэтому все народы, принявшие ислам, привносили свой самобытный колорит в жизнь общества. Подобная толерантность религии ислам притягивала и греков, и иудеев, и эфиопов, и турков. Это касалось не только принявших ислам, но и немусульман тоже. Доброжелательная атмосфера послужила благодатной почвой для развития общественных наук. В этот период арабский язык получил самое широкое распространение как государственный язык исламского государства, простиравшегося от Китая до Испании.

Право

Возникновение исламского права произошло вскоре после возникновения религии. Мусульмане первыми дифференцировали право как самостоятельную науку в отличие от свода гражданских законов. Жизнь каждого народа подчинялась своим порядкам, но до ислама не существовало науки о происхождении тех или иных канонов, их объяснении, анализе и применении. Первая такая научная работа, названная Усуль уль-Фикх, датируется вторым столетием хиджры.

 Как таковой, концепции межнационального права не существовало. Если даже существовали нормативы межплеменных отношений, в большинство случаев конфликтные ситуации разрешал доминирующий правитель по своему усмотрению. Чаще к нормативам прибегали лишь для урегулирования взаимоотношений племен одной религии, нации, языка и т. д.

Мусульмане первыми установили права и обязанности сторон в международном контексте. Самой первой рукописью, где говорится об исламском гражданском и международном праве, является сборник Зейда Ибн Али"Маджму" (737г.). В дальнейшем международное право становится самостоятельной дисциплиной. Об этом свидетельствуют тематические труды под общим названием Сира. В своей книге"Дальнейшее становление" (Тевали ат-Те'сис) Ибн Хаджар пишет о том, что первый труд по международному праву был составлен Абу Ханифой, современником вышеупомянутого Зейда Ибн Али. Главной особенностью книги является единый правовой подход ислама ко всем немусульманским государствам мира.

Мусульмане внесли большой вклад в развитие сравнительного права. Со временем в исламе появились новые течения, а значит и новые толкования положений кодекса. Возникла необходимость регистрировать причины и результаты каждого правового прецедента. Ад-Дабуси и Ибн Рушд являются классиками сравнительного права. Ас-Сеймари посвятил целую книгу изучению методологии сравнения и сопоставления (Усуль уль- Фикх).

Государственная конституция тоже является новшеством, введенным мусульманами. Первая конституция города-государства Медины была составлена самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Она дошла до наших дней благодаря Ибн Хишаму и Абу Убайду. В 52 пунктах конституции разъясняются взаимные права и обязанности правителя, государственных чиновников, рядовых граждан в отношении исполнения управления, соблюдения справедливости, ведения судебных разбирательств и т.д.

 В законодательстве своды законов появились во втором столетии хиджры. Они содержат правила по 3 аспектам: поклонению, различным соглашениям и наказанию. Ислам проникает во все сферы жизни, поэтому не делает различий между мечетью и домом правительства, между верховным имамом и правителем. Налоги и финансы представляют неотъемлемую часть жизни общества. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассматривал сбор налогов как вид или часть полонения наряду с намазом, постом, хаджем. Международное право существовало в рамках свода законов о наказаниях, т.к. войны расценивались наравне с разбоем и грабежом.

Все это показывает, что исламское право играет ключевую роль в жизни мусульман.

История и социология

Неоценимый вклад ислама в мировую историю объясняется двумя ключевыми моментами, решающими для этой науки: с одной стороны, несомненная достоверность исламских исторических источников, с другой, - подробность и точность в описании событий и явлений. Возникшая в исторически обозримое время религия ислам не нуждалась в легендах и преданиях.

Кроме того, необходимым является обязательное подтверждение подлинности событий свидетелями.

Уникальной особенностью исламской исторической литературы является подробное жизнеописание выдающихся людей. До нас дошли великолепные литературные произведения, содержащие бесценные сведения о разных территориях и периодах времени. В арабской культуре считалось обязательной традицией составление родословного древа. По ним сегодня можно вычислить родственные отношения огромного количества людей, что помогает установлению причинно-следственных связей тех или иных событий.

Исламские исторические труды отличаются универсальностью. До появления ислама каждый народ писал собственную историю. А мусульмане, вероятно, явились основоположниками мировой истории. Первый исламский летописец Ибн Исхак (769 г.) в своих объемных трудах писал о сотворении вселенной, о жизни первого человека и первого пророка Адама, подробно описывал образ жизни своих современников. Такая инициатива находила поддержку у халифов, таких как Мас'уди, Мискавайх, Саид Аль-Андалузи, Рашидутдин Хан. Ибн Халдун в своем"Введении во всеобщую историю" подробно описывает социальные предпосылки возникновения данной ветви науки.

В первом году хиджры начали формироваться две ветви науки: история Ислама и история вне Ислама. В дальнейшем, как следует из описания Рашидутдина Хана, эти две ветви истории объединились. Интересно, что большая часть этого исторического опуса, написанного параллельно на арабском и французском языках, не предназначена для широкой публики.

Автор без предвзятости описывает жизнь и деятельность пророков, халифов, верховных католических сановников, правителей Рима, Китая, Индии, Монголии и др.

География и топография

С возникновением необходимости выполнять обязанность хаджа, с развитием торговых отношений в исламских странах остро встал вопрос о транспорте и дорогах. Белазури и Ибн Аль-Джаузи рассказывают:"Каждый раз, когда письмоносец отправлялся в путь, халиф Умар напоминал ему об обязанности в срок и в сохранности доставить порученную почту". Владельцы почтовых отделений готовили карты с примерными обозначениями дорожных гостиниц и краткими пояснениями. География Батламьюса была переведена на арабский язык. Заметки путешественников были распространенным жанром. Как-то Абу Ханифу спросили:"Где находится центр земли?" -"Как раз там, где ты сидишь", - ответил он. Этот ответ свидетельствует о понимании Земли как шарообразного тела. В море ориентировались по долготе и широте. Обнаруженные на территории современной Финляндии и России монеты арабского Халифата свидетельствуют о развитых торговых отношениях арабов. Ибн Маджид, сопровождавший Васко де Гама в Индию, упоминает о компасе, как обычном предмете. Мусульмане ходили на парусных кораблях из Басры (Ирак) в Китай. Такие заимствования из арабского языка, как"адмирал","кабель","муссон","таможня" говорят о влиянии ислама на западную культуру и науку.

Астрономия

Заимствованные из арабского языка названия звезд, впервые обнаруженные и описанные Ибн Рушдом пятна на солнце свидетельствуют о неоспоримом вкладе исламских ученых в астрономию. Идеи календарной реформы Омара Хайяма предвосхищают грегорианский вид календаря. Арабские бедуины развили навыки ночной навигации в пустыне и получение метеорологических прогнозов. Все эти открытия описаны в Книге о земле. Мусульманские ученые изучали, переводили и сопоставляли свои знания с трудами на санскрите и греческом, подтверждая или опровергая научные постулаты путем повторных экспериментов. Появились первые обсерватории, где проводились исследования различных природных явлений, например, лунных фаз, радуги, восхода и захода солнца, вращения земли и луны.

Естественные науки

Подход к изучению естественных наук исламскими учеными имеет некоторые особенности. Сбор данных осуществляется исключительно путем экспериментов и наблюдений. На начальном этапе составлялись словари научных терминов путем отбора тематических слов из всевозможных трудов разных стилей. Затем концепции классифицировались по следующим дисциплинам: зоология, ботаника, астрономия и т.д. Так начался непрерывный процесс постижения естествознания. Каждый следующий ученый, овладев имеющимся опытом, развивал и добавлял к нему результаты своих исследований. Терминология обогащалась за счет переводов и заимствований.

В исламской ботанике нет названий растений неарабского происхождения, кроме тех растений, которые не росли на территории Халифата. 6-ти томная энциклопедия по ботанике Динавери (ум. 895 г.)"Книга о растениях" была написана раньше, чем появились первые исследования в этой области в переводе с греческого. По выражению Силбелберга, итоги тысячелетней истории греческой ботаники были подытожены в трудах Диоскорида и Теопраста. Но труды исламских ученых (Динавери) на эту тему в плане глубины знаний и их охвата оставляли своих предшественников далеко позади. Динавери не остановился на простом описании растений, он также коснулся их питательных, лекарственных и других свойств. Дополнительно к этому он классифицировал растения и указал места их произрастания.

Медицина у мусульман находилась на высоком уровне, что было обусловлено достижениями в анатомии, фармакологии, строгой кадровой политикой (перед началом медицинской практики врачи сдавали экзамен). Так как исламское государство граничило с Византией, Индией и Китаем, то мусульмане перенимали богатые знания по медицине и искусству врачевания у этих стран. В изучении медицинской науки до сих пор нельзя не обращаться к трудам Ибн Сина и Рази. Сегодня признано во всем мире, что мусульмане раньше других открыли принцип кровообращения организма благодаря трудам Ибн ан-Нафиса.

Оптика

Оптика тоже в долгу перед исламскими учеными."Наука огненных зеркал" греков (9-й век) не идет ни в какое сравнение с"Книгой света" Кинди. Второе место по праву занимает Ибн Аль-Хайсам. Бируни, Фараби, Ибн Сина и Кинди внесли неоценимый вклад в развитие науки.

Геология, механика и другие

Изучение полезных ископаемых, особенно драгоценных камней и металлов, мотивировано, с одной стороны, их целительными свойствами и использованием в медицине, с другой - интересом к их составу и свойствам, относящим их в разряд драгоценностей. Труды Бируни и других исламских ученых о минералах и металлах используются по сей день.

Ибн Фирнас (ум. 888 г.) изобрел летательный аппарат, который мог преодолевать большие расстояния. К сожалению, у него не было последователей, поэтому все открытия в области механики не нашли продолжения. Изобретатель погиб во время экспериментов. Кроме того, другими изобретателями был разработан способ поднятия с морского дна и реконструкции затонувших кораблей, создано приспособление для выкапывания больших деревьев без причинения им ущерба.

Мусульманами было написано много пособий по рыболовству и добыче жемчуга из морских глубин.

Зоология

Бедуины Аравии издавна изучали поведение хищных зверей и птиц. Джахиз (ум. 868 г.) написал книгу о животных. Начатые им исследования по адаптации видов животных к среде обитания получили дальнейшее развитие в трудах Мискавайха, Казвини, Дамири. Они оставили множество описаний методов приручения диких животных, особенностей охоты с помощью хищных птиц.

Химия и физика

Во многих местах Коран призывает размышлять над созданием вселенной, над тем, что земля и небо служат интересам человека. По исламу, разум и вера должны сопутствовать друг другу. Становление религии дало толчок к изучению и развитию таких основополагающих наук, как химия и физика. Имена Халида Ибн Йазида (ум. 704 г.), Джафара ас-Садыка (ум. 765 г.), их ученика Ибн Хаййана (ум. 776 г.) на протяжении веков занимали почетное место в ряду тех, кто внес вклад в развитие этих наук. Их исследования, основанные на данных объективных опытов и наблюдений, способствовали формированию самостоятельных наук. Джафар ас-Садык проводил реакции разложения (в частности кальцинирования) и восстановления. Изучал выпаривание, превращение жидкости в газ и кристаллизацию частиц. Его труды были переведены на латынь, дабы сделать их доступными как можно более широкой мыслящей аудитории.

Труды Джафара послужили твердой основой для последующего развития химии и физики.

Математика

Влияние исламских ученых просматривается даже в математических и алгебраических терминах. Слова"алгебра","цифра","алгоритм" имеют арабское происхождение.

Имена Харизми, Омара Хайяма, Бируни стоят рядом с именами Евклида или Сидхарты. Честь открытия тригонометрии также принадлежит мусульманам.

Вера и разум

Багдад на востоке и Куртуба-Гранада на западе оставались процветающими центрами науки и культуры, пока не подверглись страшному нашествию. В этих городах, захваченных варварами, были сожжены библиотеки, в которых хранились сотни тысяч рукописей, что нанесло ощутимый урон науке той эпохи, когда еще не было типографий и книги имелись часто в единственном экземпляре. Во время многочисленных погромов и расправ над жителями погибли и ученые. Таким образом, знания, добытые в результате ста лет трудов, были утрачены в течение нескольких дней. Для того чтобы восстановить утраченное, снова потребуется труд на протяжении столетия и некоторые финансовые вложения. Когда какая-либо культура приходит в упадок, чтобы возродить и поднять ее на большую высоту, требуется изучить труды прежних. Кроме того, великие умы и благородные характеры не возникают по заказу. Такие личности являются даром и милостью Всевышнего Аллаха. А другая трагедия заключается в том, что, вместо того чтобы таких людей выдвигать на руководящие должности, чаще всего их возможности не задействуют, а вместо них руководящие посты занимают глупцы и бездари.

Искусство

Также как в науке, в развитии исламского искусства главную роль играет Коран. Так, например, красивое чтение Корана как вид поклонения породило"мусульманскую музыку". Стремление сохранить неизменным текст Корана дало начало искусству каллиграфии. Строительство мечетей привело к развитию архитектуры и декоративного искусства. Ставя целью обретение человеком равновесия и гармонии между телом и душой, умеренности во всех отношениях, ислам направляет его природные способности в правильное русло и способствует всестороннему и целостному его развитию.

В "Сахих" Муслима приводится следующий хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):"Аллах - Истинный Обладатель красоты, и Он любит красоту". В Коране Аллах говорит:"Воистину, Мы украсили нижнее небо светильниками" ("аль-Мульк", 67/5). Или:"Воистину, все, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для нее, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям" ("аль-Кахф", 18/7) и так далее. В Коране даже говорится:"Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны" ("аль-А'раф", 7/31).

Известен один случай из жизни Досточтимого Пророка: однажды, увидев одну неухоженную могилу, он сразу велел ее поправить и украсить. При этом он добавил, что от этого покойнику не будет ни лучше, ни хуже, но для живых такой ее вид приятней. Кроме того, Аллаху нравится, чтобы любое дело было сделано в лучшем виде (см. Ибн Са'д, VIII, 156).

Чувство прекрасного заложено в человеке от рождения.

Как и в отношении других природных способностей, ислам поощряет развитие искусства, но при этом требует соблюдать умеренность. Чрезмерность в исламе запретна, даже в поклонении и страданиях.

Минбар (возвышение для проповедника), сделанный для Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), был украшен шаром в форме яблока, и оба внука Посланника Аллаха играли с ним. В истории ислама это первое применение декоративной обработки дерева. В более поздние времена появился промысел украшения золотой бумагой экземпляров Корана, который положил начало искусству переплета Книги. То есть, ислам не запрещает стремление к искусству.

Единственное, что запрещено исламом, - это изображение живых существ (в том числе людей). Собственно говоря, этот запрет, введенный Досточтимым Пророком, не категоричен и объясняется стремлением направить воображение людей в правильное русло. Самым ярким проявлением творения Аллаха является мир животных, затем следует мир растений, дольный мир. Поэтому человеку следует довольствоваться тем, что он умеет, - способность сотворения живых существ присуща только Аллаху. Этого взгляда придерживаются некоторые ученые-богословы. Возможно, психолог может объяснить это так: так как живые существа выделяются среди других созданий (могут двигаться, наделены различными функциями, повадками. определяющими их поведение и образ жизни), человек, изображая их, может впасть в грех, представив, что в его воле заставить их двигаться (т.е."одушевить" их). Художник помимо своей воли может ощутить это (подобно Пигмалиону, влюбившемуся в созданную им скульптуру), и нарисованная картина или вылепленная скульптура в воображении людей может приобрести некую божественность, одухотворенность и наделяться способностью приносить добро или счастье (такое было и раньше, есть и сейчас: любовь к героям, чемпионам,"звездам"). Это психологическая и духовная сторона запрета. Что касается биологической стороны, то известно, что отсутствие или утрата каких-то чувств усиливает развитие других, которые активно используются, например, слепой обладает лучшей памятью и слухом по сравнению с обычным человеком. Если человек будет воздерживаться от изображения живых существ в рисунках, гравюре, скульптуре, то его способности проявятся в других областях искусства (например, в каллиграфии или ландшафтном дизайне и т.д.).

Социальная сторона запрета состоит в удерживании от идолопоклонничества. Возможно, это самая важная сторона запрета.

Вместе с тем, этот запрет имеет множество исключений: детские игрушки, изображения на подушках и ковриках, наглядные пособия для уроков (биология, анатомия и др.), фотографии.

История показывает, что запрет на изображения живых существ в исламе не препятствует развитию других видов искусства. Напротив, произошел настоящий скачок развития в монументальном искусстве. Даже Коран ("ан-Нур", 24/36) поощряет величие в строительстве мечетей. Мечеть Сулейманийа в Стамбуле, Тадж-Махал в Агре (Индия), Дворец Альхамра в Гранаде и др. памятники исламской архитектуры занимают достойное место среди самых известных шедевров мировой архитектуры, не переставая поражать своим размахом, величием, изяществом и уникальностью декора.

Исламская каллиграфия (Хат) является видом искусства, в котором мусульмане остались непревзойденными. Он используется как в письме, так и в картинах; обрамленный орнаментом, может использоваться для украшения стен, тканей и др. Сила и красота этого вида искусства не передаваема словами, его нужно видеть.

Другой вид искусства, присущий только мусульманам, - искусство чтения Корана. Оно зародилось во времена Досточтимого Пророка одновременно с ниспосланием Священной Книги. Коран имеет нестихотворную форму и читается без музыкального сопровождения. Однако арабский язык придает ему особую мелодичность при чтении. Люди, слушающие хафизов, читающих Коран, или муаззинов, призывающих к молитве 5 раз в день, хорошо понимают, что это исключительно исламское искусство.

Жанр светской музыки и пения, столь популярный в среде королей и знати, также распространился среди мусульман.

Фараби, Ибн Сина и др. не только создали свои собственные музыкальные произведения, но и своим творчеством оказали влияние на традиционную греческую и индийскую музыку.

В своих произведениях они использовали музыкальные знаки и описывали различные музыкальные инсрументы. Также они провели уникальные исследования об использовании музыки для развлечения, излечения от печали и болезни.

О поэзии Пророк сказал:"Есть некоторые стихотворения и слова, которые имеют сильное воздействие". Коран запрещает безнравственные стихи ("аш-Шу'ара", 26/224-227). Пророк Мухаммад, повинуясь Корану, призвал самых одаренных поэтов и показал им путь, которого надо держаться, и границы, которые нельзя переступать. Таким образом, он показал, как правильно использовать эту дарованную Господом способность. Мусульманская поэзия создавалась во все времена и на самых разных языках. При всем желании об этом кратко не расскажешь. Слово"бейт" (стихи) у араба ассоциируются с домом. Неоднозначность поэтических терминов наилучшим образом свидетельствует об этом:"бейт" означает 2-х строчное стихотворение и дом, шатер;"мысра" - строка стихотворения и одна из сторон шатра."Сабаб" - стихотворный слог и веревка шатра."Ватад" - часть поэтического слога и кол для натяжки шатра. Кроме того, стихотворные размеры определялись темпом ходьбы верблюда (быстро, медленно). Все перечисленное составляет лишь малую часть основ стихосложения арабской поэзии.

Одним словом, в области искусства последователи ислама стараются избегать запретного, развивать то, что поощряется Всевышним Аллахом. При этом их вклад в искусство весьма значителен. В этой связи нужно обратить внимание на 2 особенности:

1) Если бы у мусульман не было своей культуры, то они легко ассимилировались бы в культуре завоеванных народов (но мировая исламская культура берет начало в Аср аль-Саадат - времени Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

2) В огромном исламском государстве жили люди разных религиозных взглядов: христиане, иудеи, огнепоклонники, звездопоклонники, брахманиты, буддисты и другие. Хотя они почти не общались между собой, с мусульманами им приходилось поддерживать отношения в силу политической зависимости, и каж-дый из этих народов придерживался своих традиций. Однако мусульмане не могли подражать какому-либо из этих народов, поэтому в их функцию входило, испытав влияние всех этих культур, осуществить их синтез.