Согласно преданию Ибн Аббаса, Пророк Мухаммад сказал:
"Два блага не оценивают большинство людей: здоровье и свободное время".
(Бухари, Рикак 1)
Данный хадис призывает детально проанализировать "время" в промежутке между рождением и смертью. Страется привлечь внимание к двум немало важным благам - здоровье и свободное время, которыми обладает человек и не придавая достойного им значения, использует их как ему заблагорассудится. Не является ли значительным признаком выставление на передний план этих двух благ среди стольких ценностей, имеющих место в жизни человека? Имеются в виду две особо важные ценности, одно из которых может явиться скачком для материального усовершенствования, а другое для душевного усовершенствования. Без здоровья невозможно привести в исполнение многие нормы религии (намаз, пост и др.) и возможность столкнуться с множеством трудностей в социальной жизни. Не имея в наличии свободного времени, чтоб остаться наедине с самим собой, невозможно сделать шаг во внутренний мир.
Современное время не позволяет осознать "мгновение", в котором находимся. Наши жизни нацелены на будущее. Нет свободного времени, чтоб выделить для бухгалтерии мысли и собственного естесства. А может с целью избежать этого специально погружаемся в бессмысленные занятия. Страх перед вопросами о смысле существования, ставит расстояние между всем живым и неживым, способным напомнить кто мы и кем являемся на самом деле. Таким образом богатый отдаляется от бедного, здоровый от больного, молодой от старого. Оторвав от святости время, на которое поклялся Аллах (аль-Аср, 103/1), способного оказать нам помощь в достижении неизмеримых глубин размышления и величия явления человеком, воспринимаем его как "убить", когда оно принимает признак "свободного".
В центре Исламской цивилизации имеет место фактор времени и отношение Ислама относительно фактора времени, в большей степени проявляется в сочетании с понятием богослужения. Ислам назначив виды богослужения в определенные периоды: повседневный - пятикратный намаз, еженедельный - пятничный намаз, ежегодный - ураза, и на протяжении всей жизни - хадж, постоянно напоминает человеку фактор времени (Али Мурат Дарьял, Психо - социальные основы религиозной жизни). Вместе с этим человек может нарушить рутину повседневной жизни. Примером этому можно привести обязанность мусульманина совершать заупокойный намаз на похоранах правоверного. Слова из айата "посему, как только освободишься будь деятелен (как только освободишься от мирских дел, усердно поклоняйся Аллаху, или как только завершишь намаз, усердно взывай к Аллаху с молитвами) и устремись к своему Господу" (аль-Инширах, 94/7-8) доводят это сознание до совершенства. Наряду с исполнением обрядов богослужения (намаз, молитва, оповещение, учение) слова айата охвытывают и мирские занятия. Этим наглядно показано как Ислам одинаково урегулирует обе стороны жизни, и мирскую и загробную.
Человек, который осознает, что будет отчитываться зв каждое мгновение своего существования, не имеет времени, чтобы провести впустую. Жизнь, если только будет оценена как бесценный капитал, то только тогда оставит позади "приятное впечатление" и свободное время можно будет использовать как возможность очищения и возрождения.
Слова Атауллаха Искендери послужат нам огнем маяка по этой теме: "кто желает узнать свое место и значение перед Аллахом, пусть посмотрит чем он занимается".