Как известно, посланный на милость мирам посланник Аллаха и последний пророк Мухаммад (да благославит и приветствует его Аллах) родился в одном из городов области Хиджаза Мекке. Хиджаз находится на западе Аравийского полуострова, который занимает место на середине между тремя континентами, известных как старый мир, Азии, Европы и Африки. Поэтому будет полезным затронуть в основных чертах историю Мекки, Каабы и Курайшитов.
История Мекки известна лишь с периода пророка Ибрахима, сведений о предшествуюшем периоде немного. Пророк Ибрахим по воле Аллаха привез в Мекку маленького сына Исмаила и мать ребенка Хаджар, а сам вернулся в Иерусалим. Долина Мекке определенная в Коране как "долина невозделанная для злаков" (Ибрахим 14/37) обладала характерными пустынной земле жарким климатом и засушливостью. По этой причине мать с сыном очень скоро столкнулись с проблемой безводья. По религиозным преданиям, Хаджар в поисках воды металась между холмами Сафа и Марва и в момент отчаяния, когда мать потяряла надежду на спасение жизни своего младенца, по воле Аллаха на месте нахождения ребенка, из-под земли пробил ключ воды. Ключ назвали Замзам и в результате обилия воды это место превратилось в место отдыха караванов. Через некоторые время прибывшее из Йемена племя Джурхум обосновалось вокруг Мекки. Исмаил научился от них арабскому языку и женился на девушке из этого племени.
Пророк Ибрахим жил в Иерусалиме и время от времени навещал Хаджар и Исмаила. Ибрахим при третьем визите в Мекку по воле Аллаха вместе с сыном Исмаилом принялись за строительство Каабы. Исходя из некоторых айатов Корана (Бакара 2/127; Ал-и Имран 3/96); Хадж 22/26) становится ясно что, Кааба существовала и до пророка Ибрахима, но после разрушения со временем исчезли даже следы от места нахождения, которое было найдено пророком Ибрахимом и заново отстроено1. В Коране не имеется сведений о данных строителей Каабы до Ибрахима, но в некоторых источниках указывается на пророка Адама или сына Шита. После завершения строительства Каабы пророка Ибрахима навестил Джабраил и научил его обряду хаджа. Ибрахим пригласил всех людей для совершения этого обряда и при содействии сына исполнив возложенные на него обязанности, оставив Исмаила в Мекке, вернулся в Палестину.
Через одно поколение после пророка Исмаила управление Мекке и Каабой перешло к Джурхум. Вначале они восприняли оповещаемую Исмаилом веру, но со временем сбились с пути: наряду с безнравственным поведением стали воровать преподнесенные для Каабы подарки; плохо относиться к поломникам, прибывших для исполнения хаджа. Через несколько лет, прибывшее из Южной Аравии племя Хузаа обосновалось в окрестностях Мекки и одержав победу в сражении с Джурхум изгнали их из города. Джурхум сорвав с места аль-Хаджар аль-асвад (черный камень) закопали куда-то, закрыв колодец Замзам уничтожили все следы и только после этого вернулись на прежнюю родину, Йемен. Исмаилиты по причине малочисленности не принимали участия в сражении и придя к соглашению с Бани Хузаа остались в городе. В период Хузаа член племенной знати Амр б. Лухай прибрав к рукам управление Мекке и Каабой и ликвидировав традицию тавхид (вера в единого бога) создал почву для основания в городе идолопоклонства.
В первой половине V-ого столетия племя Курайшитов во главе с дедом в пятом поколении Пророка Мухаммада Кусай б. Килабом одержав победу в борьбе с Хузаа стали новыми управляющими Мекки. Таким образом, символ большого уважения и чести, обязанности по обслуживаю Каабы перешли к курайшитам. Кусай собрав воедино группы Курайшитов поселил их вокруг Каабы. Также приняв необходимые меры по установлению порядка принял на себя должности: управляющего Мекки (управление Дар ан-надва); пост главнокомандующего (кийада); знаменосец (лива); уход и охрана ключей дверей Каабы (хиджаба или сидана); доставка воды поломникам хаджа (сикайа) и принятие поломников хаджа (рифада). Построенная под его началом Дар ан-надва стала местом собрания при решении важных вопросов и совершении различных церемоний, это продолжалось плоть до периода Ислама.
После Кусая управление Меккой и обязанности по обслуживанию Каабы перешли к его детям и внукам. Внук Кусая и дед в третьем поколении Пророка Мухаммада Хашим б. Абдманаф приложил большия усилия для удовлетворения необходимости в еде и питье жителей Мекки, поломников хаджа и Курайшитов. Известные щедростью Хашим и его братья Мутталиб, Абдушамс и Науфал составили торговые соглашения с Византией, Йеменом, Абиссинией и Ираном. Вместе с этим подписали соглашение о ненападении с племенами, которые проживали вблизости прохождения торговых путей. Таким образом, торговля Мекки приняла международный статус. Курайшиты в результате уважения и почета, заслуженных по причине обязанностей обслуживания Каабы и заключенных соглашений, в полной безопасности совершали путешествия в целях торговли; зимой в Йемен и Абиссинию, летом в Сирию и Анатолию. Хашим в целях торговли отправился в Сирию, во время остановки в Йасрибе (Медина) женился на Сальме, дочери Амр б. Зайда из племени Бани Наджжар. От этого брака родился дед Пророка Абдалмутталиб (Шайба). Во время путешествия Хашим умер в Газзе, в Палестине, где и был погребен. Абдалмутталиб до восьми лет находился в Медине, затем его дядя Мутталиб отвез в Мекку. Абдалмутталиба вырастил дядя и незадолго до смерти передал ему лидерство племени. Абдалмутталиб в результате увиденного сна нашел закрытое Джурхумом место колодца Замзам и привел в должный вид. Он принял на себя обязанность по доставки еды и питья для поломников хаджа.
До Ислама Мекке наряду с географическим положением по причине явления религиозного и торгового центра привлекала внимание таких государств как Византия, Иран (Сасаниды) и Абиссиния. Независимый наместник Йемена Абиссинийского Королевства Абраха для предотвращения визитов арабов в Мекку построил в Сане церковь, но не достигнув желаемых результатов решил разрушить Каабу. Он планировал захватить город и этим придать конец его особенности религиозного центра и центра торговой деятельности. Абраха во главе войска достиг округа Мекки и остановился там на отдых. В это время вождь группы Бани Хашим из Курайшитов дед Пророка Абдалмутталиб встретился с Абраха и напомнил ему, что хозяин известного как Дом Аллаха (Бейт Аллах) Каабы обязательно будет охранять его. Непоколебимый в решении разрушить Каабу Абраха отдал приказ о нападении, но находившийся в передних рядах войск слон ни за что не тронулся с места. Как указано в суре Филь (105/1-5) войска Абраха трагическо погибло от маленьких камней, которые градом обрушила на них птичья стая, отправленная Аллахом. Это проишествие назвали Вака аль-Филь, а год события годом Филь. Неудача попытки Абраха послужила среди арабов причиной проявления невиданного ранее уважения и почитания Каабы. Вместе с этим возрос авторитет Мекки и Курайшитов.
Мекка была главной среди трех важных городов Хиджаза (два других города - Йасриб (Медина) и Таиф). Мекка находилась на пересечении дорог: с юга в Йемен, с севера в Средиземное море, с востока в Персидский залив, с запада в порт Красного моря Джидда и дороги в направлении Африки. С экономической точки зрения Мекка занимала довольно выгодное положение. С другой стороны, из-за Каабы, являлся религиозным центром Аравии. В определенное время года люди со всех концов Аравии, прибывшие с целью навестить Каабу, придавали оживленность городской торговле. В городе устраивались ярмарки и состязание в искусстве стиха. Ввиду географических условий Мекка была непригодной в земледелии, но составляла основу экономики и торговли.
В Мекке, как и в большей части Аравийского полуострова, господствовало идолопоклонство. В Каабе и окружении имелось более 360 идолов, самым большим был очень важный для Курайшитов идол под названием Хубел. Почти в каждом доме тоже имелся идол. Арабы наряду с признанием наличия всемогущего Аллаха как пародителя и управителя всего земного и небесного преклонялись идолам, моля их о приближении к Аллаху и заступничестве перед ним. Таким образом, сбиваясь с пути тавхида, предусматривающего рабство только и только Аллаху, находились в состоянии глубокого заблуждения. Также в Мекки находились Ханифы - хотя и в малом количестве - последователи веры тавхид, исходившей от пророка Ибрахима.