аль-Тыб ан-Наби

Религия ислам придает важную роль одной из подобающих факторов в жизне человека, медицине. По исламу медицинские науки должны изучаться в первую очередь. Большим долгом для мусульманской общины является обучение нужного количества докторов. В противном случае не один мусульманин не спасется от возложенной на него задачи. Такие же принципы были действительными для всех наук, в которых нуждаются члены и само общество.

Всякий здравомыслящий мусульманин должен понимать что ни в коем разе нельзя отделять друг от друга два основных источника ислама, коран и сунну. Еще раз хочу напомнить что ответы на все вопросы связанные с жизнью человека надо искать в этих двух источниках. Так как сферой обслуживания медицины является человек, то вполне нормально что коран и сунна придают данной отрасли огромное значение.

Коран различными доводами дает понять что человек состоит из души и тела. Поэтому болезни тоже можно разделить на два вида: моральные и материальные. Коран и достоверные хадисы подробно останавливаются на обоих видах и результатах этих болезней. Болезни сердца бывают в форме сомнений, подозрительности, чувственности и заблуждения. Коран по отдельности указывает на каждую форму. Подобные формы болезни чаще бывают причиной и физических болезней человека. Избавлением  от болезней сердца является вера в Аллаха и его Пророка и соблюдение правил и законов веры. Лечение болезней сердца и души лекарствами невозможно. Вера сердца в постоянном произношении имени (зикр) Аллаха.

Коран уделяет много места физическим болезням, что послужило темой для многочисленных суждений  фыкха. В книгах фыкых придается много место тому, как больной человек в меру вида и способа болезни должен совершать омовение и намаз, соблюдать уразу  и т.д.

Также дается сведения убережения человека от физических болезней. Основные принципы этого – беречь здоровье, избегать вредных для здоровья вещей, избегать непозволенного религией и беречься от порочных и безнравственных желаний.

Религия, вплоть до воскресения обращенная всему человечеству, если придает место данной теме то это очень важно. Фундаментом Исламской медицины является здоровый человек и здоровое общество. Основная из преследуемых целей это общество состоявшеяся из морально и физически здоровых людей. Нужно избегать любой опасности что вредит здоровью человека. Поэтому надобно строго соблюдать в поступках, в пище и в  напитках связь между дозволенным и недозволенным религией.

Правила Корана и достовернной сунны не подлежат изношению времени. Это основная тема относится и к медицине. Несмотря на все необходимые меры болезнь все таки может навестить нас. Тогда надо сразу искать пути лечения и выздоровления. В Коране есть несколько айатов о здоровье человека. Пророк (да благославит Его Аллах и приветствует) во время болезни непосредственно сам искал пути лечения болезни. Также советовал основные методы лечения больным, просившим Его о помощи.

Kак и во всех других вопросах так и в вопросах медицины аль-асхаб аль-кирам следовали наставлениям Пророка. Поступок Умара во время похода в Дамаск один из важных примеров этому и касается всего общества.  После того как командующий армией Абу Убайда известил  Умара о эпидемии чумы в Дамаске  Умар немедленно созвал медицинский совет из асхабов. Затем следуя совету  Пророка "не посещай и не покидай места где есть эпидемия" решил не входить в Дамаск. Решение следовать наставлениям Пророка пример для всех последователей.

В пророческой медицине есть привильные знания и основные методы. Как по всем другим вопросам, в медицине существуют непреклонные требования относительно идолопоклонства и неправильного лечения. Правдивые предания в области медицины являются источником для исследований. Некоторые хадисы, которые невозможно было объяснить в начальный период, нашли должное понимание среди людей по мере развития медицины. Поэтому хадис, не вполне понятный или вызвавший подозрение вместо того чтоб сразу отклонить надо предоставить времени. Откуда мы знаем что хадис, сегодня вообще непонятный, не будут понятен завтра? Все эти суждения  наталкивают на мысль, что профессионалы своего дела должны снова обратиться к пророческой медицине.

Медицина Пророка (да благославит Его Аллах и приветствует) заключает в себе советы о санитарной гигиене и врачевании. Наряду с наставлениями о том, чтоб не посещать и не выходить из мест с эпидемией заразных болезний, соблюдать чистоту тела, принимаемой пищи и напитков, окружающей среды, избегать излишеств, сохранять норму в принятии еды и питья, не принимать вредных продуктов и напитков также советуется при первых признаках болезни незамедлительно обратиться к профессионалным врачам, избегать лекарей самоучек, проявлять старательность в ходе лечения и т.д.

В хадисах поощряются исследования в области медицины и указывается что любая болезнь подлежит лечению. Наряду с множественными хадисами о методох лечения есть и "хадисы подстрекавшее лечение методами непозволенными религией".  Основной формой лечения указанных в хадисах являются использование лекарств, кровопускание, каутеризование. Вместе с этим указывается и на лечение травами, как метод традиционной медицины. В правдоподобных хадисах говорится о лечении молитвами и рукъе (заклинание). Несмотря на все принятые меры выздоровления может и не быть. Поэтому определена связь между медициной и судьбой, которая была очень важна для каждого верующего человека.

Политика Пророка (да благославит Его Аллах и приветствует) в области медицины и придаваемая важность этой теме являются большим фактом в развитии Исламской медицины в обществе. Встречаются много ученых с именем лекарь (медик). История медицины Ислама широкая область для исследований. Хадисы о Пророческой медицине с самого начала привлекали внимание авторов правильных хадисов. Они старательно собирали материалы по данной теме. Среди известных шести книг хадисов Кютюби Ситле Пророческой медицине посвящены отдельные книги и главы. Бухари в "Китабут тып" и "Китабуль мерда" уделил две отдельные главы медицине. Тирмизи в книге "Джами" написал главу о медицине. Ибн Маджа в своих книгах также не прошел мимо тем медицины. Такие ученые как Имам Муслим и Несаи не уделили целые главы медицине, а всего лишь упоминали данные хадисы по разным причинам.

В образцах начального периода предания о медицине были в разбросанном виде. Например приведенная в порядок Мюснед Абу Давуд Тайалиси (204/819) является отдельной главой книге о медицине. Работы периода до Кутуби Ситте книги Муваттаы Имама Малика (179/795) и Мусаннеф Абдюррезак б. Хеммана (210/825) хадисы о медицине встречаются в разбросанном порядке. Но несмотря на это можно встретить и на нужных местах в главах по теме.

В последующем периоде в книгах хадис уделяется подобающее место медицине. Отдельной является книга Багави (516/1122) Шерхис Сюнне.  Объемными работами  по медицине являются книги Ибнуль Эсира (606/1209) Джамиуль Исуль, Хейсеми (807/1404) Меджмаус зеваид и Ибн Хаджер Аскалани (852/1448) Металибуль алийе.  Наконец в книге Кензулль Уммаль собраны 508 отдельных хадисов о медицине.

Наряду с главами в обширных книгах хадис главы о пророческой медицине есть и в отдельных видах. Особенно книги о Пророческой медицине начали подчиняться перу авторов в начальный период Ислама.