Ансар


''Ансар" на арабском языке означает "оказывающие большую помощь". Если хотят сказать об одном человеке из этого общества, то говорят "ансари". Как термин "ансар" характеризует мединских мусульман, которые приняли у себя Пророка и мухаджиров (переселенцев), совершивших хиджру из Мекки в Медину, и которые оказали им помощь с учетом всех имеющихся у них возможностей.

"Ансар", как понятие, образовано из названий двух братских родов - Авс и Хазрадж. В источниках отмечается, что эти два рода часто противостояли друг другу и воевали между собой в доисламский период. Из них группа в шесть человек из рода Хазрадж прибыла в Мекку в сезон хаджа на одиннадцатом году с начала пророческой миссии (нубувва) с целью заручиться поддержкой курайшитов против Авса (или с целью совершения хаджа). Здесь они встретились с Пророком, который склонил их к принятию Ислама, в результате чего они стали мусульманами.

По возвращении в Медину представители рода Хазрадж разъяснили Ислам и роду Авс. Вместе с присоединившимся к ним членам рода Авс они направили в Мекку в 12-ом и 13-ом гг. с начала пророческой миссии своих представителей и встретились с Пророком. В месте, называемым "Акаба", они присягнули ему на верность. В первой присяге в Акабе приняли участие десять человек из рода Хазрадж и двое из рода Авс, всего двенадцать человек. Во второй присяге в Акабе приняли участие уже 75 человек из родов Авс и Хазрадж. На второй присяге в Акабе мединские мусульмане поклялись защищать жизни, семьи и имущество мекканских мусульман и Пророка как свои собственные, в случае их переселения в Медину, и оказывать им всяческую помощь. Так они стали важным условием в деле образования исламского государства в Медине и начала нового этапа в исламской истории.

После этих присяг началась хиджра в Йасриб, который Пророк характеризовал "как надежную страну, в которой вы можете найти покой". Сразу после переселения Пророк устроил церемонию братания, на которой объявил братом каждого мухаджира одного из ансарцев. Так помощь ансара мухаджирам была поддержана их духовным братством. Было преодолено чувство отчуждения и облегчено приспособление мухаджиров к новым условиям жизни.

Мединские мусульмане приняли как своих братьев мухаджиров, которые оставили в Мекке все свое имущество. Они были готовы поделиться с ними со всем тем, чем располагали сами. Они приняли их у себя в домах как гостей и поделились с ними своим добром. Они даже разделили свои финиковые плантации пополам, желая подарить часть собственности своим братьям-мухаджирам. Но Пророк счел более приемлемым оставить право собственности за ансаром и быть пайщиком в произведенном продукте (урожае). Переселенцы не хотели безвозмездного дара, они хотели получить долю за свой труд за финики, предпочитая заниматься торговлей на рынках и торговых местах. А еще до ниспослания 75-го айата суры Анфал после Бадрского сражения отношения между ансаром и мухаджирами включали в себя и наследование.

О не имеющим своего аналога в человеческой истории этом исламском братстве Коран говорит так: "Те, которые, уверовав, переселились, и сражались на пути Аллаха своим имуществом, жизнью, и те, которые, дав им кров, протянули им руку помощи, - вот они и являются истинными друзьями друг друга" (Анфал, 8/72).

В источниках рассказывается о многих событиях, которые показывают близость и любовь ансара к Пророку и мухаджирам. Восхищает нетерпеливое ожидание мединцами прибытия Пророка и мухаджиров, интерес к ним и их одаривание после переселения, их близость к ним. В Коране об этой самоотверженности ансара говорится так: "Те, которые избрали для себя еще раньше родиной Медину и разместили в своих душах веру, (они) возлюбили тех, которые прибыли к ним с переселением, и (они) не чувствуют внутри себя никаких беспокойств от того, что они дают им. Если даже они сами пребывают в необходимости (стесненности), они предпочитают их своей жизни" (Хашр, 59/9).

Анализ мединского периода жизни Пророка показывает неукоснительную верность своему слову ансара, данную им при присягах в Акабе. И в самом деле, несмотря на провокации мунафиков (лицемеров) и иудеев в самой Медине, а также угрозы мушриков (идолопоклонников) вне Медины, они стали единым телом вокруг Пророка.

Во время обсуждения ситуации перед противостоянием в Бадре Са'д б. Муаз, выражая чувства ансара, сказал: " О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, если ты покажешь нам море и сам погрузишься в него, то и мы, вместе с тобой, погрузимся в него без всяких колебаний, ни один человек из нас не отвернется".

В сражении при Ухуде, в ситуации, когда мушрики напали "из-за спины", многие из охранявших Посланника Аллаха воинов были из ансара.

В ответ на эту позицию ансара и его отношение Пророк питал к ним большое уважение и выражал им открыто свою любовь, говоря: "Вы являетесь для меня самыми любимыми из людей". О самоотверженности этого избранного общества Пророк говорил при каждом удобном случае. В своей речи после завоевания Мекки он рассеял их беспокойство в связи с тем, что они должны были оставить Пророка и вернуться к себе, в Медину. Он успокоил их сообщением о совместном возвращении в Медину и высокими благодарственными словамии.

И после смерти Пророка ансар, оставаясь верным слову, данному ему, со всей искренностью принял участие в исламских акциях (мероприятиях). Они не стремились к тому, чтобы взять в свои руки руководство государством после Пророка. Они со всей душой приняли в качестве халифа Абу Бакра. И в последующем они не принимали участия в различного рода повстаннических событиях. Они предпочли жизнь, далекую от политики, занимаясь торговлей, богословскими науками. Участвовали в ряде победоносных войн.

Высокое положение сообщества ансара, среди которого были такие известные асхабы Пророка, как Абу Аййуб аль-Ансари, Анас б. Малик, Ка'б б. Малик, Са'д б. Малик, Асад б. Зурара, было одобрительно оценено как со стороны самого Пророка, так и всех мусульман. Оно стало идеальным выражением исламского братства, с которого старались брать пример и которому стремились подражать.

 

Библиография

 

ОНКАЛ, Ахмет, “Ансар”, Исламская Энциклопедия Шамиль, т. II, Стамбул, 1999.

АЛГЮЛЬ, Хусейн, “Ансар”, Исламская Энциклопедия Управления по делам религии, т. XI, Стамбул, 1995.

АЛГЮЛЬ, Хусейн, “Ансар”, Энциклопедия Веры, Религиозных Обрядов и Повседневной Жизни в Исламе, т. II, Стамбул, 1997.