На арабском языке слово "сахаб" означает (по словарю) друг, сподвижник. Как понятие мусульманской веры оно понимается как "человек, который видел Пророка Мухаммада, уверовал в него, действовал вместе с ним (в соответствии с его предписаниями) и умер, сохраняя верность принципам веры (ислама)". Множественное число на арабском - "сахаба" или "асхаб". В соответствии с приведенным определением "сахабы" можно сказать и так, если принять во внимание посланническую деятельность Пророка Мухаммада. Он получил первый вахй 6-го августа 610 г. н. э. Умер 7-го июня 632 г н. э. (на 12-ом г. хиджры, в месяце раби'аль-авваль, 11-го числа). "Cахаб" - это человек, который жил в период действия посланнической миссии Посланника Аллаха, видел его (встречался с ним), уверовал в него и умер мусульманином (уверовавшим в Аллаха и его Писание - Коран). За "сахаба" не может считаться тот, кто не жил в период действия посланнической миссии Пророка Мухаммада, а также тот, кто, хотя и жил в этот период, но не пришел и не встретился с ним и не уверовал в него, в его Слово от Аллаха. За "сахаба" не может считаться и тот, кто сначала уверовал, а затем отвернулся и отошел, вышел из веры (ислама). За "cахаба" не может считаться и человек, который видел Посланника Аллаха во сне. Роль сподвижников.Сподвижники достойны самой высокой похвалы и самых высоких слов. Речь идет о высокой нравственной их роли в формировании и становлении новой веры - ислама, их поддержке Пророка Мухаммада и содействии ему в этом вопросе. С тех пор, как они приняли для себя в качестве религии ислам, они были привязаны с Пророку Мухаммаду бесконечной верой. Они неукоснительностью исполняли все предписания веры. Они приняли веру в разное время, но, незаивисимо от этого, после ее принятия они провели большую часть своей жизни вместе с Пророком. Они действовали в соответствии с принятыми им решениями. Они проявили самоотверженность в деле распространения и возвышения ислама и приобщения к нему людей. Следует принять во внимание и такое обстоятельство, что они не принуждались к новой вере силой, давлением или страхом. Они делали это по своей личной воле, потому делали это дело любя. Напомним, что перед ними была преграда в виде сил, сопротивлявшихся исламу. Эти силы угрожали сторонникам ислама, применяли против них насилие и даже убивали. Были и те, которые пали жертвами на пути ислама. Чтобы избежать всего этого, люди, покидали свои земли и имущество, переселяясь в другие места. Но не было таких, которые бы отказались от веры и связи с Аллахом и его Посланником. Всё это говорит о том, что стойкость сподвижников в вере была следствием ее искреннего приятия. Она была наглядным подтверждением глубокой веры в Аллаха и Его Посланника. Сподвижники демонстрировали настоящий пример образцового служения вере, преданности ей. Из-за этой своей самоотверженности и образцового служения вере сподвижники удостаиваются высокой оценки Аллаха, о чем говорится во многих айатах Корана. Если говорить более конкретно, то следует отметить, что Коран характеризует сподвижников как образцовую общину людей. В силу того, что они беззаветно преданы Аллаху и Его Посланнику, они заслужили большое вознаграждение. Со своей стороны, Аллах подчеркивает, что и Он Сам доволен ими. Для них приготовлен рай, в котором они будут пребывать вечно. Им обещается прощение грехов и большое вознаграждение. Они являются по-настоящему преданными Аллаху и Его Посланнику уверовавшими (муминами). Несмотря на то, что они сами испытывают трудности, они делятся своим добром и имуществом со своими братьями-мусульманами. Всем этим они и заслуживют прощения и вознаграждения. Эта кораническая оценка сподвижников со своей стороны говорит об их месте и роли в вере (исламе). И Посланник Аллаха, в свою очередь, говорил высоким слогом о сподвижниках. Он говорил о них как о преданных и самоотверженных людях, с которыми он проводит свою жизнь. Он характеризовал их как самое полезное поколение людей в истории человечества, как самых лучших людей мусульманской общины (уммы). Их не коснется мучительный огонь ада, они прямо войдут в рай. Одновременно Пророк рекомендовал мусульманам быть уважительными с ними, не говорить плохо о них, избегать в целом всего того, что могло бы стать проявлением неуважения к ним. Как определить среди людей сподвижника?Как уже отмечно, быть сподвижником - удел не каждого. Это было свойственно, прежде всего, людям, жившим в одну эпоху с Пророком. Следует принять во внимание еще и условия, позволяющие характеризовать человека как сподвижника (о них говорилось выше). Несмотря на это, отдельные люди причисляют себя к сподвижникам, хотя на деле они даже не встречались с Пророком. Чтобы упредить это явление и бороться с ним, исламские ученые отдельно исследовали эту тему. Чтобы отделить ложных сподвижниокв (лже-сподвижников) от настоящих, предложены следующие условия (методы): а. Слухи (молва) (общественное признание): Свидетельство о человеке как сподвижнике со стороны общины, люди которой не могут сойтись в одном месте, чтобы сказать неправду. К примеру, свидетельство о том, что данные люди были сподвижниками, обнаруживается именно этим путем (методом). К ним можно отнести следующих лиц: досточтимые Абу Бакр (ум. в 13/634), Умар (ум. в 23/643), Усман (ум. в 35/655), Али (ум. в 40/660), аль-Ашира аль-мубашшара и еще шесть человек. б. Известность: Речь идет о том, что в силу того или иного события имя человека становится известным в кругу сподвижников. Так было, например, с Йасиром и его семьей, женой Сумейа и сыном Аммаром (ум. в 37/657). Они были первыми мусульманами, которые подверглись гонениям, отчего их имена стали известными. в. Свидетельство: Свидетельство сподвижника или надежного человека в том, что данный человек является сподвижником. Так была засвидетельствована принадлежность к сподвижникам Хумама б. Аби Хумама ад-Девси. Свидетелем был Абу Муса ал-Ашари - известное в кругу сподвижников лицо. г. Самопризнание (самообъявление сподвижником): Речь идет о мусульманине, слово которого признается среди людей надежным и заслуживющим доверия. Но для принятия этого слова в качестве свидетельства (самосвидетельства) для признания человека сподвижником, он должен был умереть не позже 110-ого года хиджры (728 н.э.). Это утверждение связано со словами Пророка Мухаммада, сказанными им незадолго перед самой своей смертью (11/632). Он сказал так: "Через сто лет не останется ни одного из тех, кто сейчас живет (находится в жизни)" (Муслим. Фезаилус сахаб, 53). Это значит то, что век сподвижников ограничен этим периодом. Он завершается, как отмечено, в 110-ом году хиджры (728 н.э.). А потому и люди, которые станут после этого срока указывать на себя как на сподвижников, не смогут привести требуемых доказательств. По этой причине все последующие претенденты на звание сподвижника были отвергнуты и объявлены лжецами. Кроме этих методов есть и другие, которые позволяют быть определенным в вопросе установления сподвижничества человека (позволяют ответить на вопрос о том, был он сподвижником или нет). Среди них можно назвать, к примеру, следующие: - быть назначенным на должность командующего одной из армий в период Пророка Мухаммада, - быть приведенным к одной из должностей высокого уровня в армии, сражавшейся и побеждавшей в период Хулафа-и Рашидина, - быть рожденным в Медине в период жизни Пророка Мухаммада и присутствовать на его прощальном хадже (паломничестве) и др. Особо следует подчеркнуть, что принадлежность к группе сподвижников доказывается одним из перечисленных методов. Без этого доказательства человек не может быть причислен к сподвижникам. Это доказательство было совершено в отношении всех сподвижников. При доказательстве были использованы названные методы. Число сподвижников: Точное чиcло сподвижников неизвестно. Однозначных данных по этому вопросу нет. Их учет не велся во времена Пророка и в последующем (в пределах "эры сподвижников", то есть ста лет, указанных Пророком). В принципе, на это не было и возможностей. В отличие от нас сподвижники жили в стране, у которой не было четких государственных границ и где не велась перепись населения. Прямо напротив! Они жили в разных местах и были рассыпаны по регионам и местам поселения. Одна ее часть вела оседлый, а другая - кочевой образ жизни. В дополнение к этому они жили вместе с носителями другой религии - иудеями и христианами. Всё это и затрудняет подсчет их численности. И тем не менее, согласно источникам, их число в разные времена составляло 60-70 тысяч человек. На последнем паломничестве Пророка Мухаммада, осуществленным незадолго до его смерти, приняло участие уже свыше 100 тысяч человек. Наряду с этим числом участников хаджа, число сподвижников, имена которых попали в источники и были зафиксированы и о жизни которых мы располагаем данными, совершенно незначительно. Из самых значительных исследований на эту тему следует назвать труд Ибн Хаджара аль-Аскалани (ум. в 852/1448) "Ал-Исаба фи темйизис-сахаба" (Истинный метод в определении сподвижников. - пер.). В нем приводятся биографии около 11 тыс. сподвижников. Но в данной работе есть повторы имен и те, в отношении которых доказательство их принадлежности к сподвижникам не является убедительным. Если исключить этих лиц, то указанное число сподвижников снизится примерно до 10 тысяч. Это и есть то их число, которое известно нам поименно. Мы знаем их с биографиями жизни. Уровни (группы) сподвижников (или классификация сподвижников): В мусульманской общине сподвижники принимаются за отдельное поколение людей. При их классификации исходят из принципа приобщения их к исламу (принятия ими ислама) (то есть классификация носит исторический характер и включает в себя группы людей по мере принятия ими ислама или вхождения их в ислам. - пер.). Самая распространенная среди них классификация включает в себе 12 групп. Она выглядит так: 1. Уверовавшие в Мекке. Это - первые мусульмане, аль-Ашара аль-мубашшара, досточтимая Хадиджа (супруга Пророка) и Билал аль-Хабаши. 2. Асхаб Дарун надва, ставшие мусульманинами после вхождения в ислам досточтимого Умара. 3. Переселившиеся в Эфиопию на пятом году посланничества. В эту группу входят 11 мужчин и 4 женщины, переселившиеся в Первом эфиопском переселении, и несколько более 80-ти (83?) человек, переселившиеся во Втором эфиопском переселении. 4. Принимавшие участие в первой присяге на верность в Акабе. 5. Ставшие мусульманами после первой присяги на верность в Акабе и принявшие участие во второй присяге в Акабе. 6. Переселенцы, которые пришли в Медину, когда Пророк Мухаммад был еще в Кубе (место поселения недалеко от Медины). 7. Сподвижники, которые участвовали в сражении при Бадре. 8. Переселенцы в период между сражением при Бадре и подписанием Соглашения при Худайбийе. 9. Присягнувшие на верность Пророку Мухаммаду под деревом в Худайбийе. 10. Переселенцы между периодом подписания Соглашения при Худайбийе и завоеванием Мекки. 11. Ставшие мусульманами во время завоевания Мекки. 12. Дети, которые видели Посланника Аллаха во время взятия Мекки и прощального хаджа. Век сподвижников - благословенный век (Аср Саадат) До кончины Пророка Мухаммада сподвижники действовали под его руководством, распространяя новую веру в пределах Аравийского полуострова. Со смертью Посланника Аллаха инициатива перешла непосредственно в руки сахабов. Они смогли совершить большие дела. Их эпоха вошла в историю как "Век сподвижников". Напомним, что этот век начинается с 11-ого года хиджры (года смерти Пророка) и продолжается сто лет, до 110 хиджры (728 н. э.). Он завершается со смертью (110/728) Абут-Туфайл Амир б. Васила Ибнул-Эска, известного как последнего сподвижника. В "Век сподвижников" начинается выход за пределы Аравийского полуострова, наступает эпоха блистательных побед арабов, связанная с распротранением новой религии - ислама. В течение 10-15 лет они завоевывают Сасанидов (Иран), продвигаются к Индии, Средней Азии и Кавказ. Они вытеснили Византийскую империю из Анатолии (нынешняя Турция), Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки. Вместе с этим, захватили множество больших островов в Средиземном море. Сподвижники разместились на завоеванных землях - в Куфе, Басре, Алжире, Хымысе, Дамаске и Египте. Они занимались научной деятельностью и распространяли ислам. |