Асхаб ас-суффа

Что такое "Асхаб ас-суффа"?

Выражение "Асхаб ас-суффа" состоит из двух слов: "асхаб" означает друзья, сторонники и последователи, а "суффа" означает софа или скамья. Асхаб ас-суффа - друзья, сторонники и последователи Пророка Мухаммада, которые занимались наукой под навесом построенным Пророком возле его мечети в Медине.

Основание суффа и обитатели суффа:

После хиджры (переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Медину), во время строительства мечети Пророк понимал необходимость об основании образовательного учреждения и выделил для этой цели одно из строений возле мечети.

Люди из разных регионов Аравии, которые не могли спокойно жить по условиям Ислама среди соплеменников прибыли в Медину. Здесь позволено было жить только бездомным и одиноким, которые имели желание обучать различные науки. Регулярных учеников этого заведения называли "Асхаб ас-суффа" или "Ахл ас-суффа", в связи с названием выделенного им места - "суффа".

Время от времени прибывали гости с целью навестить Пророка или изучить основы Ислама и путники, которые не имели места для ночлега останавливались в Суффе. Вместе с этим по причине отбытия молодоженов количество обитателей Ахл ас-суффа постоянно менялось.

Иногда количество учеников в Суффе вместе с непостоянными пансионерами достигало 400 человек. Среди них были такие известные сахабы как: Талха Бин Убайдуллах, Абу Саид аль-Худри, Абу Хурайра, Абу Зарр аль-Гифари, Билал аль-Хабаши, Абдаллах б. Умар, Абдаллах б. Мас'уд, Бара б. Малик.

Чем занимались "Асхаб ас-суффа" ?

Учеников в суффе обучали Корану, письму, хадисам и различным наукам  религии. Ученики использовали выделенную им часть помещения для отдыха повторения уроков, а в качестве аудитории использовали мечеть. Преподавателями в Суффе во главе с Пророком Мухаммадом были такие ученые асхабы как Абдаллах б. Мас'уд, Убай б. Ка'б, Муаз б. Джабал и Абу ад-Дарда.

Ахл ас-суффа занимали первое место в деле зубрежки ниспосланных айатов Корана и хадисов Пророка. Мухаджиры занимались торговлей на рынках и базарах, Ансары сельско-хозяйственной работой на своих фермах и садах, а обители Суффа старались не отделяться от Пророка, они видели и слышали то, что не видели и не слышали другие. Мусульмане, которые не имели возможности всегда находиться вблизи Пророка последние новости и нововведения узнавали от Ахл ас-суффа.

Большая часть Ахл ас-суффа полностью предавались духовной моральной жизни, проводили ночи в исполнении религиозных обрядов, днем постились и изучали науки. Таким образом, эти асхабы с одной стороны изучали Ислам и с другой стороны старались до мельчайших подробностей претворять Ислам в жизнь. Этим они заслужили особое внимание и любовь Пророка.

Как добывали Асхаб ас-суффа средства к существованию?

Обители Суффа посвятили себя полностью науке и поэтому не имели возможности зарабатывать себе средства для существования. Те из них, кто обладал физической силой занималиь рубкой дров и таскали воду. Даже сильно нуждаясь они из-за своей гордости  ни у кого нечего не просили.

Наряду с этим Пророк непосредственно интересовался их средствами проживания, выделял для них большую часть из средств поступающих в Байт ал-мал (общий фонд) и к нему самому. Асхабы, поощряемые Пророком тоже поддерживали это гнездо науки и знаний; иногда приглашали их к себе в гости, иногда приносили им полные плодами ветви фиников.

Важность Асхаб ас-суффа

Суффа - это первая системная организация обучения Ислама и первый Исламский "университет". Обитатели Суффы избранные люди, которые посвятили свою жизнь обучению наук и знаний школы Пророка.

В результате частого времяпровождения с Пророком они были осведомлены о многих хадисах, о которых другие мусульмане и не слышали, были в первом ряду по передачи преданий хадиса. Трое из семи асхабов, которые больше всех передали хадисы Пророка - Абу Хурайра, Абдаллах б. Умар и Абу Саид аль-Худри были из Асхаб ас-суффа. Причиной этому являлось конечно же совместное времяпровождение с Пророком и сильное влечение к знаниям и науке.

Ахл ас-суффа имеют большие заслуги в распространении Ислама и обучении исламских наук. На просьбу новоиспеченных мусульман из племен за пределами Медины о предоставлении им учителя Корана и других знаний религии к ним отправили учителя из числа обитателей Суффа. Они, как это было в случае событий Бир Ма‘уна и Раджи, поплатились собственной жизнью исполняя обязанности. С другой стороны приходя в Медину, с целью навестить Пророка, представители некоторых племен принимали Ислам и их устраивали как гостей в специально выделенных государством для этого домах. Но в период усиленной образовательной деятельности многие предпочитали оставаться в Суффе и получать там служебные обязанности.

Вкратце, Суффа является примерным и первым гнездом науки в истории Ислама. Другим любопытным принаком Асхаб ас-суффа является следующее: часть из Суффа предала себя только морально-духовной жизни и этим данная часть Ахл ас-суффа явилась предводителями тенденции суфизма среди мусульман.

Библиография