Для того чтобы выяснить с точки зрения истории ислама, что собою представляет общество, называемое "идолопоклонническим" (мушрик), приведем здесь лексическое и терминологическое значения этого слова.
Слово "идолопоклонник (многобожник)", будучи образованным от глагола "шарика" со значением "придавать сотоварища", применяется в значении "придающий равного Аллаху" или "неверующий в Аллаха". Слово "ширк", имеющее также значение "быть участником раздела наследства" или "быть торговым компаньоном", употребляется также и в таких значениях, как "двуличие", "раздор", "клятва кому бы то ни было, кроме Аллаха", "видеть во всем несчастье", "полагать, что в основе происходящих событий лежит случайность".
Как исторический термин "многобожник" означает того, кто открыто приравнивает кого-либо или что-либо Аллаху, верует в многочисленные божества, того, кто не является мусульманином, иудеем, сабеянистом, христианином или зороастрийцем, т.е. многобожников (идолопоклонников) - арабов, которые воспринимали ширк как религию и поклонялись идолам.
На самой заре возникновения Ислама, когда Коран упоминал о существующих на Аравийском полуострове религиях, многобожники выделялись в особую группу. Если обратить внимание на эпоху Пророка Мухаммада, когда была дозволена женитьба на иудейках и христианках, как представителях "ахль аль-Китаба" и разрешалось употреблять в пищу заколотых ими животных, то отношение к огнепоклонникам и сабеянам было другим: с них хоть и взималась подушная подать - джизья, тем не менее, женитьба на их женщинах и использование в пищу заколотых ими животных были запрещены. Однако, что касается арабских идолопоклонников, считавшихся многобожниками, то в отличие от других религиозных групп, в отношении которых действовали те или иные оговорки, с них не взималась джизья, на их женщинах не женились и не принимали в пищу заколотых ими животных. В этом смысле арабские идолопоклонники приравнивались к вероотступникам. Иными словами, если многобожники не становились мусульманами, то не велось и речи о том, чтобы взимать с них джизью, как с других немусульман. С многобожниками велась открытая война.
В мекканский период, когда Пророк Мухаммад, распространял Ислам среди своих соплеменников, он стойко переносил все притеснения и мучения, причиняемые ему многобожниками. Перед лицом страданий, причиняемых ему соплеменниками, Пророк всегда тосковал о мирном сосуществовании, помня о пакте "Хилф аль-Фудуль", заключенном в свое время для налаживания разрушающихся основ общественной жизни в Мекке периода джахилийи, и всегда был готов к диалогу и переговорам.
Начиная с первых дней после своего переселения в Медину Пророк Мухаммад завязал между мухаджирами и ансарами узы братства и, разработав первую в истории Ислама конституцию, основал Мединское государство. Позднее, преследуя ряд целей, он заключил соглашения с соседними племенами идолопоклонников, а также с такими же племенами, живущими на просторах Аравии. {mospagebreak title=Цель Соглашений:}
Пророк Мухаммад всегда поддерживал и одобрял договора, заключенные ради сохранения мира и покоя еще во времена джахилийи. Он заверял, что Ислам будет их блюсти, и заявил, что он готов принимать участие в заключении подобных соглашений. Посланник Аллаха заключал договора с соседними племенами в соответствии с духом следующих айатов: "Если враги склонятся к миру, то и ты склонись к нему и положись на Аллаха...".
Вспомним некоторые из соглашений, которые Посланник Аллаха планировал заключить именно ради избежания военных столкновений:
а. Обеспечение мира в государстве
{mosimage}
Договор, подготовленный Пророком Мухаммадом в первые годы жизни в Медине, является примером такого рода соглашения. Согласно этому договору, население Медины, включая мусульман и немусульман, рассматривалось как единая община, объединенная под началом и руководством Посланника Аллаха.
Для того чтобы подписать данный договор, обеспечивавший многочисленные блага, Пророк собрал в доме досточтимого Анаса вождей идолопоклоннических племен Аус и Хазрадж, а также предводителей местных иудеев. Договор, выполненный в формате конституции, будучи письменным документом, превратился в первую конституцию Мединского государства. Из пестрого городского сообщества, представленного различными расами, конфессиями и племенами, Пророк создал уникальную и доселе невиданную на Аравийском полуострове социальную структуру (умму). Будучи политическим руководителем, Пророк Ислама представлял высшую государственную власть с судебной, военной и правовой точки зрения, являясь, по сути, президентом. Говоря другими словами, благодаря своей усердной деятельности на правовом поприще Пророк Мухаммад оказался не только воплощением изначально присущей ему религиозной, но также и светской власти. Иными словами, он представлял собой высшее государственное руководство Мединского государства. Таким образом, был четко обозначено юридическое, политическое, гуманитарное, экономическое и военное устройство Медины. Кроме этого, посредством упомянутого соглашения Посланник Аллаха приступил к консолидации раздробленного мединского социума, создавая совершенно новую социальную систему взамен архаичного общественного устройства времен джахилийи.
В период создания Мединской государства Пророк Мухаммад осознавал, что все многобожники являются врагами этого государства. Против создаваемого в Медине государства, главным образом, выступали курайшиты, которые и были причиной переселения мусульман в Медину. Именно поэтому в соглашении, которое Посланник Аллаха заключил в Медине, имеется следующий пункт: "Ни один идолопоклонник не должен брать под свою защиту имущество и жизнь курайшитов; равно как ни одному из верующих не будет чиниться препятствий в этом отношении". В соответствии с этим пунктом соглашения существование и безопасность создаваемого в Медине государства обеспечивалась совместными усилиями всех его жителей, что привело к возникновению в Медине союза в противовес представлявшим наибольшую опасность курайшитам. Такого рода всеобъемлющее сообщество было сплочено под началом одного лидера. Особенно важно, что данный договор гарантировал дальнейшее существование государства и защиту его суверенитета и авторитета.
Кроме внутренних волнений самым опасным фактором для любого государства являются угрозы, исходящие от соседних стран. Исходя из этого, каждое государство стремится к мирному сосуществованию со своими соседями и устанавливает с ними добрые отношения. Создавая Мединское государство, Пророк Мухаммад, отдавал себе отчет в том, что она окружена племенами идолопоклонников. В целях предотвращения негативных выпадов с их стороны и выражения дружеского к ним отношения, уже в первые годы Пророк заключил отдельные соглашения с племенами Бану Дамра, Мудлидж, Гифар и Джухайна. Подобно тому, как эти договора закладывали основы для добрососедского существования, они также обеспечивали и союзнические отношения перед лицом внешней опасности. Особенно был важен тот момент, что благодаря посредничеству этих племен мусульмане получили возможность заблаговременно узнавать об угрозах, направленных на Медину. Эти договора имели значение также и для развития торговли.
Пророк Мухаммад был сторонником мирного решения всех дел. Например, когда мекканские многобожники вышли в поход, исполненные желанием уничтожить возникшее в Медине государство, отомстить мусульманам и завоевать авторитет в глазах языческого общества, Пророк, стремясь предотвратить материальные и моральные потери от военных действий, послал к мекканским многобожникам парламентера в лице досточтимого Омара, и через него предложил мекканцам отступить. Об этом миролюбивом предложении Пророка Мухаммада напоминают следующие айаты Священного Корана: "Если вы (о, неверные) искали победы и завоевания, то, воистину, пришла эта победа к вам. Если же отвернетесь вы от этого, то это - лучше для вас. Если же вернетесь вы к сражению, то и Мы вернемся. Не поможет вам сила ваша, даже если будет она несметной. Ибо Аллах пребывает с верующими".
Пророк Мухаммад во всех своих действиях демонстрировал открытость для мирных предложений исходящих от многобожников, и если такие предложения поступали, он заключал с ними договора. Так, в 4-м году хиджры, когда Пророк направлялся к Мекке, намереваясь совершить умру, до него дошло известие о том, что многобожники собираются дать ему вооруженный отпор. Тогда он изменил свой маршрут и отправился в местечко Худайбийа для того, чтобы заключить там мирный договор. В тот момент, вопреки дипломатическим переговорам, посещение Мекки оказалось невозможным и был подписан договор на условиях, навязанных многобожниками. В итоге мусульмане, прервав свой многодневный путь, прибыли в Худайбийю и уже оттуда вернулись в Медину, тем самым сохранив мир.
В 9-м году хиджры жители Таифа, прибывшие в Медину уже будучи мусульманами, пожелали получить освобождение от намаза, выплаты закята, хаджа и джихада. Особенно упорно они отстаивали неприкосновенность их племенного идола по имени Лат, требовали дозволенности проституции, ростовщичества и пьянства. Ради скорейшего решения вопроса, таифиты заранее изложили свои пожелания в письменной форме, оставив лишь немного свободного места для печати Пророка Мухаммада. Что касается Пророка, то он нашел-таки возможность заключить договор, предварительно исключив из списка те из условий, которые противоречили Исламу.{mospagebreak title=Заключение Соглашений:}
{mosimage}
В договорах, заключенных Пророком, имеется одна привлекающая внимание особенность: в тексте таких документов отсутствуют пункты, противоречащие Исламу. Действительно, предложение таифитов, несмотря на его несоответствие Исламу, не было отвергнуто. Напротив, после приведения его в соответствие с постулатами Ислама, оно было подписано. Для того чтобы этот договор был максимально действенным, было выдвинуто условие, чтобы в конце текста документа была поставлена печать Посланника Аллаха и вписаны подписи свидетелей.
Соглашения, достигнутые Пророком, подписывались на либо на территории племени, с которым они заключались, либо в самой Медине в присутствии специально отправленной делегации. До подписания договоров, их условия предварительно обсуждались сторонами, и, по достижении согласия сторон по всем пунктам, начиналась стадия письменного оформления. В случае поступления письменного предложения, его статьи изучались, пункты, которые нуждались в изменениях, по принятии их сторонами, редактировались.
Пророк Мухаммад велел начинать текст соглашений словами "Басмалы", позднее он распорядился вписывать в документ слова "Посланник Аллаха Мухаммад".
Пророк Мухаммад диктовал текст договоров своим писцам. Обязанности писца исполнял, в основном, досточтимый Али. Так, именно досточтимый Али исполнял обязанности писца в Худайбийи. Соглашения часто исполнялись в двух экземплярах, один оставался у Посланника Аллаха, а другой передавался противоположной стороне. В ходе обсуждения и написания договора присутствовали свидетели от всех сторон, их имена вписывались под основным текстом документа. Так, в Худайбийе свидетелями со стороны мусульман выступали Абу Бакр, Умар, Абдрахман б. Авф и другие, тогда как свидетелей от многобожников представляли Микриз б. Хафс и другие члены их делегации. Документ был заверен также и печатями лиц, возглавлявших делегации сторон.
Для того чтобы добиться верности в исполнении договоров, Пророк иногда использовал в них такие образные выражения, как "до тех пор, пока в море будет достаточно воды, чтобы намочить перышко" или "до тех пор, пока гора Ухуд стоит на своем месте".{mospagebreak title=Несколько примеров из договоров, заключенных с многобожниками:}
Спустя год после переселения в Медину, Пророк заключил дипломатические соглашения с соседними племенами. Вот некоторые из этих важных документов:
В месяц сафар второго года после переселения в Медину, Пророк вместе с шестьюдесятью мухаджирами отправился во владения племени Бану Дамра. Обсудив с вождем племени Махши б. Амром вопросы добрососедского сосуществования, Пророк продиктовал следующий текст:
"Именем Милостивого и Милосердного Аллаха;
Сие есть запись устного обращения Посланника Аллаха Мухаммада к Бану Дамра: Их имущество и жизнь будут в безопасности. В случае совершения против них агрессии, им будет оказана помощь. Их обязанностью также является оказание помощи Пророку. Данный договор будет иметь силу до тех пор, пока в море будет достаточно воды чтобы намочить перышко. Они не обязаны сражаться на пути Аллаха. Взамен этого они должны оказывать помощь Пророку едва только он попросит о ней. За это они будут пользоваться гарантией безопасности со стороны Аллаха и Его Посланника. Тем из них, кто исполняет данный договор, и остерегается изменить ему, будет оказываться помощь.
Данный договор, который Пророк Мухамад заключил с племенем Сыны Дамра, включает в себя такие моменты, как оказание помощи друг другу, установление добрососедских отношений, совместное противостояние всевозможным угрозам и нападениям, и ряд других пунктов. Этот договор возложил ответственность на обе стороны. Поскольку в то время племя Бану Дамра еще не являлось мусульманским, в договоре не нашло отражения условие об оказании помощи и поддержке с их стороны в джихаде.
В год, когда Пророк Мухаммад подписал договор с племенем Сыны Дамра, был подписан также и договор с племенем Бану Гифар. Данный договор похож на упомянутое выше соглашение с племенем Бану Дамра.
"Отныне Бану Гифар будут приравнены к мусульманам, обладая теми же правами и обязанностями, которые имеют сами мусульмане. В добавление к этому Пророк берет на себя обеспечение безопасности их жизней и имущества, гарантируя сие поручительством Аллаха и поручительством Его Посланника. На них возлагается обязанность отвечать зову Пророка, если он призовет их на помощь. Они должны оказывать ему помощь, за исключением войны за религию. Данный договор имеет силу до тех пор, пока в море имеется достаточно воды для того, чтобы намочить перышко. Внесение изменений в данный документ категорически запрещено". Посланник Аллаха заключил договор с Бану Гифар для того, чтобы оказывать взаимную помощь, быть опорой и поддержкой друг для друга и строить добрососедские отношения.
В месяц раби'аль-авваль 2-го года хиджры Пророк отправился в Буват, где обитало племя Джухайна. С племенем джухайнитов Посланник Аллаха заключил договор, похожий на те, которые уже были заключены с племенами Бану Дамра и Бану Гифар:
"Родам Бану Зур'а и Бану-р-Раб'а'йа из племени Джухайна: Их жизни и имущество будут под защитой. Им будет оказываться помощь против их угнетателей и захватчиков. Вместе с этим, исключаются войны за религию и войны за членов семьи. Те из них, кто ведет кочевой образ жизни и исполняет свои обязательства и далек от каких-либо посягательств, обладают всеми правами, признаваемыми за местными оседлыми жителями. Аллах - Тот, кто оказывает помощь".
Договор, который Посланник Аллаха заключил с племенем Джухайна, фактически стал пактом о ненападении, заключенном между двумя сторонами, и узаконил оказание помощи друг другу в случае вторжения. Помимо этого джухайнитам было гарантировано покровительство и защита со стороны мусульман до тех пор, пока они будут верны договору.
В месяц зу-ль-ка'да 6-го года хиджры Пророк Мухаммад в сопровождении 1400-1500 своих сподвижников и 70 жертвенных верблюдов направился в Мекку. Он намеревался, предав забвению события прошлого, положить конец взаимной вражде с курайшитами, установить с ними дружеские отношения и совершить умру. Однако когда Посланник Аллаха приблизился к Мекке, мусульмане повстречали Бушра б. Суфийана. От него они узнали, что мекканцы исполнены враждебных намерений по отношению к мусульманам. Тогда Посланник Аллаха привел своих сподвижников в Худайбийю. Поскольку, приближаясь к Мекке, Пророк Мухаммад намеревался заключить мирный договор с ее обитателями, он не мог допустить, чтобы хоть один курайшит помешал мусульманам. Его единственной целью было покинуть это место, пусть не совершив умру, но достигнув хотя бы какой-то договоренности. Он старался решить эту проблему дипломатическим путем. В результате предпринятых обеими сторонами дипломатических контактов, племя Курайш направило Сухайля б. Амра для заключения соглашения. Текст договора, который обсуждался Пророком Мухаммадом и Сухайлем б. Амром, и с их обоюдного согласия был закреплен письменно, включал в себя следующие пункты:
1. Мусульмане вернутся в Медину без посещения храма Каабы. Они смогут посетить ее через год, но не должны оставаться подле нее более трех дней. При себе им позволяется иметь лишь мечи в ножнах, луки и некоторые другие вещи.
2. Те из жителей Медины, которые будут искать убежища от мусульман в Мекке, не будут выдворяться обратно, однако Пророк Мухаммад должен отправлять обратно мекканцев, бежавших в Медину, если того потребуют хозяева беглецов.
3. Он не должен уводить с собой ни одного жителя Мекки, и не должен препятствовать тем из верующих, кто пожелает остаться в Мекке.
4. Всякий, кто желает вступить в общину Мухаммада и присоединиться к мусульманам, волен сделать это. Всякий, кто хочет разделить общество курайшитов и находиться под их покровительством, может присоединиться к ним.
5. Между двумя государствами заключается перемирие сроком на десять лет. Под его действие подпадают также и союзники сторон, подписавших настоящий мирный договор. Данное перемирие обязывает каждую из сторон держать свои территории открытыми для мирного передвижения по ним представителей другой стороны, а также соблюдать нейтралитет в тех случаях, когда одна из сторон договора находится в состоянии войны с третьей стороной.
Заключая такой договор с курайшитами, Пророк Ислама был вынужден смириться с решениями, которые содержали в себе весьма трудные для мусульман условия. Действительно: в этом году они не могли посетить Каабу, стало невозможным возвращать беглецов из Медины, тогда перебравшихся в Медину следовало отправлять обратно, так что уже никто не мог перебраться из Мекки в Медину. Из сказанного становится понятным, что все пункты этого соглашения были против мусульман. Однако вопреки всему этому, Пророк Мухаммад подписал перемирие на десять лет со своими главными врагами - курайшитами. Казалось, что данный договор по своим последствиям оставил мусульман в безнадежном положении. Но айаты, ниспосланные мусульманам, а также ряд произошедших событий, некоторое время спустя дали понять, что на самом деле этот договор оказался впечатляющим триумфом. И действительно: если в священном бою при аль-Хандак, произошедшем на пятом году хиджры у мусульман было всего 3000 воинов, то при взятии Мекки через два года после перемирия, их количество достигло 10.000 человек.
Пророк Мухаммад всегда был верен условиям договоров, которые он заключал с многобожниками. В период обсуждения и подписания упомянутого договора, некто Абу Джандал, - сын главы делегации курайшитов Сухайля б. Амра, - который был мусульманином, попросил убежища у Посланника Аллаха и умолял спасти его от рук многобожников. Однако Пророк, демонстрируя, что не будет нарушать пункты договора и останется верным его условиям, не смог принять Абу Джандаля. Вопреки протестам мусульман, которые вопрошали: "Как же можно вернуть многобожниками мусульманина Абу Джандаля?" и мольбам Абу Джандаля, взывавшего: "О, сообщество мусульман! Как я могу быть отправлен обратно к идолопоклонникам, если я пришел к вам, будучи мусульманином?!", Пророк, все же, не нарушил договора и отослал его обратно.
Кроме этого Посланник Аллаха, исполняя условия договора, передал некоего Абу Басыра, бежавшего в Медину из тюрьмы, в которую он был заточен многобожниками, в руки двух уполномоченных, прибывших из Мекки чтобы забрать его обратно. Согласно Худайбийскому перемирию, стороны в течение десяти лет должны были сохранять мир, и не должны были изменять ему ни тайно, ни явно. Однако союзное мекканцам племя Бану Бакр предприняло нарушающее условия договора нападение на племя Хуза'а, являющееся союзником Посланника Аллаха. В результате, это нарушение договора стало причиной завоевания Мекки мусульманами.
По возвращении Пророка Мухаммада из похода на Табук в месяц рамадан 9-го года хиджры из Таифа в Медину прибыла делегация. Их целью было принятие Ислама, но они желали лишь формального вступления в эту религию. Условия, которые они изложили Посланнику Аллаха, были таковы:
1. Таифиты будут освобождены от ежедневных намазов.
2. Таким же образом они будут освобождены от уплаты закята.
3. Город Таиф будет признан священным градом.
4. Его жители будут освобождены от военной повинности (джихада).
5. Языческие капища в их городе не будут сохранены.
6. У них не будет запрещена проституция.
7. Им не запретят заниматься ростовщичеством.
8. Им не запретят употребление спиртных напитков.
Выслушав эти условия, Пророк напомнил им о том, что некоторые из выдвинутых ими требований являются обычаями джахилийи, а потому - ошибочны. Он объяснил им, что для реформирования общества от этих традиций следует бесповоротно избавиться. Пророк не принял их условий, кроме требований о священном статусе Таифа, освобождении от закята и участия в джихаде. Со своей стороны Посланник Аллаха предложил им ряд других положений, и, после того, как таифиты приняли их, договор был подписан. Согласно этому договору Таиф и его окрестности объявлялись священной территорией, оговаривалось также, что его жители не связаны с упомянутыми выше положениями шариата, и что они представляют собой такую же, как и мусульманская, общину. В текст договора были включены также пункты о запрете ростовщичества, вопросы кредитования и сохранности имущества, торговых отношений, положение о праве самостоятельного выбора вождей племени, статьи, касающиеся курайшитско-сакифитских отношений, а также ряд правовых положений об участи пленных, взятых жителями Таифа.{mospagebreak title=Результаты договоров с многобожниками:}
Итак, ради достижения своих многочисленных целей Пророк Мухаммад заключил договора поначалу с жителями Медины, а позднее с дальними и близкими соседями. При исследовании договоров, заключенных Посланником Аллаха, можно прийти к следующим выводам:
1.Пророк Мухаммад обеспечил мир для Медины и превратил ее в безопасный для мусульман город. Примечательно, что обеспечивалась коллективная оборона Медины мусульманами, иудеями и многобожниками. Таким образом, этот город стал воплощением единения и солидарности против внешних сил.
2. При установлении добрососедских отношений, была принята такая основа, как взаимопомощь. Договора, заключенные Пророком с соседями, гарантировали мусульманам возможность безопасного передвижения через их территории в торговых или военных целях.
3. Данные соглашения, заключенные с соседями, открыли торговые пути, обеспечили стабильную деловую активность мухаджиров и ансаров, занимавшихся торговлей в период после хиджры. Что касается мекканских идолопоклонников, то их торговая деятельность отныне была ограничена.
4. Договора, заключенные с языческими племенами, привели к исчезновению политеистических верований с территории Аравии, к ослаблению авторитета племени Курайш, до того занимавшем лидирующие позиции на полуострове. В конце концов, договора, заключенные в первые годы хиджры, стали причиной, по которой в 6-м году хиджры мекканские многобожники сели за стол переговоров в Худайбийе.
Благодаря достигнутым договоренностям на Аравийском полуострове был обеспечен мир, отставлены в прошлом обычаи джахилийи, были предотвращены нападения на мусульман. С одной стороны обеспечивались сближение и дружба, а с другой - во всем блеске проявилось превосходство Ислама, чем подготавливалась почва для распространения новой религии.
Усилия Пророка Мухаммада, в течение всех 23-х лет основывавшиеся на миролюбии, добрые намерения мусульман, встречавшие недобрые намерения многобожников, которые, отрицая Аллаха, не приближались к усвоению религиозных постулатов Ислама, идолопоклонство, которое на протяжении всего этого времени продолжало оставаться для мусульман фактором беспокойства, все это стало причиной ниспослания суры ат-Тауба. Ниспослание суры ат-Тауба в 9-м году хиджры, обозначило образ действий, которого следовало держаться в отношениях с многобожниками в дальнейшем. После ниспослания данной суры до многобожников были доведены следующие условия:
1. С этого года многобожникам запрещается приближаться к Каабе.
2. Запрещается совершать обход Каабы нагишом.
3. В рай не войдет никто, кроме верующих-му'минов.
4. Договора многобожников с мусульманами остаются в силе до окончания срока их действия.
5. Действие бессрочных договоров истекает через четыре месяца, то же относится к идолопоклонникам, которые не заключали договоров с мусульманами.
Как видно из вышесказанного, сура ат-Тауба, имевшая характер ультиматума, аннулировала договора с идолопоклонниками и в законодательной форме обязала впредь ни по какому поводу не садиться с ними за переговоры. Идолопоклонникам предлагалось либо принять Ислам, либо покинуть пределы Аравии в течение четырех месяцев. В противном случае им объявлялась война. Данный ультиматум, объявленный многобожникам, показал им, что перед лицом усиливающегося Ислама у них не осталось иного пути. Благодаря ультиматуму количество мусульман во время Прощального паломничества, состоявшегося спустя один год, достигло ста тысяч.
Приказ Пророка Мухаммада: "Изгоните идолопоклонников с Аравийского полуострова", который он отдал незадолго до своей кончины, был приведен в исполнение во времена правления Абу Бaкра, и Аравия была очищена от многобожников.