Досточтимый Абу Бакр

ImageАбу Бакр, который младше Пророка Ислама на два или три года, в источниках упоминается под псевдонимом Атик. Его начали звать под этим псевдонимом, означающим "красивый, благородный, освобожденный" после того как Пророк Мухаммад сказал о нем: "ты тот, кто освобожден Аллахом от ада."

Досточтимый Абу Бакр родился в Мекке, через три года после "события филь". Мать Абу Бакра -  Умм аль-Хайр Салма стала мусульманкой в период Мекки, когда Пророк временно жил в доме Аркама б. Абу-ль-Аркама. Отец Абу Кухафа с помощью сына принял ислам сразу вслед за завоеванием Мекки (8/630).  Племя Тайм, к которому принадлежали его отец и мать Абу Бакра, имеют родство  родом  Пророка Мухаммада в лице Мурра б. Кааба.

Абу Бакр, который младше Пророка Ислама на два или три года, в источниках упоминается под псевдонимом Атик. Его начали звать под этим псевдонимом, означающим "красивый, благородный, освобожденный" после того как Пророк Мухаммад сказал о нем: "ты тот, кто освобожден Аллахом от ада."

В источниках говориться, что в доисламский период его звали Абд аль-Кааба, после принятия мусульманства Пророк назвал его Абдаллахом. Наиболее известный псевдоним Абу Бакра - это Сиддик. Псевдоним означающий "oчень близкий, очень верный", было дан ему самим Пророком, в связи с тем, что он без всяких сомнений принял новости о мире духов, самый важный из них это "случай мирадж" (вознесение Пророка Мухаммада на небо), и в исламской литературе он стал известен под этим именем. После смерти Пророка Абу Бакр был назначен на должность главы государства, его стали называть "халиф Посланника Аллаха". В источниках нет достаточной информации, почему ему данно имя Абу Бакр ведь у него не было ребёнка по имени Бакр.

В источниках мало информации о детстве, юношестве Абу Бакра и о его жизни до принятия мусульманства. Единственно известно, что он занимался торговлей одежды и ткани и в период принятия мусульманства имел капитал в 40.000 дирхамов и путешевствовал с торговым караваном из Сирии в Йемен. Рассказывается, что он находился в том торговом караване в Сирию, в который участвовал Пророк в возрасте около дватцати пяти лет.

В источиках мало информации и том, как стал Абу Бакр мусульманином. Известно убеждение о том, что он принял мусульмансво, когда узнал о пророчестве Мухаммада и беседовал с ним. По этой теме во многих источниках есть информация на тему был ли Абу Бакр первым человеком принявшим мусульманство или нет. Когда все отвергали величие Пророка Мухаммада, Абу Бакр поверил в это и сказал, что пожертвует всем ради ислама (Бухари, Фадаиль асхаб ан-Наби, 5); это говорит о том, что он один из первых мусульман.

Популярность Абу Бакра среди курайшитов оказало большое влияние на распространение Ислама в период Мекки. Когда Пророк тайно приглашал жителей Мекки в Ислам многие передовые курайшиты с помощью Абу Бакра стали мусульманами. Абу Бакр заплатив крупные суммы хозяевам выкупил и освободил рабов-мусульман, которые подвергались тяжелым пыткам с стороны мушриков курайшитов и таким же образом освободил иностранцев: мужчин и женщин, слабых и безсильных. На совет отца Абу Кухафы, обеспокоенного растратой состояния подобным образом, выкупать вместо слабых и худых рабов здоровых он ответил, что не собирается эксплуатировать этих рабов, а совершает это лишь с одной целью заслужить милость Аллаха.

Абу Бакр, хорошо владеющий родословной наукой находясь рядом с Посланником Аллаха, который призывал в Ислам приезжающих в Мекку людей помогал ему с легкостью налаживать дружеские отношения с людьми из разных племен.

Из-за того, что курайшиты ужесточили издевательства над мусульманами и запретили, особенно Пророку, читать Коран вслух на пятый год пророческой миссии (615-616) он вместе с сыном дяди Харис б. Халидом покинул Мекку и направился в Абиссинию. В пути он встретил друга Ибн ад-Дугунну, который переговорив с курайшитами добился разрешения для Пророка остаться жить в Мекке с условием неразглашения своей веры. Но Абу Бакр не смог продолжительное время скрывать свою веру, шёпотом читать Коран и разрушил договоренность с курайшитами.

В ответ на это Ибн ад-Дугунна высказал опасение, что не сможет больше защищать его, на что Абу Бакр ответил, что он просит защиты только у Аллаха и продолжил жить в Мекке.

Когда мусульмане начали переезжать в Медину, Абу Бакр спросил разрешение для переезда у Пророка. Пророк посоветовал сначала не торопиться, а когда сказал что Аллах найдет ему попутчика, он сразу понял, что он удостоится чести кочевать вместе с Пророком и начал готовиться в путь. Через четыре месяца после этого разговора Посланник Аллаха, которого курайшиты решили убить пришёл в дом к Абу Бакру и сказал что пора переходить в Медину. В ту ночь Пророк, чей дом окуржили мушрики уложил вместо себя в постель досточтимого Али и вместе с Абу Бакром схоронился в пещере на горе Савр. В утешении на смятение Абу Бакра, который испугался мушриков, подступившие к входу в пещеру найдут их, сказал что они ничего не смогут сделать. В связи с этой ситуацией, Абу Бакр в тюркской и персидской литературе упоминается под именем "йар-и гар" (друг по пещере, душевный попутчик).

После хиджры Абу Бакр приступил к покупке земельного участка, на котором Пророк хотел построить мечеть. Как и в период Мекки так и в период Медины Абу Бакр участвовал в походах и за исключением назначения на пост амира хаджа в 9-ом году (631), никогда не покидал  Пророка. Он участвовал во всех войнах вместе с Пророком Мухаммадаом, в Договоре Худайбиййа и при Прощальном Хадже.

При завоевании Мекки, когда исламская армия вошла в город, Абу Бакр первым делом направился к своему отцу и пригласив его к Пророку способствовал принятию им мусульманства. Таким образом он стал единственным сахабом, у которого при здравии и мать, и отец, и дети стали мусульманами.

В 11-ом году в последней неделе месяца сафар (май 632) заболевший Пророк приказал - кроме двери Абу Бакра - закрыть все двери мечети, открывавщиеся во двор. Объясняя причину этого поступка он сказал, что не знал никого,  кто был бы более полезным исламу, чем Абу Бакр, если бы он захотел найти друга среди людей то выбрал бы именно его. Когда он уже не мог подняться на ноги, то попросил Абу Бакра испольнить обязанности имама при совершении намаза.

После смерти Пророка он был вынужден произнести известную речь, которой убедил всех удивленных очевидцев во главе с досточтимым Умаром, поверить в смерть Пророка.

Узнав о сборе ансара для обсуждения выборов халифа (наследника) пошел туда вместе с Умаром и сказал асхабу, что выбирать отдельных амиров из местных жителей и переселенцев будет неправильным и с точки зрения солидарности ислама, мусульманам необходимо сплотиться вокруг одного лидера. Абу Бакр предложил кандидатом на пост халифа досточтимого Умара или Абу Убайд б. Джарраха. Но асхабы сочли правильным назначение его самого халифом и поклялись в верности новому халифу Масджид ан-Наби.

Абу Бакр в известной речи изложил общие основы политики и сказал: что несмотря на отсутствие своего превосходства над другими мусульманами удостоин чести избрания лидером и попросил в случае правоты всячески поддерживать его, а при совершении ошибок обязательно поправлять и покуда он будет верен Аллаху и Пророку все мусульманы должны подчинятся ему.

Халифат

Став халифом Абу Бакр первым делом отправил в поход войско под командованием Усама б. Зайд, которое находилось на стадии подготовки к походу. Усама верхом на лошади, а халиф пешком, обратился с речью к воинам. В обращении, он посоветовал следовать пути Аллаха и воевать с иноверцами, не предавать, сдержать данное слово, не причинять вреда захваченному имуществу, не бояться и не отступать, не создавать пороков, подчиняться приказам, не убивать детей, женщин и пожилых, не вырубать плодоносные деревья, не резать баранов, быков или верблюдов без необходимости, не трогать людей эвакуированных в монастырь, с именем Аллаха отведать предложенную еду. Войско Усамы не вступая в сражения с врагами утихомирило некоторые восставшие племена и благополучно вернулось в Медину.

Болезнь Посланника Аллаха после завершения миссии пророчества взбодрила мошенников, которые выдавали себя за Пророка. После его смерти подобные движения переросли в бунт. Некоторые из племен со смертью Пророка продолжили совершать намаз, но объявили о об отказе платить государству закат (закат-денежное пожертвование).

Абу Бакр считал неправильным по какой бы то ни было причине отделять намаз и закат, он был решительно настроен воевать с людьми, которые хотели разделить эти два обряда и объявив, что религия совершенна и что он не позволит отказатся от некоторых принципов возглавил войско кавалеристов в 100 человек и разогнал бунтарев. Подождав несколько дней прибытие дополнительных сил из Медины и близлежащий районов, решил начать наступление на Тулайха б. Хулайна, который выдавал себя за Пророка. В результате убедительных настояний Омара и Али назначил полководцем Халид б. Валида и вернулся в Мадину. Халид б. Валид успешно подавил восстание и особенно был успешен в уничтожении Тулайха, Саджар и Мусайлима. Таким образом были ликвидированы все раздоры.

Абу Бакр продолжив стратегию Пророка по распростронению Ислама решил направить войска в нижнюю часть Ефрата, принадлежащую Сасанидам.

В войне против Сасанидов назначил главным командиром Халид б. Валида. Халид захватил важные населённые пункты в Персидском заливе. Вслед за этим, получив приказ направился на сирийский фронт.

Военные движения мусульман против Византийской Империи началась с войны Мута в эпоху Пророка и продолжились походом Табук. Целью этой войны с византийцами было: сохранение безопастности территории и избавление местных жителей от несправедивости и мучений. Имея похожую цель Абу Бакр решил осенью 633 года направить три различных полка, численностью каждой из них по 300 воинов, на южную и южно-восточную границу Сирии.

Через короткий срок численность войска возросла до 7500 солдат. Наряду с Валирабаде были захвачены города Кайсариййа и Газза, в Палестине. В этот период Халид б. Валид получив приказ халифа достиг места поблизости Дамаска и одержал победу над византийскими войсками в Мериджирахите (18 сафар 13/23 апрель 634).  Затем направившись к югу от Дамаска соединился с другими войсками и захватил город Бусра. В конце победы при войне Аджнадейн в Сирии (28 джумада аль-авваль 13/30 июль 634) против византийцев для всех мусульман появился  доступ в Палестину.

Абу Бакр узнав результат войны Аджнадейн, где войсками командовал Халид б. Валид умер в возврасте шестдесяти трех лет, 22- го числа месяца джумада аль-ахир 13 (23 августа 634).

Абу Бакр в начале месяца джумада аль-ахир 13-го года заболел и обсудив с асхабом вопрос нового халифа решил выбрать Омара. По его просьбе Осман составил письменный акт в связи с этим решением. Абу Бакр наказал дочери Аише после его смерти вернуть часть зарплаты в казну и похоронить его рядом с Пророком Мухаммадом. Также Абу Бакр завещал при захоронении обернуть его тело в старую одежду и чтоб его жена Асма бинт Умайс при помощи сына Абдаррахмана совершила омовение покойного. Заупокойный намаз прошел под имамством Омара. Тело Абу Бакра в могилу спустили Омар, Осман, Талха б. Убайдуллах и сын Абдаррахман.

Личность и учение.

В источниках Абу Бакр описан следующим образом: средного роста, худого телосложения, с редкой бородой, с пронзительным взглядом, густыми волосами, с тонкими очертаниями красивого лица, белый цвет которого имел желтый оттенок.

Первый брак заключил с женщиной по имени Кутайла бинт Абд аль-узза. В этом браке у него родились сын Абдаллах и дочь Асма. Он развелся с Кутайлой, так как она не приняла мусульманство и женился на Умму Руман. Умму Руман родила Абдарахмана и Аишу. После смерти Умму Румана женился на Асма бинт Умайс и она родила ему сына, которого он назвал Мухаммадом. После его смерти, другая его жена Хабиба бинт Хариджа родила девочку по имени Умму Кульсум.

Абу Бакр был самым близким к Пророку сахабом. Решение о браке Пророка с Аишой принятое перед хиджрой скрепило их дружбу. Два события в период Мекки, ("волшебство Исра" случай из-за которого его прозвали "сиддик" и спор, описанный в суре Рум с Убай б. Халафом на 100 верблюдов по поводу победы византийцев над сасанидами в течении десяти лет) подчеркивает крепкую веру Абу Бакра в Коран и в пророчество Пророка Мухаммада.

В некоторых источниках о нем упоминают как "Визир Пророка" потому что Посланник Аллаха во всех делах советовался с ним. Абу Бакр будучи писцом вахйа Пророка умел очень хорошо хранить его тайну и при проявлял очень прилежное поведение при нем. Когда в Медину приезжали послы он подсказывал им как с здороваться с Пророком, просил в его присутствии не нарушать спокойствие. Рассказывал Пророку Мухаммаду свои сны и иногда при нем коментировал сны других очевидцев, анализировал выводы и решения относительно различный событий. Когда у Пророка Мухаммада спрашивали кого он больше всего любит, в первую очередь он произносил имя Аишы, потом Абу Бакра и говорил что люди обычно отвечают на сделанное им добро, а Абу Бакра за сделанное добро наградит сам Аллах в том мире.

В доисламский период Абу Бакр назначенный управляюшим при рассмотрении дел кровной мести и разногласий в сумме выплаты кровной мести очень хорошо умел налаживать человеческие отношения. Абу Бакр славился порядочным нравом, честностью и чувством справедливости и среди соплеменников пользовался уважением и любовью, каждый мог попросить у него совета в важных делах и воспользоваться его знаниями.

В доисламский период он не молился идолам, жил в далеке от худа, от обстоятельств ущемляющих честь и достоинство. Не пил спиртное, говорил пьющим, что они потеряют честь и великодушие.

Очень хорошо знал историю арабских племен и считался одним из самых квалифицированных знатоков науки родословия.

В доисламский период он имел очень близкие и дружеские отношения с похожим на него по нравственности и характеру Пророком. Ощущал спокойствие когда беседовал с ним, когда отлучался из Мекки скучал по нему, когда возвращался первым навещал его.

Абу Бакр имел способность быстро и точно понимать Коран, и слова и поступки Пророка Мухаммада. Знал Коран наизусть и читал его с выражением. Кстати, Пророк, считавший что имам должен хорошо знать Коран и хорошо его читать, только его назначал вместо себя имамом во время общего намаза. Во время правления  Абу Бакра самый большой вклад в Ислам заключается в том, что он привел Коран с состояние Мусхаф.

Будучи скромным, чуствительным, послушным, с мягким характером и приятным в общении человеком, в период правления он старался быть еще более скромным. Очень сердился на тех, кто восхищался им. Помогал бедным и нуждающимся, угощал гостей. С первого раза нельзя было заметить его вспыльчивости, смелости и предприимчивости. В одной из своих речей, после церемонии клятвы Абу Бакр посоветовал держаться от него подальше во время приступов гнева. Всегда был степенным и уровновешенным. Был малоразговорчивым и советовал мало разговаривать своим наместниками и полководцам. Славился своей честностью. Очень внимательно относился к соблюдению прав других людей.

Абу Бакр придавал большое значение передаче хадисов, иногда требовал свидетелей от сахабов, которые передавали хадисы и при этом подчеркивали, что эти хадисы из уст Пророка. Абу Бакр передал 142 хадиса от Посланника Аллаха; из них шесть имеют место и в Бухари, и в Муслиме, кроме этого одиннадцать только в Бухари, один только в Муслиме. Среди известных асхабов, передающих хадисы от Абу Бакра находятся его сыновья Абдаррахман и Мухаммад, дочери Аиша и Асма, а также вместе с ними можно перечислить и Омар, Осман, Али, Абдаллах б. Омара, Абдаллах б. Аббаса, Зайд б. Сабита, Абу Хурайру, Абдаллах б. Амра.

Причина передачи Абу Бакром малого количества хадисов заключается в том, что не ощущалась необходимости передавать хадисы, он жил в эпоху когда все люди очень хорошо помнили Пророка и период его правления был очень коротким.

Абу Бакр и Омар упоминались как "шейхайн", говорят Абу Бакру дали звание "шейх аль-ислам" за то, что очень хорошо знали Коран и сунну.

Деятельность.

После приблизительно шести месяцев избирания на пост халифа Абу Бакр, построивший казну в доме или возле дома, в ответ предложившим охрану сказал, что все на замке и нет причин для переживаний. На самом деле военную добычу и урожай он поровну делил на сахабов, и поэтому не было необходимости охранять казну. При его кончине, вошедший в казну Омар с несколькими сахабами нашли там не более одного дирхама. Когда из-за множества работы переехал в центр Медины, он назначил казначеем Абу Убайд б. Джерраха, по упрвлению местным делам Омара, в писцы Зайд б. Сабита. Так как во время его халифата в государственном управлении не было крупных изменений, то он не видел необходимость создавать новые учреждения.

Приказы которые давал Абу Бакр своим полководцам и наместникам основываются на всеобщих принципах Корана и Ислама. Из этих приказов особо привлекают внимание, приказы связанные с правовыми основами войны и со статусом иноверцев. Исходя из его приказа полководцу Халид б. Валиду, который воевал с предателями веры, о том чтобы он отвечал врагам их оружием. Нужно отметить, что несмотря на прогресс в военном снаряжении, Ислам придает важное значение жизни человека. Одно из важных событий в его период это - по предложению Омара не выделять часть из прибыли зяката новоиспеченным мусульманам, а также больше не выплачивать долю близким Пророка при определении пятой части военной добычи.

Омар и Абу Убайда б. Джаррах сочли непозволительным продолжать занятие торговлей Абу Бакра и были инициаторами выделения ему зарплаты. В официальных делах Абу Бакр пользовался печатью, которая досталась ему от Посланника Аллаха, в личных же делах пользовался печатью с надписью "Ни'ма-ль-кадиру Аллах" или "Абдун залил ли-раббин джалиль"

В истории Ислама слова "халиф" в первый раз был использовано в отношении к Абу Бакру. Так как он был наследником Пророка он не возражал против этого звания, которое ему дали очевидцы Пророка, но посчитал правильным звание "халифаталлах".

Представители рода Абу Бакра упоминаются словами Бакири и Сиддики. В суфийской литературе звание "сидк" приравненно Абу Бакру. Члены ордена дервишей Накшибанди по принципу последования принявшие вид молитвы (зикр) верят в то, что во время хиджры в пещере на горе Савр Пророк научил Абу Бакра этому способу зикра.