Термин ихтида означает принятия Ислама представителем другой веры или атеиста. В словаре ихтида образовалось от корня хюда (хедй, хидает - поиски пути истинного, указать правильный путь) и имеет значение "достичь истины, найти правильный путь".
Как термин оно означает принятие Ислама представителем другой веры или атеиста. Человека, совершившего ихтида называют мухтеди.
Изменение веры на западных языках языках выражается словом "conversion", а человека совершившего этого называют "convert". Если ихтида характеризует только принятие Ислама, то "conversion" определяет широкую сферу. Под "conversion" подразумевается : близость к религии человека, не соблюдавшего нормы своей религии; переход в статус верующего и принятия норм своей религии, человека известного в обществе как атеиста; человека, отрицавшего одну веру и поверившего в другую религию.
Изменение веры может произойти при различных условиях и формах, которые могут способствовать разным результатам. Некто, кто с искренностью опровергает религиозные ценности своего общества и ищет удовлетворения в другой вере может прожить это на своем опыте. Вместе с этим, человек совершивший брак с иноверцем и впоследствии искренне восприняв веру своего супруга, со временем может поменять свою веру.
Психология религии и религиозная социология, темой которых является изучение изменения веры смотрят на этот вопрос не с точки зрения веры, которая считает, что существуют определенные условия перехода из одной веры в другую, покинутой веры или избранной веры, а с точки зрения потребностей личности и общества. Вместе с этим, существуют и сторонники наличия связи между божественным источником и человеком.
Существуют различные взгляды относительно причины изменения веры, требующей длительного и беспорядочного процесса. Некоторые социологи подчеркивают чувственные воздействия, а по мнению других необходимо учитывать интеллектуальные факторы, изменяющие мысли и чувства человека относительно истины. Точка зрения первой группы социологов установилась в результате теории изменения переживших процесс измения веры или подобное. Точка зрения первой группы утверждает, что все кто изменил веру или пережил похожий процесс, основанный на психодинимической наклонности, на протяжении всего детства и перед событием изменения веры пережили бурные смешанные чувства. Вторая группа считает, что изменение веры поисходит в результате тщетных исследований личности. Приходинамический взгляд к делу изменения веры придает человеку пассивную роль, а по сторонникам интеллектуального взгляда - человек активен и сознательно совершает это.
Если принимать во внимание обе точки зрения, то можно перечислить следующие причины изменения веры:
В деле изменения религии обычно имеют место подготовительный период, процесс и время. В Коране среди признаков подготовительного процесса имеет место и зякат: "ведь милостыня - лишь для бедных, для тех которые в нужде, смотрителям по выдаче ее, дял тех сердца которых расположены к Исламу" (ат-Тауба, 9/60). Это является признаком признания Ислама подобного подготовительного периода. Наряду с этим, хоть и очень редко, известны случаи неожиданного изменения веры. Примером этому можно показать ихтида благославенного Омара и переход известного как одного из основателей теолигии христианства Святого Павлюса из иудаизма в христианство. Но даже, в таком ихтида в подсознании имеет место подготовительный период.
Ислам - это универсальная вера и поэтому желает чтоб все люди воспользовались её ценностями и чтоб немусульмане совершили ихтида. У правоверных в этом отношении имеются обязанности. Айат "зови на путь Господний мудростью и добрым наставленьем и с ними спор добрейшим образом веди" (ан-Нахль, 16/125) воткрытую поясняет это. В Исламе не существует класса религиозных служателей и поэтому каждый мусульманини обязан донести до людей универсальное послание этой веры. Положение первого оповещателя Пророка Мухаммада, пророчество которого было универсальным, подчеркивает данное положение хадисом "способствавать ихтида одного человека намного благодатнее, чем приобрести неизмеримое богатство" (Бухари,"Джихад", 102; Mуслим, "Фезаилюш шахаба", 34). Это и есть основной смысл и цель джихада в Исламе.
Выражение ихтида проходит в шестидесяти местах Корана и с одной стороны объясняется как благодеяние и милость Аллаха, с другой стороны как обязательное условие использование рабом божьим силы воли и свершение выбора (аль-Касас, 28/56; Мухаммад, 47/17). Если смотреть на вопрос теоретически, тогда по воле Аллаха возможно существование всех людей на праведной стезе (аль-Анам, 6/35). Всемогущий Аллах породил человеческий род в статусе возможности определения и выбора только хорошего ангела и только плохого шайтана или счастья и беды. Вместе с этим Аллах проявил помощь в поисках пути истинного посредством нипослания пророка и вахйа. В этом случае, функцией пророков и их мюршидов (последователи по пути пророков) является предостережение и указывание пути, никогда не переходит за пределы силы воли и выбора человека.
В некотором смысле ихтида - это не признание новый веры, а возврат к прежней вере. Потому что, по Исламу, человек рождается с естесвенной верой (Ислам). Родители обязаны сохранить это естественное положение ребенка и в Исламе, как например в христианстве, нет мероприятий символизирующих принятие веры детей подросткового возраста. Данное положение Ислама указывает на наличие признания Аллаха с самого рождения. Поэтому тот, кто совершил ихтида вспомнил естество и вернулся к нему. В Коране относительно этого говорится следующее: "когда Господь твой из сынов Адама, из чресел их, извел потомков их и повелел им о самих себе свидетельство давать: ‘не Я ли ваш Господь' (кто сотворил вас, соразмерил, и в этом мире вам предел назначил)? Они сказали ‘Да. Свидетельствуем мы!' (Мы повелели этому случиться), чтоб в День Господнего Суда вы не сказали: ‘мы по неведению этим пренебрегли'" (аль-Араф, 7/172). Хадис "каждый человек рождается угодно естеству, но родители делают из него иудея, хритианина или язычника" (Бухари, Дженаиз 93; Муслим, Кадер, 22-25) подчеркивает эту правду. В результате этого, многие западные мухтеди, для изменивших веру, вместо "convert" (возврат) используют слово "revert" (возвратившийся обратно).
Единственным условием ихтида является произношение келиме-и шахадет и признание единства Аллаха и пророчества Пророка Мухаммада. Это не требует никакой церемонии или проведение в каком-либо религиозном учреждении. Только вот стало традиций произносить шахадет в присутствии двух людей. От мухтеди в первую очередь требуется совершение полного омовения (гусуль) и изучение основных принципов веры. Если имя не отождествляется с противными Исламу признаками или действиями, то изменение имени необязательно. Мужчине мухтеди советуют совершить обрезание. По причине свершения ихтида Аллах простит все прежнии грехи и человек будет морально вновь рожденным.
Ислам и сегодня, как в прежние времена, сохраняет за собой особенность самой быстро распространяемой веры в мире. Особенно имеет много сторонников среди темнокожего населения Африки, Америки и Европы. По сравнению с прошлым, намного больше привлекает внимание жителей западного мира. В последнии годы принятие Ислама некоторыми интеллектуальными и популярными лицами является показателем этого.
Определить число сторонников Ислама в западном мире невозможно, потому что при подсчете населения этому фактору не выделяют место. Но по данным частных исследований число мусульман европоидной рассы примерно следующее: во Франции - 30.000-5O.000, Германии - 5000, Голландии - 5000, Англии - 5000, Бельгии - 3000 и Дании - 3000. В Америке предположительно между 40.000 и 75.000 белокожих мухтеди.
Также, Ислам стал популярен среди темногожего населения Америки и Европы, особенно с появлением на повестке дня учения Малика эш-Шахбаза (Malcolm X) в 1990-е годы. Число темнокожих американцев, принявших Ислам определяется в сотни тысяч человек. В дальневосточных странах число принявших мусульманство тоже исчисляется в сотни тысяч. Например, самым популярной страной Ислама данного региона явяется Корея, в которой насчитывается свыше 35.000 мухтеди.
Среди причин принятия Ислама первое место занимают исследования и заключения браков. Чаще всего ихтида совершают в возрасте между 21-30 лет.
краткий отрывок из статьи: Али Косе, Исламская Энцеклопедия TDI, “Ихтида”, Стамбул, 1994.