Исламская Правовая Система II

Исполнение судебных решений

Другая особенность исламского законодательства – юридическая самостоятельность разных групп (джамаатов) жителей одной страны. Ислам не принуждает принимать слово Корана тех, кто не желает этого, и поощряет собственные суды христиан, иудеев, огнепоклонников и др. с собственными судьями и применением наказаний по их собственным законам. Если же стороны представляют разные конфессии, то, чтобы не допустить столкновение интересов, избирается специальная судебная комиссия. Ислам, вместо того чтобы насильно ассимилировать всех в основную конфессию, наоборот, стремится защитить интересы каждого человека.

Исполнение судебных решений внутри мусульманской общины осуществляется просто и быстро. В то же время, уделяется особое внимание "честности свидетелей". В каждом населенном пункте суды организуют базы данных, в которых содержатся сведения обо всех жителях, и в случае привлечения человека в суде в качестве свидетеля собранная информация позволяет судить, можно ли ему доверять. Это бывает важно в случаях, когда одна сторона обвиняет другую в лживых показаниях, и тогда суд сам выносит решения, можно ли доверять свидетелю. Коран в суре "ан-Нур", 24/4 повелевает, что, если кто-нибудь распространяет клевету на женщину, но не предоставит необходимых доказательств, то навсегда потеряет право быть свидетелем.

Источники права и его развитие

Досточтимый Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принес мусульманам знания не только о качествах Всевышнего Создателя и о Судном дне, но и законы, относящиеся и к личной жизни, и к общественной, касающиеся и ее материальной стороны, и духовной. К тому же, он стал основателем совершенно нового государства, главнокомандующим его армии, руководителем дипломатического корпуса и "министерства иностранных дел". Он также решал любые проблемы, возникающие между гражданами. Поэтому иссле-дование источников исламского права, в первую очередь, следует начинать с изучения деятельности Досточтимого Пророка. Он родился в Мекке в семье торговцев. В молодости посетил Йемен, Восточную Аравию, например, Умман (см. Ибн Ханбаль, IV, 204), а также палестинские рынки. Его земляки же с торговыми целями отправлялись в Ирак, Египет и Эфиопию. После провозглашения своего пророчества, Досточтимый Мухаммад, встретив сопротивление со стороны соплеменников, был вынужден покинуть свой город и перебраться в Медину, где основным источником дохода было земледелие. Там произошло зарождение государства. Сначала это был город-государство, но со временем он превратился в более широкое государственное образование. К моменту его кончины это государство включало в себя южные области Ирака и Палестины и весь Аравийский полуостров. Международные караваны проходили через всю Аравию. Сасаниды и византийцы оккупировали некоторые области Аравии для формирования колоний и вассальных государств. По словам Ибн Калби, ярмарки восточной Аравии привлекали торговцев из Индии, Китая, Востока и Запада. Арабы были не только кочевниками, но и строили города. Их цивилизация, более древняя, чем Йемен и Ливия, города Афины и Рим, насчитывала несколько тысячелетий.

Законы страны, имеющие характер обычаев, с появлением ислама сменились на новые законы. То есть Досточтимый Пророк не только отменил старые обычаи, но и имел возможность установить новые законы. В силу того, что он был Посланником Аллаха, то пользовался глубоким уважением и непререкаемым авторитетом в такой степени, что не только его слова, но и поступки, и отношение к событиям, явлениям, людям стали законом для мусульман. Обычаи или дела мусульман, против которых он не возражал, означали его одобрение. Такая тройная система законов (слова, личный пример и молчаливое одобрение некоторых поступков и обычаев мусульман) дошла до нас в Коране и в хадисах. Также при жизни Досточтимого Пророка появился еще один источник законов. Если в законе не предусматривались какие-то положения, то независимо от правителя правоведами составлялось особое положение. В действительности же, со времен Досточтимого Пророка в столице и центрах провинций постоянно находились судьи (кады) и правоведы. До этого мы упоминали о том, какое указание было дано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) отправляющемуся в Йемен Муазу бин Джабалю. Бывали случаи, когда главы провинций ждали разъяснений из центра. В случаях, когда полученное разъяснение шло вразрез с принятым решением, суд пересматривал дело. Новые правила, которые меняли старые обычаи и применения и приводили к исламскому правлению в данной стране, приходили по мере поступления информации, по многоступенчатой системе. Но многие события не укладывались в рамки правовых указаний. В таких случаях, стороны из-за незнания законов разрешали конфликт на приемлемых для обеих сторон условиях. Например, один мусульманин женился на своей сестре. Досточтимый Умар (да будет доволен им Аллах), узнав об этом, попросил объяснить, поче- му тот это сделал. Мусульманин ответил, что не знал о запрете ислама, поэтому и сделал. Досточтимый Умар постановил, согласно закона, развести их и выплатить сестре достойное возмещение, но не наказал их, как за совершение прелюбодеяния или запрещенный брак.

С уходом из этого мира Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) прекратилось ниспослание божественных откровений, приносящих новые правила и упраздняющих старые обычаи. Мусульмане теперь жили по тем законами, которые были установлены Досточтимым Пророком и развивали их в части, допускающей изменения и дополнения. Развитие – это не упразднение законов, установленных Досточтимым Пророком, а лишь разъяснение того, что раньше не было определено.

Возможно, лучшим выходом является путь, указанный в Коране: в нескольких местах Корана (суры "ан-Ниса", 4/24, "аль-Маида", 5/1) определены некоторые запреты, а все остальное (в рамках рассматриваемой темы) было объявлено допустимым. Эти нормы, не противоречащие законам, установленным Досточтимым Пророком, являются мубах (допустимыми). Поэтому законы иностранных государств и даже их обычаи были предметом исследования мусульманских правоведов на соответствие их требованиям ислама. И это процесс, не имеющий конца .

Как указывает Коран, еще один источник законов (возможно, это удивит вас) – это божественные откровения, полученные предыдущими пророками. В Коране названы имена 25 пророков, среди них досточтимые Идрис, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Йахйа (Иоанн Креститель) - мир им всем. Откровения, переданные этим пророкам, приемлемы и для мусульман. Но ограничения количества этих правил и области их применения зависит от того, какие из них признаны истинными Кораном и хадисами Досточтимого Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Примером могут послужить законы возмездия за преступление, ниспосланные досточтимому Мусе. Кроме того, в Коране содержится указание мусульманам поступать таким же образом, т.е. "также и для вас, о мусульмане" в Коране выражено такими словами: "Мы предписали им в Торе" ("аль-Маида", 5/45).

Уже через 15 лет после кончины Досточтимого Пророка, мусульмане владели обширными территориями трех материков: в Азии, Африке, Южной Европе (Андалузии). Досточтимому Умару (да будет доволен им Аллах) понравилась система налогообложения Сасанидов (персов), и он применил ее в провинциях Ирака и Ирана. А система византийцев, наоборот, показалась насильственной, и он упразднил ее в Сирии и Египте. Первые сто лет после хиджры (переселения) – это период адаптации, укрепления и перемен. Сохранившиеся папирусы из Египта проливают свет на многие аспекты, касающиеся управления Египтом. В нашем распоряжении имеются источники (классические книги по мусульманскому праву), датированные началом второго века хиджры. Один из первых правоведов Зейд Ибн Али скончался в 120 г. по хиджре (728 г. по христ. лет).

В древние времена Йемен называли "счастливой Аравией". И это не случайно: некоторые особенности положения Йемена еще в дохристианские времена позволили государству опередить соседей в развитиии культуры и общества. В Старом Завете о нем упоминается как о богатом и сильном государстве. Начало христианского летоисчисления ознаменовалось тем, что в силу неизвестных причин часть йеменских племен пересели-лась в Ирак. Там они основали королевство Хира. Оно прославилось также благодаря покровительству литературе и просуществовало до появления ислама. Но в этот период сам Йемен некоторое время оставался в руках иудеев (правителем был Зю Нувас), затем перешел к христианам (во времена эфиопов), а потом был оккупирован иранскими огнепоклонниками (зороастрийцами). Из-за постоянных нападений на Йемен его жители отговорили халифа Умара переселиться в Куфу (новый район города Хиры). Досточтимый Умар отправил туда Ибн Масуда – одного из самых видных сподвижников Досточтимого Пророка, чтобы обучать исламу. И так получилось, что, по божественному предопределению, именно из этой школы вышли видные ученые ислама – Алькама, Ибрахим Нахи, Хаммад и Абу Ханифа. В тоже время, при халифе Али – лучшем из правоведов – столица халифата из Медины была перенесена в Куфу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот город дал богатое наследство в виде ученых в области права.

Независимость судей и правоведов от вмешательства власти позволила науке быстро развиться, но, в то же время, таила в себе некоторые риски. Великий и авторитетный ученый Ибн аль-Мукаффа (Китаб-ус-Сахаба) в начале второго века по хиджре пожаловался на имеющиеся многочисленные разночтения в исламском праве (в уголовном праве, праве личности и др.), особенно в Басре и Куфе. Ибн аль-Мукаффа предложил халифу создать контролирующий орган и использовать единые правила и законы, утвержденные халифом, на всей территории государства. Но предложение осталось без ответа. Его современник, приверженец свободы мысли и сторонник ограничения влияния политики на науку, Абу Ханифа основал правовую академию, где не только развивалось право как наука, включая так-же знания в областях, родственных праву (тафсир Корана, хадисоведение, логика, лексика и другие), но трудами 40 ученых, входящих в ее состав, были приведены в порядок законы. В то же время, в академии было положено начало исследованиям по разделам права, которыми до этого никто не занимался. Если верить словам одного писателя, рассказывающего о жизни Абу Ханифы (умер в 150 г. по хиджре), то он "установил полмиллиона правил и правовых положений". Такая же работа была начата и в другой части халифата Имамом Маликом в Медине и Эвзаи в Сирии, которые приложили к этому все свои знания и способности. Абу Ханифа строил свои рассуждения на основе Корана и хадисов, а Имам Малик предпочитал логические приемы.

Коран был "издан" всего спустя несколько месяцев после смерти Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сбор сведений о действиях Досточтимого Пророка (слова, поступки и молчаливое одобрение) – они называются хадисами – начался еще при его жизни многими людьми, а после его смерти этим занялись еще больше людей. Хадисы были переданы более чем ста тысячами сподвижников Досточтимого Пророка. Некоторые передавали хадисы в виде записей (по последним данным более 50 человек), другие – в устной форме. Имеющие огромную ценность в плане правовых знаний, хадисы со своими передатчиками были рассеяны по землям трех материков, завоеванных досточтимыми Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах). Следующие поколения исследователей хадисов постепенно создали сборники, в которых были собраны воспоминания сподвижников Досточтимого Пророка.

Развитие права и собирание хадисов шло такими темпами, что эта работа была выполнена разными учеными очень быстро, но без взаимной согласованности. Имам Шафи родился в год смерти Абу Ханифы. У ученых стали возникать претензии, и это стало причиной более детального изучения хадисов. Теперь для систематизации сведений о Досточтимом Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) хадисоведы начали исследовать личные качества человека, передающего хадис, устанавливая его правдивость и надежность как источника инормации. Кроме того, для правильного применения хадиса в вынесении правового решения, они стали изучать, когда, в каких обстоятельствах и по какому поводу было это сказано. Имам Шафи стал знатоком как в области права, так и хадисов. Его усердие и превосходные аналитические способности позволили ему соединить эти знания в единое целое. Он также является первым в мире, кто, наряду с самым тщательным исследованием законов, ввел и разработал концепцию абстрактного права.

После этих ученых (Абу Ханифа, Малик, Шафи, Джафар ас-Садык) остались их последователи и правовые школы (мазхабы). Эти мазхабы существуют и сейчас, составляя фундамент ислама. Наличие разных школ говорит о том, что между ними существуют некоторые различия. Например, в правовой школе Джафара ас-Садыка, внука досточтимого Али и современника Абу Ханифы в силу политических причин есть некоторые особенности определения наследства. Но различия между этими школами не являются фундаментальными (между школами по акыде различий даже еще меньше). К тому же, в последующие периоды бывали случаи, когда шафииты, перестав в некоторых вопросах придерживаться позиции Имама Шафи, принимали взгляды Абу Ханифы или Имама Малика. Бывало и наоборот.

Как было отмечено ранее, исламское государство в ранний период своего развития охватывало огромную территорию. На этих землях до мусульман господствовали свои правовые нормы: иранские, китайские, индийские, византийские, готические и другие. Сначала их влияние на уклад общественной жизни оставалось значительным. Но с усилением позиций ислама во всех сферах жизни и ограничением прежних правовых норм они утратили свое влияние. Основатель правовой школы Абу Ханифа имеет в своих корнях персов (или турков), а Малик, Шафи и Джафар ас-Садык – арабы по национальности. В последующих поколениях из каждого народа вышли свои исламские правоведы. Развитие исламского права приобрело международный характер. Ведь вклад в эту науку был внесен мусульманами из разных этнических групп, говорящих на разных языках, имеющих разные обычаи. Среди мусульманских правоведов были представители Испании, Португалии, Сицилии. Помимо китайцев, эфиопов, персов, турков и арабов, были и представители других наций.

В любые времена и в любых странах могут появляться фанатически настроенные люди. Некоторые из них входятходимыми знаниями, будет принимать взвешенные решения, даже относительно того, отказаться ли от старых обычаев или нет, предварительно не подумав, что, возможно, ему будет полезен этот опыт. По этому поводу великий правовед Паздави сказал: "Не только личное мнение (но не иджтихад), но и решение старой иджмы может быть изменено новым".

Заключение

Исламское право зародилось в государстве как право правящего общества и отвечало всем требованиям этого общества, правящего на территории от Атлантического до Тихого океанов. Оно также обладало свойством развиваться в соответствии с развитием общества с течением времени и имеющихся условий. И сейчас оно не утратило своей динамичности. В странах, которые раньше контролировались иностранцами, с обретением суверенитета изменения в лучшую сторону уже наблюдаются.