Макам - интанационно-мелодическая позиция.
Многие из нас были свидителями частых дискуссий об азане. Но к сожалению, уже многие годы дебаты не выходят за пределы вызубренных предложений. Не имеет значения соблюдается или нет тонкость вопроса, выступления не перестают повторять себя.
Сегодня, вдали от всех дебатов, попробуем совершить умственную гимнастику в том, где, как и на каком месте нашей жизни поместить азан. При этом необходимо больше сосредоточиться на исторической и культурной стороне данного вопроса. Если желаем с полной искренностью подойте к делу, то в первую очередь нужно согласиться с тем, что азан необходимо слушать.
Прежде всего азан - это призыв. Если выразиться словами из содержания, то это призыв к спасению. Впервые азан прочитал абиссиниец Биляль. Причиной выбора Пророком Биляла и желание слушать азан из уст Биляля до конца дней было его прекрасное и бесподобное чтение. В общем-то это вполне нормально. Потому что самый тонкий человек вселенной - Посланник Аллаха - следил за эстетичностью и красотой призыва и прежде всего сам хотел слушать и видеть эту эстетичность. В последующие века, с такой же старательностью, продолжали читать азан. Со временем, за счет внимания чтецов и слушателей была создана "культура азана", которая состояла из широкого круга данных, от музыки до медицины.
Азан: от призыва к музыке
Без сомнения азан - это призыв и именно на это значение всегда делалось ударение. Но, насколько азан - это призыв, настолько и если выразиться языком современный медицины, азан - это терапия, которая появилась за счет "культуры азана".
Чтение азана, особенно в периоды, когда азану придавали большое значение, для того чтоб избежать монотонности совершалось в разном макаме. Если рассмотреть османский опыт в этом направлении то возникает следующий график чтения азана:
Утренний азан : макам саба
Обеденный азан: макам раст
Послеобеденный азан: макам хиджаз
Вечерний азан: макам эвдж и сегах
Первое серьезное исследование интанационно-мелодического чтения азана было проведено в Египте. В тем принимали участие видные музыканты того времени и один из важных философов ислама аль-Фараби. В результате был принят график макамов чтения азана немного отличающийся от вышеприведенного. Приведенный нами график использовался в период Османской империи.
Почему различие в макамах?
В подобном раздела азанов по макамам важным аргументом явилась совершенно отличная от известной функция музыки. Издревле известно о влиянии музыки на природу человека. Общепринят тот факт, что влияние музыки на человека находится в зависимости от положения солнца и природы в целом. На протяжение все истории человечества лечение музыкой было поставлено в рамках этих данных.
В традиции выбора макама азана учитывалось духовное состояние человека в тот час и обязательно учитывалось звучание макама. Например утром читали азан в макаме саба, потому что особенность макама саба заключается в повышении интонации. Это связано с пробуждением людей от сна. По словам аль-Фараби макам саба придает людям силу и уверенность. Цель саба - подготовить людей к новому дню в сильном и хорошем расположение духа.
Как известно время вечернего намаза по сравнению с остальными намазами более ограничен. Пророк Мухаммад поторапливался с вечерним намазом. Макам сегах, предпочтенный в это время имеет быстрый темп. Другая особенность макама сегах - это заволакивание человека мистическими чувствами. При выборе темпа вечернего азана наверное было принято во внимание и то, что при наступление темноты человек обычно предпочитает совершать путешествие в свой внутренний мир.
Для азана намаза иша (послевечернего) выбор был оставлен на макамах ушшак и бейати. Потому что эти макамы придают слушателям покой и хорошее настроение. Они способствует устранению усталости в поздние часы дня.
Свойственным Османской империи был признак чтение послеобеденного азана по четвергам в макаме нихавенд. Нихавенд - более веселый и быстрый макам. Нихавенд в четверг сообщал о наступлении праздничного для мусульман дня пятницы.
Сала в большинстве случаев читается в макаме хусейни. В книгах о терапии музыкой говорится что хусейни имеет особенность добра тишины и спокойствия. Паралельно этому, аль-Фараби говорил, что макам хусейни придает чувство бессуетности. По всей вероятности, для родных и близких умершего очень важно чувствовать о наступлении спокойствия и умиротворения для усопшего.
Как стало видно, азан - это не только призыв правоверных в мечеть, а единство повседневной жизни с согласием и гармонией. Азан - неразрывное единство с жизнью. Культура азана стала частью жизненной культуры.
Культура азана, созданная в течении веков как плод тонкого вкуса и глубокого мышления, к большому сожалению в наши дни почти забыта. Странным является то, что и сегодня, мы обсуждая как нужно читать азан и несмотря на то, что имеем такое громадное историческое и эстетичное наследство, до сих пор не можем дать удовлетворительного ответа. Не можем избувиться от безрезультатных споров и дисскусий.