История:Во все времена празднования по случаю года рождения Пророка почти во всех Иламских странах представляют собой одно из основных положений социальной и религиозной сфер жизни. В словаре слово маулид означает место и время рождения. В исламской литературе применяется как день рождения Пророка Мухаммада и ежегодные празднования в честь его рождения. Позднее в суфийских кругах понятие маулид стало отождествляться и с годом рождения авлийа (основоположники и важные лица суфизма). Судя по многочисленным сообщениям Пророк родился в год, когда наместник Йемена Абраха с целью разрушить Каабу напал на Мекку. Это событие вошло в историю под названием вак‘а аль-филь (569 или 570 - 571 год). Принимая во внимание достоверные источники, рождение осуществилось в понедельник двенадцатого дня месяца раби' аль-авваль. Пророк при жизни никогда не отмечал свой день рождения и в дальнейшем для празднования никакого желания не высказывал. В период правления ал-Хулафа ар-Рашидун ("праведные халифы" - первые четыре халифа (632-661)) и во времена Омейядов и Аббасидов празднований по случаю маулида не встречалось. Насколько период первых двух халифов ознаменовался победоносными завоеваниями, настолько же времена двух последних характерны множеством внутренних беспорядков. Наряду с этими фактами во времена Омейядов и Аббасидов для праздновния маулида и всяческой поддержки рода Пророка не было нужных политических условий. Основанное в Египте государство Фатимитов начиная с периода Муиз Лидиниллах (362-365 / 972-975) происходящим из рода Пророка ввели обычай официального празднования года рождения Пророка. В придачу к этому начались празднования рождения досточтимых Али, Фатимы, Хасана, Хусейна и существовавшего Халифа (мауалид ас-ситта) и различных особенных дней в месяцах раджаб, ша'бан и рамадан. Праздники Ид аль-фитр (Праздник разговения) и Ид аль-адха (Праздник жертвоприношения) превратились в широкомасштабные организованные праздничные мероприятия. Однако эти праздничные мероприятия проводились в дневное время в сфере официальности при участии небольшого количества простого народа. Следует подчеркнуть что сунниты не особенно принимали участие в этих церемониях. В период Фатимитов празднование по поводу года рождения Пророка и Ахль аль-байт (семья Пророка) носили не только религиозный характер, но и были очень важны с позиции политической стабильности. Визирь Фатимитов Афдаль в период халифа Муста'ли Биллаха (487-495 / 1094-1101) за исключением мавлидов Хасана и Хусейна наложил запрет на четыре других мавлида. Только после смерти Афдала пришедший на престол новый визирь вновь ввел церемонии празднования. Во времена Аййубитов (1171-1462) многие праздничные мероприятия и церемонии со стороны офицальных властей не получили должного внимания и отмечались в домах простого народа. Родственник (шурин) Салахаддин аль-Аййуби и любитель добра, наместник Эрбиля Бегтегинли Музаффар ад-дин Гёкбори (586-629 / 1190-1232) ввел новый метод празднования мавлида Пророка (аль-мавлид ан-наби). В отличии от Фатимитов, церемонии проводились после длительных подготовок при широком участии народа. Особое значение придавалось членам суфийских тарикатов которые находились на переднем плане. Андалузский путешественник Ибн Джубейр посетивший Мекку в 579 (1183) году рассказывал, что горожане при праздновании дня рождения Пророка Мухаммада посещали дом в котором он родился. В период мамлюков (648-922/1250-1517) в Египте празднования в честь даты рождения Пророка проходили при всей грандиозности. Наряду с тем что во времена Аййубитов и Мамлюков традиция празднования мавлида досталась в наследство от Фатимитов, надо учитывать еще и роль того что во время нападения монголов и крестовых поход важно было для сохранения личности мусульман. Начиная с периода мамлюков празднования в честь рождения стали праздновать и для праведников и особенно для авлийа. Различительный фактором были мавлиды не только в честь рождения, но и по случаю смерти. В Северной Африке обычая маулид не существовало, пока Шейх Абу аль-Аббас Ахмед б. Мухаммед б. Хусейн ас-Себти аль-Азефи (умер 633-1236) с целью предотварить празднования христианских праздников ввел обычай празднования мавлида. Со временем традиция мавлида получила широкое распространение в Северной Африке и Андалузии. Находящие при власти управительные органы придавали этому большое значение и принимали непосредственное участие в церемониях. Османский правитель Мурад III в 996 (1588) году официально ввел маулид. Нужно подчеркнуть, что мавлид в неофициональном порядке и раньше существовал в Османской Империи. Например знаменитый мавлид Сулейман Челеби был написан в 812 (1409) году. В церемониях происходящих в мечети Султанахмет падишах, садразам, шейхульислам, визиры, главнокомандующие и другие важные особы непосредственно находились при мавлиде. Маулид начинался после наставлений которые читали шейхи Айа Софья и Султанахмет. Присуствующих угощали шербетом и запахами ладана, прислуживающих одаривали новыми кафтанами и золотыми монетами. Вслед за Султанахмет маулид продолжался в Бaйезит, Нусретие, Бейлербейи, Хамидие и других мечетях. С времен танзимата наряду с традиционным мавлидом ввелись новые обычаи: прибытие и отъезд падишаха знаменовалось армейской церемонией, находящие возле мечетий здания правительственных учреждений украшали многочисленным светильниками, в день пять раз с военного завода и кораблей раздавались пушечные выстрелы. Начиная с 1910 года маулид являлся государственным праздником в Османской империи, однако с провозглашением Турецкой Республики мавлид отменили. Сегодня мавлид кроме Саудовской Аравии, от Северной Африки до Индонезии во всех мусульманских странах официально и неофициально празднуется. Религиозное значение:Во времена Пророка и через несколько столетий после него не праздновавший маулид стал спорным вопросом среди религиозных деятелей. Факих Маликитов Ибн аль-Хадж аль-Абдери (у. 737-1336) в книге аль-Мадхаль посвятил много места новшествам, одну из глав книги посвятил маулиду. В книге говорится что, во времена Пророка и сильно преданных ему последователей маулид не праздновался, а всего лишь является новшеством которое окольным путем стало прибавлением к религии. Автор объявляет себя противником подобных нововведений. В придачу к этому обширное место придается тому что, во время маулида наряду с кыраат (рецитатия Корана), зикра и молитв нахождение там музыкальных инструментов, пение песен, танцы, присутствие мужчин и женщин в одном месте являются строгим запретом в Исламе, в этом случае маулид лишь способствует грехам. Если только не устраивать подобных греховных мероприятий а всего лишь читать молитвы, готовить угощения для друзей, слушать чтение хадисов и тд. Но и они не должны устраиваться с целью маулид а не то тоже будут входить в класс греховных новшеств. Ибн аль-Хадж советует, не имея цели маулида, в месяц являющийся датой рождения Пророка делать добро, поститься, не обижать людей и животных и тд., то есть поступать подобающим образом как того требует уважение к памяти Пророка. Книга аль-Мадхаль была написана во времена когда нашествие монголов и крестовые походы нанесли огромный ущерб политической, социальной и экономической сфере в Исламских странах. В результате автор настоятельно высказыват суждения о сохранении основных положений религии и народных обычаев и требует не в коем случае не поддаваться негативным влияниям. Современник Ибн аль-Хаджа другой факих Маликитов Тадж ад-Дин Омар б. Али аль-Лахми аль-Факихани (у. 731-1331) тоже был против маулида и в написанной статье представлял это как пагубное нововведение. В основном маликийские ученые имевшие отрицатльные взгляды на маулид опирались на негативные примеры. Ибн Марзук аль-Хатиб (у. 781-1379) считал, что относительно мавлида у ученых Магриба существует положительные или отрицательные взгляды. Он считал, что в такую святую ночь надо беречься от греховных мыслей и поступков. Также Ибн Марзук считал что маулид важнее чем ночь предопределения ("Лейлат аль-кадр", в эту ночь были ниспосланы Пророку первые отрывки Корана). Ибн Теймиййа и последовавшие за ним Вахабитские ученые были противниками маулида и не считали нужным отличать нововведения на хорошие и плохие. Впоследствии к его суждениям присоединились и некоторые современные ученые, среди которых находятся такие ученые как Мухаммад Абдух. Рашид Рза подвергал критике формы проведения мавлида в Египте и обвинял богословов в равнодушном отношении к этой теме. Следует отметить что он критиковал не сам маулид, а то в каком духе и как он проводился и предлагал свои способы празднования маулида. Современные ученые принадлежащие ордену вахаби, такие как муфтий Саудовской Аравии Мухаммед б. Ибрахим Али Шейх, Абд аль-Азиз б. Абдаллах, Хаммуд б. Абдаллах ат-Тувейджири и другие были против всяческих форм маулида и постоянно писали статьи по данной теме. В африканских странах, таких как Алжир, ученые реформаторы хоть и являлись противниками маулида считали нужным прививать молодежи религиозные и национальные чувства и предлагали новые способы празднования маулида. В соответсвии к этому Абу Шамэ аль-Макдиси (у. 665/1267), Ибн Аййад ан-Нафзи (у. 792/1390), Шамс ад-Дин Ибн аль-Джазари, Ибн Насир ад-Дин ад-Дымашки, Ибн Хаджер аль-Аскалани, Ибн Хаджер аль-Хайтами, Шамс ад-Дин ас-Сахави, Джалал ад-Дин ас-Суйути, Шихаб ад-Дин аль-Касталлани и Мухаммад б. Йусуф аш-Шами вначале хоть и не были сторонниками маулида, потом стали считать, что посланный Аллахом для человечества Пророк является чудесным явлением и празднование даты его рождения большой праздник для верующих. В этот день надо быть очень радостным, помогать бедным и немощным, читать Коран и восхваления в честь Пророка, надевать новые наряды и т.п. В таком порядке маулид не нужно ставить в ряд ненужных новшеств, а наоборот увеличивать и упрочнять среди народа чувства добра и привязанности. Примером этому доводу служило следующие высказывание того что, во время пятничной молитвы (салат аль-джум'а) и таравих (ночной намаз выполняемый в месяце Рамадан) иногда существовавшие неправильные положения не являлись запретом на данные молитвы. Когда у Пророка спросили, в чем особенность поста в понедельник, Он сказал, "это день моего рождения и день когда мне явилось вахий (откровение божие). Сахави тоже считал, что если у христиан существует обычай празднования дня рождения своих пророков, то мусульмане имеют больше прав на подобный праздник. Пророк в десятый день месяца мухаррам встретив в Медине постившихся иудеев поинтересовался причиной поста. Ответом послужили следующие слова, это день утопления фараона и спасение пророка Мусы. После этих слов Пророк решил что и он, непосредственно сам тоже должен посться в этот день. Таким образом, в этот день для пользы души и спасения от нечисти, в память об спасательном дне соблюдать пост будет благоприятным поступком. Ученые, положительно относившиеся к маулид передавали из уст в уста сказание о том что, раба принесшего Абу Лахабу весть о рождении Пророка он сразу объявил вольным. Вслед за этим Абу Лахаб увидел во сне что каждую ночь понедельника его грехи облегчаются и что рождение Пророка является очень важным событем. Настолько важным, что явление откровения божьего, о котором непосредственно упоминается в Коране остается на втором плане. Опираясь на высказывания о том, что у людей, не имея в душе веры перекочевав в мир иной, при жизни сделанные благие дела проходят впустую (аль-Маида 5/5; аль-Ан'ам 6/88; Худ 11/16), некоторые лица опровергают важность маулида. Ученые, высказывавшиеся о неважности и ненадобности мавлида находились под отрицателтными явлениями своего периода. В заключении следует отметить, что празднования маулида наряду с любовью и уважением к Пророку с религиозной точки зрения является законным действием. Доводы ученых, противников мавлида, не являются убедительными причинами против того чтоб не праздновать маулид. |