Меню на кухне Пророка Мухаммада

Время - 1200 лет назад. Место - величественный город Багдад. В сказочным дворце визиря аббасидов идут последние приготовления к трапезе в честь халифа Харуна Решида. Наставив в комнатах дворца лед пытаются хотя бы немножко охладить нестерпимую жару Багдада. Главный зал готовят с особым рвением, в определенные углы ставятся барбекю, осыпанные приятным цветочным ароматом. Райский запах простирается по всему залу. Посередине зала подготовлен невысокий стол ужину, при виде которого уже сейчас захватывает дух.

Гранаты, инжир, финики, абрикосы, индийские оливки, арахисы, сахарные палочки обрызганные розовой водой. Айва из Балха, аппетитные яблоки и золотистые персики из Дамаска, море сладостных напитков, изумительные восточные шербеты из бабанов, роз, фиалков и черной щелковицы манили к себе гостей.    

Пиком изысканного меню пира, который будет длится до рассвета, является богатое блюдце с холодными закусками. Вершиной кулинарного искусства стало блюдо из рыбьего языка, на который ушло сто пятьдесят рыб.   

Невозможно понять огромную разницу между шикарным столом царской семьи,  возвеличенной из наследства Пророка Мухаммада и простотой образа жизни самого Пророка Мухаммада, скромность повседневного быта до сих пор затрагивает самые глубины сердец людей. Оглянемся еще 150 лет назад: декорация комнаты состоит из шкуры на полу, простенького матраца, подушка из листьев орехового дерева и посудины с водой в одном из углов комнаты. В этой комнате отдыхает Пророк Мухаммад.  Досточтимый Умар пришел навестить Посланника Аллаха. Ему стало нестерпимо больно от вида комнаты, не в состоянии удержать навернувшиеся на глаза слезы досточтимый Умар спросил:

"в то время как кайзер Византии, кисра Персии живут в роскоши и довольствии, ты, о могущественный человек, живешь в этом убогом жилище и лежишь на постели, от волокон которой вся спина в следах."

Пророк Мухаммад, посланный человечеству как лидер цивилизации жил как простой раб божий, питался как простой раб божий. На вопрос досточтимого Умара Пророк Мухаммад ответил словами, которые станут уроком для всех лидеров, пришедших к власти после него: "Oни выбрали этот мир, а мы загробный мир, аль-ахиру."

Интересующий всех правоверных жизненный опыт Посланника Аллаха пройдя через сито веков дошел до нас в статусе образцовой модели. Не секрет, что мы затрудняемся в правильном восприятии его. Столетия, ставшие между нами и Пророком Мухаммадом затрудняют должным образом осознать форму и привычки питания Пророка Мухаммада. Впрочем, подобные затруднения появляются не только относительно питания, но и почти во всем. Сейчас в  дни рамадана, когда вместе с уразой (саум)  здоровое питание опять на повестке дня, то сведения о форме питания Пророка Мухаммада особенно важны.     

Несомненно, чтоб для правильного понимания культуры приема пищи Пророка Мухаммада в первую очередь нужно во внимание условия того времени. Невозможно понять почему Пророк Мухаммад не ел пшеничного хлеба, если не знать, что в то время был кризис муки и муку импортировали из Египта. Нашему разуму трудно сопоставить ограничение Пророком себя только молоком, верблюжьим мясом и финиками если не учитывать, что в во времена частых засух даже скорпионы и кузнечики не задерживались на прилавках торговцев. Подумать только, в мясной рацион кочевников бедуинов Аравийского полуострова входили зайцы, змеи, ящерицы и полевки.  

Поэтому, во времена когда даже в доме у богатых людей еда была ограничена четырьмя основными продуктами питания - мука, молоко, финики и масло - особенности культуры пищи Посланника Аллаха нужно правильно анализировать. Вместе с этим, следует особо подчеркнуть, что четкая и незыблимая позиция Пророка Мухаммада в отношении переедания и расточительства не является результатом только нехватки или плохого экономического положения.    

Так как, употребление пищи для Пророка Мухаммада считалось чуть ли не началом испытания своего естества.   

В контексте учений Ислама употребление запрещенных продуктов (продуктов помимо халяльных) и вне поста к процессу приема пищи особое отношение: день распределен по времени приема пищи. Вместе с этим требуется не покатать всем прихотям желудка, не нужно передать и допускать, что тело и разум служили жулудку. Очень важен и многозначителен призыв Пророка Мухаммада в отношении изменения привычки питаться: "Избегайте переполненого желудка. Потому что, это послужит к проявлении лени по отношению к намазу. Чрезмерно наполненный желкдок - путь к болезни и большим осложнениям для здоровья.Следуйте по умеренному пути. Так как это путь, далекий от расточительства и полезен для здоровья".

Без сомнения, после смерти Пророка Мухаммада в мусульманском обществе изменилась привычка питания. Поводом  этому послужило множество причин, среди них: с повышением торгового объема  и уровня жизни населения увеличение разнообразия фруктов, овощей и прянностей.