Со временем, для выражения семьи Пророка Мухаммада применяли словосочетания Ахль аль-Бaйт, Ал-и Расул, Ал-и Мухаммад, Ытратун Наби. Наиболее распространенным среди данных выраженний является Ахль аль-Бaйт. Слово "Ахль" дополняет арабское слово Ахль аль-Бaйт и в словаре означает:
1. Выражает семью - супругу, детей и близких родственников человека, о котором идет речь. Например, как Ахль аль-Бaйт Пророка Мухаммада.
2. Местное население области, о которой идет речь: как Ахль Медина.
3. При выражении сподвижников или последователей опреденного суждения: Ахль Сунна.
4. Наряду с этим имеет значение - заслужил по заслугам или достоин чего- либо. Выражение "Аль" является одним из синонимов слова "Ахль", которое имеет значение семья, родственники, близкие, род, племя. Но, слово "ал" употреблется при выражении семьи и рода изранных людей - Ал-и Имран, Ал-и Ибрахим.
Как известно, слово "Бaйт" означает "дом" и вместе с этим однозначно со словом "семья".
Арабы использовали словосочетание "Ахль аль-Бaйт" в значении "члены семьи, домашний люд и на втором плане - близкие родственники".
В эпоху Aср Саадата (Эпоха Благополучия) для выражения семьи Пророка ислама применяли оба термина. После Аср Саадата и до наших дней термин "Ахль аль-Бaйт" нашел широкое использование для непосредственного выражения семьи Пророка Мухаммада. Для неарабоязычных мусульман при слове Ахль аль-Бaйт или Ал-и Бaйт, без всякой неразберихи, напрямую подразумевается семья Пророка Мухаммада. Слово "Ал" в широко применяется в виде "Ал-и Мухаммад".
Домочадцы или члены семьи Пророка Мухаммада составляют его ахль аль-бейт. Несмотря на изменение - в связи со временем и местом нахождения - в основном ахль аль-бaйт Пророка состоял из его супруг, детей, внкуов и досточтимого Али, который одновременно являлся и сыном дяди и зятем Пророка.
Членов семьи, жен и род Пророка Мухаммад можно описать в следующем виде:
Первая жена Пророка досточтимая Хадиджа. За пятьнадцать лет до пророчества и девять лет после пророчества от этого, до смерти смерти досточтимой Хадиджы этот союз длился двадцать четыре года и плодом этого брака были шестеро детей. После смерти досточтимой Хадиджы Пророк женился на досточтимой Савде.
Браки с остальными женами Пророк заключил после хиджры. От этих браков у Пророка Мухаммада появился совместный ребенок только от досточтимой Марийи. При жизни Пророка скончались только Зайнаб бинт Хузейма и Райхана. Помимо досточтимой Хадиджы все Эзвадж-и Тахират жили в Медины и там же умерли.
В Мекке, у Пророка Мухаммада от брака с досточтимой Хадиджой было шестеро детей, 4 девочки и 2 мальчика. Сыновья Касым и Абдуллах умерли в раннем возврасте и похоронены в Мекке. Дочери Зайнаб, Рукийа, Умму Гульсум и Фатима совершили хиджру в Медину и умерли там же.
Седьмой ребенок Пророка Мухаммада Ибрахим появился на свет от брака, заключенного на седьмом году пророчества с Марийа аль-Кыбтыйа. Но, к сожалению он тоже недолго прожил и умер в младенческом возрасте.
Старшая дочь Зайнаб вышла замуж за сына свой тети Абуль Ас б. Реби. Из-за отказа Абуль Ас б. Реби принять Ислам, они развелись и Зайнаб совершила хиджру в Медину. Однако, впоследствии, после принятия Абуль Ас б. Реби мусульманства они вновь соединились семейными узами. От этого брака на свет появились двое детей, Умама и Али. Али скончался в раннем возрасте. Умаме же Аллах не дал детей.
Рукийа и Умму Гульсум еще до пророчества вышли замуж за сыновей дяди Пророка Абу Лахаба, Утба и Утайба, но после принятия ими пророчества Абу Лахаб расторг эти браки. Рукийа в период Медины вышла замуж за досточтимого Усмана и от этого брака на свет мальчик по имени Абдуллах, который умер в маленьком возрасте. Рукийа покинула этот мир на втором году хиджры в Медине.
После смерти Рукийи досточтимый Усман женился на Умму Гульсум, совместных детей у не было и Умму Гульсум умерла на 9-ом году хиджры.
Младшая дочь Пророка Мухаммада Фатима на 2-ом ходу хиджры заключила брак с досточтимым Али б. Абу Талибом и от этого союза на свет появились Хасан, Хусейн, Мухсин, Зайнаб и Умму Гульсум. Мухсин умер ребенком, Зайнаб и Умму Гульсум же продолжили свой род.
За исключением досточтимой Фатимы все дети Пророка Мухаммада скончались при жизни отца. Только досточтимая Фатима умерла через четыре или шесть месяцев после Пророка Мухаммада. Согласно единому взгляду продолжителями рода Пророка Мухаммада являются его внуки Хасан и Хусейн. После эпохи Аср Саадата это поколение стали называть Ахль аль-Бaйт.
Известно, что помимо семьи Пророка некотрых из асхаба, среди которых были Сельман аль-Фариси и Васила б. Эска, тоже стали причислять к Ахль аль-Бaйту.
Со временем, из-за различных анализов внедрений Пророка Мухаммада или фанатизма масхабов в отношении Ахль аль-Бaйта имели место различные суждения и доводы. По одному из них, Ахль аль-Бaйт - это всего лишь жены Пророка Мухаммада. Наряду с этим имеются сторонники суждения, что Ахль аль-Бaйт - это вся умма (последователи) Пророка Ислама. Но, оба этих суждения не получили широкого распространения.
II. Место и значение Ахль аль-Бaйта перед Пророком Мухаммадом.
Пророк Мухаммад несмотря на то, что из-за ниспослания вахйа отличался от других, в остальном жил также как и все люди. Он тоже был членом своей семьи, являлся супругом, отцом и дедом. Конечно же, то что он являлся пророком и оповещателем последней истины впрямую влияло и на всю семью, которая находилась в центре всех событий.
Для Пророка Мухаммада очень важное значение имела его семья.
они в числе первых приняли тавхид, не моргнув глазом с первой же мгновенья поверили в его пророчество, с первых дней оповещения Ислама бесстрашно поддерживали и покровительствовали Пророку Мухаммаду.
Бесприкословно подчинялись всем приказам и запретам.
С достоинством исполнили обязанность явления семьи Пророка, стали образцом.
Джабраил сообщил вахй о них.
Они прилагали немалые усилия и старания чтобы жить также как и сам Пророк или так, как он хотел чтоб они жили.
Сохраняли и передавали внедрения Пророка Мухаммада.
Прежде всего они принимали за святого и больше себя искренне любили, Пророка Мухаммада, который приходился им мужем и отцом.
Пророк Мухаммад тоже сильно любил Ахль аль-Бaйт. Он по-настоящему дрожал над ними: слова айата "О вы, кто верует! Уберегите и себя, и семьи ваши от Огня, для коего растопкой будут люди и каменья, над ангелы - суровы и непреклонны - не нарушают то, что повелел им Бог, и исполняют все, что Он прикажет" (ат-Тахрим, 66/6) наглядно показывают как Пророк опекал свою семью и старался, чтоб они достигли мирских и потусторонних благ.
Каждый из членов Ахль аль-Бaйта имел отдельное место в сердце Пророка Мухаммада. Каждый член Ахль аль-Бaйта - это личности, обладающие высокими нравственными качествами. Имеются айаты и слова Пророка, которые указывают на их особое положение.
Особенно положение жен Пророка из Ахль аль-Бaйта определено в Священном Коране. Они не такие как другие женщины: "Жены Пророка! Вы - не такие, как обычные другие жены!" (аль-Ахзаб, 33/32) и они являются матерями всех правоверных: "Пророк же к верующим ближе, чем узы их семейного родства, а жены его - матери для них" (аль-Ахзаб, 33/6). По причине явления матерями всех правоверных они, после Пророка Мухаммада не имели права выйти замуж за другого мужчину: "Не надлежит вам огорчать Посланника Аллаха, не оскорблять его и не причинять вреда; не надлежит брать в жены его жен после его (кончины). Это у Господа - от вас великий грех" (аль-Ахзаб, 33/53). Исходя из этого правоверные проявляли огромное уважение любовь к Эзвадж-и тахират и всегда старались охранять их честь и достоинство.
Что касается других членов Ахль аль-Бaйта досточтимых Фатимы, Али, Хасана и Хусейна, Пророк Мухаммад питал к ним особую любовь и привязанность и всегда во всеуслышание объявлял об этом. Досточтимые Фатима и Али до самой смерти жили в доме Пророка и были единственными, кто не отделяясь, прожили жизнь вместе с ним. Они не сделали ничего, что могло обидеть или расстроить Пророка. Известно, что имеются восхваления Пророка относительно каждого их них по отдельности.
Пророк Мухаммад говорил, что Фатима часть его души, и все огорчившее её огрчит непосредственно его самого:"....Моя дочь Фатима является неотъемлимой частью моего сердца. Все, что тревожит и беспокоит ее беспокоит и меня, все что огорчит ее огорчит и меня"{overlib linktext="1" text="Mуслим,Фазаилус сахаб,93;Tирмизи, Mанакыб, 61." title=""}. Назвал ее самой передовой (сайида) всех правоверных женщин и в этом мире и в раю {overlib linktext="2" text="Mуcлим, Фазаилус сахаб, 93;Тирмизи, Манакыб, 61." title=""}. Известием, что она первая придет к нему после его смерти сильно обрадовал свою дочь{overlib linktext="3" text="Муслим, Фазаилус сахаб, 99."title=""}.
Таким же образом, Пророк Мухаммад, многократно и всенародно объявлял о своей огромной любви к внукам, досточтимых Хасану и Хусейну. Охарактеризовал их как господ райской молодежи {overlib linktext="4" text="Тирмизи, Манакыб, 31."title=""}.Объявляя о своей любви к внукам, Пророк молили Аллаха о любви к ним и любви к тем, кто любит его внуков {overlib linktext="5" text="Муслим, Фазаилус сахаб, 56; Тирмизи, Манакыб, 31."title=""}. Хадис Посланника Аллаха "Они - два моих базилика, которые я с наслаждением вдыхаю в этом мире" выражает степень любви Пророка к внукам.
Приоритет и положение досточтимого Али рядом с Пророком Мухаммадом достигло завидной степени. Досточтимый Али двоюродный брат (сын дяди по отцовской линии) Пророка, брат, избранный Пророком во время братания и в тоже время зять Пророка Мухаммада. Опечаленный из-за того, что не имел возможности принимать участие в войне при Табуке (его оставили в Медине) досточтимый Али нашел утешение в следующих словах Пророка: "Твое положение подле меня подобно положению Харуну возле Мусы, только после меня не будет пророка".
Поняв приближение конца Пророк Мухаммад поручил Ахль аль-Бaйт, которого он берег как зеницу ока, асхабу и своей умме. В предании, известном как хадис сакалейн, Пророк Мухаммад объявляет о том, что оставляет после себя две вещи, одно из них - это Священный Коран, а другое его потомки, вернее Ахль аль-Бaйт. Здесь, он выразил их как единое целое и указал путь умме, что в случае следования им обоим они никогда не отойдут от истины и не впадут в заблуждение. Пророк выразил Ахль аль-Бaйт как неотделимую черту Корана. И выражением "В связи с моим Ахль аль-Бaйтом" напоминаю вам Аллаха" завещал умме проявлять уважение и привязанность к ним.{overlib linktext="6" text="Mуслим, Фазаилус сахаб, 36, 37; Tирмизи, Mанакыб, 32."title=""}
Под этим завещанием мы понимаем в уважение к благославенной памяти Пророка Мухаммада вспоминать с любовью его Ахль аль-Бaйт, брать в пример их высоконравственные личности и защищать их права в обществе. Члены Ахль аль-Бaйта как и асхаб внедряли в жизнь и передавали потомкам сунну Пророка.
Как известно молитвы салаты, завещанные умме, в честь Пророка Мухаммада возвышают его. Аллах и ангелы тоже произносят в его честь салаты и саламы. Аллах, обращаясь к правовреным наказал им произносить салат и салам в честь Своего Посланника: "Aллах и ангелы Его, поистине, Пророку шлют свое благославенье, и вы, что Господу предались, Ему свое благословленье говорите, и искренним приветствием приветствуйте его".{overlib linktext="7" text="аль-Ахзаб, 33/56." title=""}
Когда был ниспослан этот айат суры Ахзаб сахабы спросили у Пророка Мухаммада как им благославлять его. В ответ на это Пророк научил их молитвам, известных нам как Салли Барик. В этих благославениях, точно также как семью пророка Ибрахима, также благославляется и семья Пророка Ислама. {overlib linktext="8" text="аль-Бухари, ад-Дават; Tафсиру´л-Kоран, Сурету´л Aхзаб, 247." title=""} И эти благославенья вот уже несколько столетий подряд приняли форму зикра в ежедневных пятикратных молитвах мусульман. Таким образом выражена вечная привязанность мусульман к семье Пророка Мухаммада.
По признанию мусульман любовь к Ахль аль-Бaйту частица любви к Пророку. К тому же просьба Пророка Мухаммада к сахабам в связи с любовью и почитанием к нему любить и почитать и Ахль аль-Бaйт является доказательством данного понятия: "любите Аллаха из-за ниспослания вам милости; любоью Аллаха любите меня и моей любовью любите мой Ахль аль-Бaйт".{overlib linktext="9" text="Тирмизи, Манакыб, 32." title=""}
Толкователь Бухари Айни любовь к семье Пророка Мухаммада вместе с любовью к сахабам считает неотделимой частью веры. Айни в неоспоримом виде показал степень и надежность любви к Ахль аль-Бaйту и подчеркнул, что эта любовь одновременно является одним из принципов зарождения совершенства веры {overlib linktext="10" text="Айни, Умдетул Кари, I, 151." title=""}.