Несколько хадисов из "Сахих аль-Бухари"

Известно, что самая последняя божественная книга - Священный Коран, последний Пророк - предводитель всех посланников досточтимый Мухаммад Мустафа.

Коран и Сунна нашего досточтимого Пророка являются двумя основными  источниками Ислама - последней религии Всевышнего Аллаха. Если пренебречь одним из них, то останутся незавершенными и религия, и вера. Поэтому Всевышний Аллах повиновение нашему досточтимому Пророку  приравнял повиновению Самому Себе и особо обратил на это внимание в Священном Коране. В аяте сказано: "Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху" (ан-Ниса 4/80). "Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в райские сады, где текут ручьи. Вечно они там пребудут. И это - великое спасение" (ан-Ниса 4/13).

Эта особая мера, которую Всевышний установил относительно повиновения нашему досточтимому Пророку, действительна и в отношении непокорности ему, Султану Пророков. Следовательно, Истинный Творец принимает неповиновение нашему досточтимому Пророку  равным неповиновению Ему Самому и строго запрещает это. В священных аятах мы видим суровое предупреждение о наказании для тех, кто упорствует в непокорности Посланнику Аллаха: "А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет, и уготовано ему унизительное наказание" (ан-Ниса 4/14). "Пусть остерегаются те, которые преступают Его (Пророка) волю: как бы их не постигла беда или мучительное наказание" (ан-Нур 24/63).

Эти божественные откровения указывают на значимость для Аллаха второго после Корана основного источника нашей религии - благородных хадисов. Потому что суть повиновения нашему досточтимому Пророку  - в следовании тому, что он говорил. Ведь, как источником Священного Корана является божественное вдохновение (вахй), так же сунна и хадисы, разъясняющие суть выраженных в Коране смыслов, имеют своим источником божественное откровение. Эта истина подтверждена в Коране: "И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное" (ан-Наджм 53/3-4).

С этой точки зрения, Коран и Сунна являются неразрывным целым. Кто крепко ухватиться за них, тот никогда не впадет в заблуждение и обретет вечное спасение. Да и сам досточтимый Пророк  в своей знаменитой прощальной проповеди так указал на эту истину: "Я оставляю вам на хранение две вещи. Если крепко ухватитесь за них, никогда не собьетесь с пути. Одна - это книга Аллаха, другая - сунна Пророка" (Ибн Хишам, IV; Муватта, Кадар, 3).

По этой причине, сподвижники Пророка и праведные ученые - наследники посланников - придавали огромное значение сунне и хадисам, являющимся письменным ее изложением, и, сознавая их ценность, поспешили донести до нас. Начиная с нашего Пророка, мусульмане передавая сунну друг другу, оживляли и сохраняли ее. Это и есть самый действенный фактор, который позволил дойти сунне до наших дней. Некоторые ученые (мухаддисы), исследующие хадисы, даже приняли обязательным условием, чтобы человек, у которого можно было взять вызывающий доверие хадис, сам действовал в соответствии с ним.

Т.е. суть дела не в том, чтобы передать, а чтобы в совершенстве понимать хадисы и действовать в соответствии с ними. Ведь хадисы являются нашим самым ценным достоянием, так как, прежде всего, разъясняют нашу священную Книгу. Ведь хадисы - это слова, с которыми наш любимый Пророк через века обращается к нам, беседует с нами, которыми он направляет к самому лучшему и правильному для нас. Хадисы для человечества, тонущего в пучине современного невежества, - это исцеляющее дыхание того единственного счастливого времени, когда на земле жил наш Пророк.

Чтобы в нашу жизнь пришло исцеление, идущее от Пророка, его любовь, добро и милость, мы нуждаемся в том, чтобы во всех обстоятельствах крепко держаться за Коран и сунну нашего досточтимого Пророка. Поэтому нашей основной и естественной обязанностью, прежде всего, становится чтение и понимание хадисов.

 

 

 

 

 

 

 


Хадис 1 - Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся".


Хадис 2 - Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): "О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай..." А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.


Хадис 3 -  Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: "Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это...", Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами". Ибн ‘Аббас сказал: "И я пошевелю губами так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует". (Ибн ‘Аббас сказал): "И Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): "Не шевели языком своим, (повторяя его), чтобы ускорить это! Поистине, это Нам надлежит собрать и прочитать его".

Ибн ‘Аббас сказал: "(Это значит:) собрать его для тебя в твоём сердце так, чтобы ты смог читать его". (Что же касается слов) Аллаха Всевышнего "А когда Мы прочитаем его, следуй его чтению", то Ибн ‘Аббас сказал: "(Это значит) слушай его внимательно". Аллах Всевышний сказал: "Далее, поистине, надлежит Нам разъяснить его". Ибн ‘Аббас сказал: ("Это значит) далее, надлежит Нам сделать так, чтобы ты читал его. И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выслушивал Джибрила, когда тот являлся к нему, а после того, как Джибрил уходил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (айаты Корана) так же, как читал их он".


Хадис 4 -  Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость - (одно из) ответвлений веры".


Хадис 5 -  Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мусульманин - это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром же является тот, кто прекратил (совершать) запрещённое Аллахом".


Хадис 6 -  Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Один человек спросил у пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Какое проявление Ислама является наилучшим?" Он ответил: "(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь".

 

Хадис 7 -  Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе".


Хадис 8 -  Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей".


Хадис 9 -  Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем

всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь".


Хадис 10 -  Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия - ненависть (по отношению к ним)".


{overlib linktext="@info@" text="101 хадис из Хадис аль-Бухари, Москва 2009, Издательская группа САД и  Казанский Исламский Колледж, с. 5-15." title=""}