Общество - нация - экономика

Общество

Ислам, с одной стороны, развивая личность человека, с другой стороны, идет по пути улучшения общества, являющегося совокупностью индивидуумов. Это истекает из всех его религиозных и общечеловеческих установлений. Богослужения – намазы принципиально совершаются вместе с джамаатом, то есть с обществом (хотя ежедневные пять обязательных намазов можно совершать и в одиночку, но пятничный джума-намаз и другие праздничные намазы совершаются только вместе с обществом). Хадж является самым ярким примером братства и единения, так как му’мины со всех концов земного шара отправляются в путь, чтобы встретиться в одном месте. Объединяющая сторона поста проявляется в том, что мусульмане всего мира держат пост в одно и то же время. Обязанность выплаты закята, который идет на удовлетворение общественных потребностей, – тоже наглядное свидетельство общественных целей, которые ставит ислам. И нет необходимости говорить о том, что люди сообща могут достичь тех целей, которые недостижимы для каждого из них в отдельности.

По причинам, которые знает только Аллах, Он наделил людей разными способностями. Никогда не найдется двух учеников в одном классе с одинаковыми способностями и качествами, и даже близнецы никогда не бывают одинаковы по своим способностям. Не все поля одинаково плодородны. Разница в климатических условиях еще более прибавляет различий. Два дерева одного сорта не приносят плоды одинакового качества и количества. Каждое существо, каждая часть существа несет в себе отличительные характерные черты. Исходя из этих объективных условий, ислам признает равенство людей по их общей основе, но в индивидуальном отношении одни в том или ином превосходят других. Да, все мы в равной степени являемся рабами нашего Господа, но не материальное превосходство является причиной довольства нашего Создателя нами.

Богобоязненность, то есть безупречное служение Господу, – вот единственный критерий измерения величия человека. Ведь жизнь в этом мире не вечна, а уровень потребностей, устрем- лений и чувств человека не должен опускаться до уровня животного.

Нация

Исходя из этого миропонимания, ислам не считает основой взаимопомощи между людьми принцип принадлежности к "обществу людей, связанных между собой кровными и родственными узами". Конечно, привязанность к своим родственникам и к своему отечеству является естественной, но принадлежность к единому роду человеческому требует доброжелательного отношения и к другим подобным сообществам. Неравномерное распределение природных богатств влечет за собой, как следствие, взаимозависимость и взаимосвязь народов друг с другом.

Принадлежность к нации или роду определяется судьбой, неизбежностью, обстоятельствами, которые человек не выбирает.

В этом отношении понимание ислама очень прогрессивно, так как берет за основу только личный выбор человека, потому что религия ислам предлагает единство и единое общество всем, кто верит в ее основополагающие принципы, вне зависимости от расовой, языковой принадлежности или места проживания.

В исламе не может идти и речи об уничтожении или подавлении кого-либо, поэтому происходит единение одних с другими. Каким еще путем может достигаться единение народов, как не путем единой веры?

Идеология ислама является благодатной для объединения и слияния разных народов. Ислам не только обеспечивает объединение ради удовлетворения духовных и материальных потребностей, но и, в то же время, терпимо и доброжелательно относится ко всем основным мировым религиям. Поистине, согласно вероубеждению ислама, в различные периоды человеческой истории к разным народам Всевышний Аллах направлял пророков из них самих, (поэтому ислам видит себя лишь обновляющим, восстанавливающим божественное послание, которое множество раз ниспосылалось разным народам). Ислам отвергает принуждение в религии. Религиозный и правовой суверенитет народов-немусульман, проживающих на территории исламского государства закреплен в законодательстве ислама. Из положений Корана и Хадиса следует, что нему-сульманские народы должны регулировать свои религиозные и общественные вопросы посредством собственных руководителей при невмешательстве мусульманской власти, они должны иметь свой суд и судей, принимающих решения по своим законам, – и это положение ислама соблюдалось в исторической практике мусульманских государств.

Экономика

Нет необходимости говорить о важности и значимости вопросов экономики. Коран ничуть не преувеличивает, говоря, что имущество является "источником существования человека" (Коран, "ан-Ниса", 4/5). Но когда основной заботой всех становится только собственное обогащение, общество распадается на очень малую группу богатых и большую часть бедных людей, что представляет угрозу для общества, так как бедняки, составляющие большинство, ради собственного выживания поднимаются на борьбу с богачами, составляющими меньшинство. Сын человеческий может вытерпеть многое, но прожить без пропитания не может. Позиция ислама в этом вопросе широко известна: это постоянное перераспределение благ в обществе. Поэтому бедняки освобождены от налога, а состоятельные обязаны выплачивать установленную долю налога для бедных. Для справедливого распределения средств существуют законы, запрещающие накопление богатств в рнебольшой кучки людей (запрет на использование процента, запрет на лишение наследства близких родственников и т.п.). Кроме того, существуют законы, устанавливающие порядок расходования государственных доходов (цель этого в том, чтобы установить самый лучший способ распределения этих доходов и, в первую очередь, – направление их на обеспечение потребностей бедных и неимущих). Взяв за основу этот принцип, ислам приветствует разнообразие средств и методов, направленных на достижение этой цели, для различных стран, эпох и обстоятельств. Конкуренция разрешается, но с тем условием, чтобы эта конкуренция не приводила к эксплуатации и страданиям "экономически слабых". Разрешается и общее планирование, если оно становится необходимым вследствие установившихся условий или экономического и общественного развития. Во всех этих и тому подобных обстоятельствах нужно находить самые лучшие средства и методы для того, чтобы избежать напрасных трат капиталов и энергии, и действовать сообразно требованиям эпохи.