Исмаил Гюнеш – режиссер | |
- Почему мусульмане не отражают в киноматографии свое религиозное накопление и культурные ценности? Между тем как, киноматография запада находится в довольно таких тесных связях с христианством, церковью и даже Пророком Исой...Наши киноматографы не только этим, можно сказать не одной сферой не пользуются. На западе киноматографию поддерживают множество признаков. Живопись на западе начиная с времен Ренессанса оказывает большую поддержку всей наглядности кино. Каждый ребенок имеет возможность с самого детства детально изучать традицию живописи, начиная от классической живописи и вплоть до авангарда. Вернее, при постановке фильма западный режиссер руководствуется этой эстетикой в подсознании, создает новые картины и воплощает их в кино. Литературные круги оказывают помощь содержанием текстов фильмов. Точнее, все виды искусства оказывают всяческую поддержку киноматографии. А мы, неожиданно подкосились, будто переселенцы перехавшие на новое место жительства; удалили из своего бытия каллиграфию, роспись под мрамор, тазхиб (золочение), правильное чтение Корана, поэзию стиля диван. Превратились в людей, которые наткнувшись на пустые стены пытаются из ничего создать что-нибудь новое. Например сегодня киноматограф Ирана, несмотря на все недостатки, способен соперничать с западным кино. Потому что иранцы никогда не забывают свои культурные корни, они до сих пор персы. Они никогда не опровергали вопрос персианства. - Вернее, перенесли все это культурное накопление в киноматографию...Да, конечно. Точнее, с периода язычества и до всех версий различных суждений Ислама, полностью собрали в клубок это культурное наследие. Потому что создают искусство ступенью выше предыдущей, а для этого необходимо использовать имеющиеся в наличии культурное накопление нижней ступени. Поэтому самым подходящим выражением для кино являются слова Тарковского "заштампованное время". Потому что, каждый режиссер по-своему штампует время. Это вроде как, одно событие вы увидите и расскажите другим, я увижу расскажу, но все это будет по разному. Каждый человек руководствуется своими чувствами и кино очень важный объект для этого, объект связанный с признанием и согласием. Кино - это очень важное влияние и речь; когда режиссер и исполнители передают свои чувства зрителю. Если вы, исходя из этого забываете все культурное прошлое и создав новую культуру, уже при этом представляете из себя огромный ноль. Значит, вы очень многое забыли, очень многое не заметили и очень многое не сможете прочитать. Во время второй мировой войны Германию почти сравняли с землей. Но уже через десять лет они встали на ноги и с оставленного места стали продолжать свое развитие. Почему? Потому что, например вы знаете процесс изготовления этого стакана и если сломаете его, то это не составит большой потери. Но, если потеряете знания о процессе создания этого стакана, тогда человечество будет вынуждено вернуться на самое начало, когда только обнаружили стакан. -В таком случае здесь надо работать как археолог. Вернее поэту, писателю, режиссеру необходимо это делать... Насколько глубоко по-вашему следует спуститься?Я азиат и Азия полностью мне принадлежит, я могу много чего создать из Азии. Если посмотреть с этой стороны, например киноматография Китая снабжая Голливуда режиссерами, которые очень успешно соперничают с мировой киноматографией, не осуществляет это с сегодняшнего места. А делает это питаясь тысячной, двух тысячной, трех тысячной историей Китая. В последнее время мексиканский режиссер Инарриту поставив три-четыре фильма получил большую изветсность. Его стиль повествования почти одинаков со стилем повествования Мавланы. Вернее, Пауло Коэльо точно так же, взял один рассказ Мавланы в "Алхимику" и увеличив его в другой форме, придал более восточную форму и преподнес на усмотрение всего мира. - Мавлана наш собственный материал, почему не мы переводим стиль его повествования на мировой язык?Потому что наши люди повествование в кино осуществляют под влиянием запада. Думают, что если не объяснять западным языком, то будет неправильно. Только я так не думаю. Каждый народ, каждое племя, каждые последователи живут по разному. Восток отличается от запада. Например с индийцем у нас будет общее, с китайцем мы придем к обоюдному согласию, но занять место рядом с французом будет очень трудно. Потому что, мы имеем разные взгляды на жизнь, смотрим с разных окон на жизнь, образ восприятия совершенно несовместимый. Поэтому в своих фильмах, в основном стараюсь преломить это, что конечно встречает немалую критику со стороны зрителей, закодированных западной культурой и западным стилем повествования. К сожалению, подобные манеры нередко встречаются и у некоторых писателей. Только вот жизнь вовсе не такая, как мы представляем, она проходит так, как замышленно судьбой и мы всего лишь исполнители ролей в ней. Исполнители, старающиеся правильно сыграть свой роль в этом огромном сценарии. Мы должны, начиная от веры в единого Аллаха все математическое кодирование в неизмененном виде отразить в своих душах. Если точнее выразиться, это не только простой набор слов или набор значений. Я думаю, что все это зашифровано. И в то же время, этот шифр полностью, был внедряем в жизнь непосредственно самим Пророком; стиль жизни, который учил как надо жить. - Каким образом пройдет этот переворот в подсознании и как мы сможем отразить в кино образцовую жизнь нашего Пророка?Сделать это в стихах, романе, сказке намного легче чем в кино. Мы немного походим на архитекторов. Архитектор тоже может быть прекрасным специалистом своего дела, но если у него за спиной не будет надежного спонсора, то все его бесценные эскизы останутся всего лишь на бумаге. Без Султана Сулеймана разве смог бы Мимар Синан стать Мимар Синаном? Если вы лишите меня возможности снимать фильм, я не напишу сценарий. Буду всего лишь иметь один сценарий на запас, если вдруг повезет и найдется тугой кошелек, который хорошо заплатит. Буду делать это на заказ, потому что расходы моих работ начинается с суммы в 1 миллион долларов. Если при одном миллионе долларе не соберет публику в 500 тысяч зрителей, то работы не оправдают свои расходы. - В таком случае пока не создадутся эти условия люди будут довольствоваться фильмом "Призыв". Что вы думаете о данном фильме, ставшего классикой в своей сфере?Во-первых "Призыв" материалистический фильм. Ливия была под влиянием социализма, этот фильм ввыдвинул на передний план только экономические аспекты Ислама оставив позади духовные и нравственные особенности Ислама. Будет война и покажут только сражение 3000 мусульман и 10.000 бедуинов в пустыне. Таким образом вы не вникнете в смысл этой войны. Сейчас мне никто не сможет объяснить вопрос смерти Хамзы. Один негр будет свободно так вести себя посередине сражения, словно совершает туристическую поездку, и никто не заденет его. Разве такое возможно? - Откуда тогда популярность этого фильма?В Турции он популярен, ни в одном конце света не признают этот фильм. У нас нет альтернативы. Данный фильм не верит ни одному из чудес, видит чудеса как физическую материю. - Хорошо, неужели у нас нет ничего что нужно для хорошей работы в этой сфере. Если можно так выразить, чтоб приготовить хорошую халву у нас нет на руках ни масла, ни муки, ни сахара...Нет ни масла, ни сахара, ни муки и нет того, кто съест это. Приготовьте здесь целый казан халвы и никто не придет, что тогда? Халва испортится. У зрителя нет традиции, нет традиции смотреть фильм. Смотреть фильм подобно пятничному намазу. Остальные намазы до наступления времени очередного намаза сможешь совершить где душа пожелает, а пятничный намаз совершается только в определенное время. Совершить во время и на месте. Кино - это похожее что-то. Человек должен выделить на это время, пойти в кинотеатр. Пойти за полчаса до сеанса. Если фильм двухчасовой, вы должны три часа выделить на этот фильм. У вас нет возможности посмотреть продолжение упущенного в другом сеансе. Это традиция. Ставите фильм обществу, которое не имеет этой традиции. Поэтому нужно ставить фильмы, которые возбуждают интерес зрителей, интригуют их. Также необходима хорошая реклама. Зритель не верит ни одному средству массовой информации, но также не верит и тому, о чем в них не говорится. |