Пророк Мухаммад перед ложным мышлением и практикой

Его существование не зависит от расовых и национальных особенностей, что можно видеть на примере обществ с различными расовыми и нциональными параметрами. Если сосредоточиться на религиозной сфере, то можно констатировать, что ложное сознание существует как у иудеев и христиан, так и у мусульман. Ложное сознание сформировалось задолго до мусульманства. Оно имело место в культуре народов, откуда перешло и к мусульманам. Отсутствие должного объективного знания по таким принципиальным вопросам, как божественное (Бог), скрытое, предопределяемое (как предвидение будущего) и смерть, когда люди стали просить помощи у усопших лиц и др., со своей стороны способствовали формированию неадекватного мышления и знания на его основе, что в итоге и привело к ложному знанию (в характеристике его как хурафа). Как уже отмечено, это ложное знание было принято за объективное и стало практиковаться на его месте или вместо него.

Неадекватные и ложные учения (теории), взгляды, представления и понятия (которые в целом можно характеризовать, как отмечено, и как хурафа) существуют по сей день. Это тем более удивительно, что современное мышление опирается на научное знание. К примеру, в естествознании и технической науке объективное (научное) мышление является единственным способом мышления. И эта позиция является общепризнанной в современном общественном сознании. Научное мышление все в большей мере вторгается и в сферу общественной (социальной) науки. Ни один социальный проект или программу невозможно реализовать вне метода объективного (научного) познания. Именно в этой познавательной среде существует неадекватное и ложное мышление в религии (вере). Это наносит вред и обществу, и человеку и самой религии (вере). Ибо вместо объективного знания людям преподносятся ложные взгляды и представления. А так как это делается еще и от имени религии, то они закрепляются в ложную традицию. Эта традиция со временем вытесняет веру от Аллаха и занимает ее место... Так формируется цепь ложного религиозного сознания, отрывающаяся от Слова Всевышнего и уводящая человека от него в область мистического и иррационального сознания, что, в своем итоге, и предстает как ложное мышление... И это, как отмечено, не знает границ во времени и культуре. По этой причине ложное сознание присутствует сегодня, как отмечено, во всех формах религиозного сознания. Для нас важно отметить, что оно не знает никаких границ и присутстсвует, как замечено, в вере у иудев, христиан и мусульман.

Неадекватные и ложные взгляды существовали, уже в доисламскую эпоху. С ниспослание новой веры началась борьба с ложными представлениями, что наложило свой отпечаток и на всю деятельность Пророка Мухаммада. А поскольку неадекватные и ложные взгляды и представления существуют и поныне, пытаясь вытеснить объективное знание и занять его место, постольку и опыт борьбы Пророка с ними остается и сегодня важным средством их преодоления.

В Коране и хадисах (сунне) многократно подчеркивается мысль о том, что поклонение, кроме Аллаха, другому богу и обращение к нему с просьбой о помощи является заблуждением на пути веры, отступлением от него. Это - типичная форма ложного сознания и ложной практики, которые Аллах отвергает и запрещает и за которые Он еще и строго наказывает.

Посланник Аллаха со всей последовательностью и в полном соответствии с Кораном боролся против ложных взглядов и представлений. К примеру он осуждал прорицательство в вере, которое стремилось предсказать будущее или претендовало на то, чтобы сообщить некое знание о вещах, относительно которых Аллах не дал этого знания. Он осуждал также гадание, широко распространенные среди людей во всем мире и осуждаемое Кораном. К слову будет сказать, в фольклоре эта тема (предсказание будущего и стремление получить знание о вещах, о которых Аллах ничего не сообщает) разрабатывается широко и многопланово. В таком случае не надо забывать об особенностях веры и фольклора. Вера от Аллаха представляет собой учение, основанное на объективном познании, в то время как фольклор относится к устному народному художественному творчеству. А художественное творчество, в том числе и как фольклор, имеет право на вымысел, отлет от реальности и фантазию. Потому фольклор не может ориентировать объективное познание в узком его смысле. Но как вид искусства в нем содержатся идеи, призывающие человека к размышлениям о себе и мире...

Если рассмотреть вопрос в исторической плоскости, то следует подчеркнуть широкую распространность гадания у доисламских арабов. Так, они гадали по птицам. И в зависимости от вида птиц, издаваемых ими звуков и характера полета делали вывод об успехе или неуспехе дела. В другом случае они гадали на камнях, горохе, бобах... Посланник Аллаха запретил все эти формы гадания.

Посланник запретил обращаться к прорицателям (которые делали это от имени веры) за предсказаниями, которые они делали, используя стакан с водой, обращаясь к Солнцу, беря в руки кристалл (хрусталь) и т. д. Глядя на телосложение ребенка они пытались предсказать его будущее. Всё это тоже было запрещено.

...Муавийа б. Хакем ас-Сулеми, один из сподвижников Посланника, обратился к Посланнику и сказал: "Мы совершали целый ряд вещей в эпоху невежества (докораническую эпоху). Шли к прорицателям...". На это Посланник сказал: "К прорицателям не ходите". Когда он сказал: "Мы пребывали в безуспешности", Посланник Аллаха сказал так, что они думали, что это так. Но им не следовало бы доверять этому мнению и отказываться от дела, на которое они были направлены.

Пророку был задан вопрос о прорицателях (кахинах). "Они ничего собой не представляют", - ответил он. Связав это с требованиями веры, Пророк сказал так: "Те, которые поступают подобным образом, будут считаться отрицающими то, что было ниспослано им. И сорок дней их намаз не будет приниматься".

Посланник Аллаха подчеркивал отсутствие в исламе понятия (воззрения) и феномена (явления) дурного знака (предзнаменования), (знака несчастия). Кто верит в это, может докатиться до ширка, который является непрощаемым Аллахом грехом (если не покаяться и не отойти от него вовремя). А тем, кто рассматривал звуки, издаваемые птицами, или характер их полета как знак для несчастий или видел этот знак в определенных явлениях и вещах, - всем им Посланник рекомендовал комментировать события в лучшую сторону. Магию (колдовство) и ношение различных амулетов (талисманов) Посланник Аллаха характеризовал как отступление от принципа единобожия (монотеизма) в вере.

Доисламские арабы поклонялись Солнцу, Луне, небесным телам. Одновременно они поклонялись и таким духовным сущностям, как ангелы, джинны и шайтан. Наряду с этим и в вопросе о знании об этих объектах они были в ложном мнении. К примеру, они верили в то, что дождь посылают звезды. Посланник Аллаха характеризовал это мнение как мнение невежественных людей (невежественное мнение). Арабы принимали Солнце за ангела, а шайтанов воспринимали как занимающих пространство идолов. В явлении смещения звезды или ее падения они видели знамение события, связанного с рождением в данном районе великой личности или с ее смертью. А еще оно могло быть знамением, указывающим на несчастия и бедствия. Посланник Аллаха объявил все эти знания ложными, не соответствующими объективному положению вещей. Один из примеров по данному вопросу таков. Однажды ночью, когда Посланник Аллаха, беседовал со своими сподвижниками, "упала звезда" и осветила вокруг. Посланник Аллаха обратился к людям вокруг себя и спросил у них о том, что говорили по этому поводу в доисламские времена. Ему ответили так: "Говорили так: "Этой ночью родился великий человек, великий человек умер". В ответ на это Посланник Аллаха сказал: "Звезда не падает ни для указания на смерть человека, ни для того, чтобы возвестить о его появлении на свет".

Арабы верили в мифическое существо по имени Гюи. Он мог обретать разные цвета и входить в разные формы. Когда он встречался с людьми, он сбивал их с пути и уничтожал их. Одним ударом сабли он убивал людей, а вторым воскрешал их... Посланник Аллаха сказал, что "Гюи нет". Он категорически заявил, что воззрения подобного рода являются заблуждением (они не несут с собой никакой истины, представляя собой пример ложного сознания). По отношению к подобного рода измышлениям и для избавления от них, их навязчивости, Посланник Аллаха рекомендовал произносить басмалу (Во имя Аллаха, милостивого, милосердного) и читать азан (призыв к молитве).

Посланник Аллаха отделил от форм ложного сознания воззрения  арабов на Каабу и Мекку как на священные места.

Непосредственно в предисламский период у арабов были широко распространены такие формы неадекватного и ложного сознания и практики, как изгнание духов, колдовство, гадание и гадание по звездам и др., которые практиковались вместе с идолопоклонничеством. Магию и колдовство Посланник Аллаха посчитал за большой грех. А в одном из своих рассуждений он назвал их сразу после ширка (придания Аллаху партнеров или приравнивания Ему кого-то из людей по тем или иным качествам). Практикующие магию и колдовство утрачивают веру, наряду с этим для них предусматривается наказание.

Переговоры, которые вел Посланник Аллаха с делагациями, прибывавшими в большом количестве в Медину в 9-10-ом гг. хиджры, имеют важное значение в плане ознакомления с исламом и его распространения. Наряду с этим они имеют большое значение и в плане избавления арабов от неадекватных и ложных представлений доисламской эры, носителями которых они были в той или иной степени. Пророк стремился избавить людей от этих представлений, опираясь на Коран... Делегация из рода Эсед спросила у Пророка в отношении предсказания событий, опираясь на такие явления (и выводя из них смысл), как род (вид) птиц, издаваемые ими звуки, характер их полета и др. Еще один пример был связан с предсказанием событий путем придания "смысла" расположению камушков (которые до этого были обозначены) после их перемешивания в кулаке. А еще у Пророка спрашивали, как отмечено выше, о предсказаниях прорицателей (ясновидцев)... Посланник всё это осудил и запретил...

В качестве заключения:
Как известно, в Коране и хадисах придается исключительно важное значение уму (разуму), чтению, мышлению, знанию. Посланник Аллаха - в жизни и деятельности, в рассуждениях и на практике - опирался на объективное знание, которое ниспосылалось ему в качестве коранического содержания. Это вынуждало его бороться против неадекватного и ложного знания, которое было характерным для арабов в доисламскую эпоху. В этом плане деятельность Посланника Аллаха в деле передачи и распространения Корана была одновременно и борьбой за провозглашемое Кораном объективное (научное) знание.