Если принять за основу религии пророков, то религии можно разделить на две категории: вера с наличием в ней пророка и вера без пророка. Подобная классификация показывает о разделе большей части религий, особенно религий универсального масштаба, на две группы. Каждая система религии в силу своего строения выделяет место вере пророка. Почти во всех религиях Пророк - лидер, дающий сведения и знания о метафизическом мире и будущем, предостерегающий людей против различных событий и положений дел. Наряду с этим общим воззрением пророческой веры, в религиях существуют и различные от этого взгляда понятия. Например некоторые религии ограничивают пророчество определенным отрезком времени, а некоторые принимают это за продолжительный феномен. Также, в похожем виде, существуют и различные взгляды религий относительно качеств и особенностей пророков.
Ислам рассматривает пророков с точки зрения веры Тавхида и пророки в исламе и в отношении созданной ими исторической цепи и в отношении основной темы в своих посланиях составляют единство и дополняют друг друга. Тавхид, не только в теологическом понятии, но и космологическом и антропологическом понятии, выражает союз и единство относительно качеств Аллаха. Также, тавхид, составляет основу послания, оповещаемого людям всеми пророками. В исламе есть два имени, связанных с пророком - это Пророк и Посланник. Каждый пророк - это посланник, который доводит до сведения людей и оповещает их об истине и правде, переданных ему Аллахом и в тоже время пророк, предупредитель и предостерегатель людей относительно приближающегося судного дня.
Ислам настоятельно подчеркивает о явлении пророков такими же людьми, как и все остальные люди. Они ни в коем случае не являются божественным или полубожественным созданиями. Этим признаком ислам четко и ясно отделяет пророков от традиций, которые принимают пророков за божественных созданий или ангелов. Священный Коран временами привлекает внимание на неверующих, которые возражают против пророчества Пророка Мухаммада в этом направлении и полностью опровергает их протесты. Вместе с тем, что они такие же нормальные люди как и все остальные, единственной отличительной чертой пророков является избранность посланником и в результате этого обязанность доводить до людей послание или книгу, переданные им Аллахом. Но их обязанность не огранивается этим, т.к. они образцы и наставники в деле внедрения в жизнь и соблюдения на практике божественных посланий и одновременно учителя, обучающие людей этому...
Ислам наряду с тем, что придает важное значение вере пророка, ни в коем случае не принимает пророка за центр религии. Потому что центром религии является вера Тавхида, неоспоримое единство и единственность Аллаха. Наличие пророков связано с доставкой данной веры людям, обучение их этому и явление образцом для людей в плане восприятия и внедрения данного послания в личную и общественную сферы жизни. В этом смысле, Ислам в основе отличается от религий, которые возвышают пророков больше необходимого, обожествляют и переносят их на передний план перед верой в Аллаха. От пророка Адама и до Пророка Мухаммада все пророки всего лишь пророки, и ничего больше... Они лидеры, которые были избраны Аллахом с этой целью и поэтому степень их возвысилась. Их необходимо воспринимать в таком виде и за исключением этого не приувеличивать. Точно также как слова Корана, который предупреждает мусульман относительно Пророка Мухаммада: "И Мухаммад - не больше, чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах." (Али Имран, 3/144)