Согласно исламу, работник и работодатель не являются соперниками или врагами друг для друга. Потому что труд так же важен для экономики, как капитал и предприятие. Работодатель не должен забывать, что работа не может быть выполнена без труда, и он должен видеть в людях которые на него работают своих партнеров, а не соперников / врагов. Кроме того, работодатель не должен видеть в себе бога, обеспечивающего пропитание людей, которых он нанимает, и не должен чувствовать, что он обладает абсолютной властью и авторитетом. Фактически, он слуга, который, как и этот работник, испытывается в мирской жизни. В Коране повелевается «… Будьте добры к тем, кто находится под вашим руководством!» (Ан-Ниса, 36), Пророк (мир ему и бласловение) в его время предупредил человека, который гордился рабами, которые покупались и продавались как собственность: «Ты человек, имеющий привычку к невежеству. Они твои слуги и одновременно твои братья. Аллах отдал их под ваше покровительство. Тот, у кого есть брат под защитой, пусть кормит его тем, что он ест, и одевает то, что он носит. Не возлагайте на них то, с чем они не справятся. Если же будете возлагать, помогайте им». (Бухари, Итк, 15)
Для того чтобы братские отношения между работником и работодателем продолжались, границы выполнимой работы, продолжительность и заработная плата должны быть точно определены до начала работы. В противном случае такая ситуация вызовет разногласия и нанесет ущерб удовлетворенности обеих сторон.
Работодатель не должен возлагать на работника ответственность, превышающую его возможности, и не должен устанавливать порядок работы, который нанесет вред его религиозным убеждениям и социальной жизни. Он должен доплачивать полную стоимость работы, превышающей рабочие часы, и не должен унижать работника.
Несмотря на то, что по экономике на сегодняшний день минимальная заработная плата которую будут получают работники, определяется государством, работодатель должен определять сумму, соответствующую человеческой чести и достоинству. Кроме того, внесение дополнительной оплаты (премии) в зависимости от эффективности работы - это приложение, поощряемое религией Ислам. Работодатель должен оценять разумную заработную плату, принимая во внимание тяжесть или легкость работы, добавленние стоимости предоставляемую работником, уровень жизни и средства к существованию (1), баланс между работниками и проявлять максимальную чувствительность к своевременной оплате. (2)
Работодателю следует обеспечивать текущие потребности здоровья работника, также в случае старения обеспечить страховые выплаты как по медицинским вопросам так по средствам к существованию (пенсия), не следует осуществлять непоправимые несправедливости такие как невыплата или не полная выплата и не следует использовать в собственную выгоду беспомощность работника.
Примечания:
Эта статья Др. М. Салих Кумаша была взята из книги «Этика по средствам существования - 40 золотых правил деловой жизни» опубликованная издательством Религиозного Фонда Турции (Первое издание, стр. 34-36)