Свобода вероисповедования в практике Пророка Мухаммада

В Коране есть много айатов, включающих в себя такие понятия, как разуметь, пользоваться умом, думать, рассуждать. Мысль, которая содержится в этих айатах и выражается приведенными понятиями, сводится к тому, чтобы человек, свободный от давления на него, мог бы сам, опираясь на свой ум (разум) и его возможности, оценить содержание айата (айатов) и вынести свое суждение по нему, прийти самому к содержащейся в нем истине. Но прока мало в том, чтобы кораническая мысль оставалась только мыслью. Основное заключается в том, чтобы затем сделать еще шаг в направлении ее реализации в практической деятельности человека.

Наряду со свободой мышления, которую представляет человеку ислам как его право, он накладывает на него еще и ответственность. Речь идет о том, что мышление в исламе должно быть не разрушительным и деструктивным по отношению к вере, - Аллах наказывает за такое мышление, - а позитивным и конструктивным, - Аллах воздает за это мышление. К примеру, в Коране говорится: "Мужи и девы, что уверовали в Бога, - друзья и покровители друг другу. Они к добру друга друга побуждают, удерживают от дурного, молитву совершают по часам, и очистительную милостыню правят, и повинуются Аллаху и Посланнику Его. К ним будет милостив Аллах, могуч и мудр Он (безмерно)" (ат-Тауба, 9/71). Если в обществе нет свободы выражения (самовыражения), то эта рекомендация (совет, предписание, требование) не может быть реализована в полной мере и должным образом. Люди не смогут ни предписывать доброе, ни воздерживаться от плохого.

Свобода мысли и ее выражение одновременно обеспечивают и свободу веры и религии. Это связано с тем, что религия и вера идут из совести человека. Потому никакая сила и никакое насилие, кроме тех, которые имеют собственный или внутренний источник, не могут их сдержать. "Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья..." (аль-Бакара, 2/256). Этот айат со всей отчетлитвостью указывает на позицию Аллаха в данном вопросе. Аллах направляет человека на свой путь без всякого применения силы, используя одну лишь веру в Него, то есть понимание человеком того, что путь, указанный Аллахом, является единственно истинным путем. Наряду с этим Аллаха дает человеку право выбора на веру в Него. То есть человек делает выбор в пользу веры не под давлением Аллаха, а по своей собственной и свободной воле (см. аль-Инсан, 76/3 и др.). Если он находит аргументы "недостаточными", то Аллах дает ему право остаться в стороне от веры... Заметим, что это право человеку дает Аллах как его творец. К сожалению, находятся люди, которые не понимают этого. Это те, которые пытаются силой привлекать человека к вере, которые используют насилие для принятия религии, ее насаждения...  

Ниспослания Аллаха идут через Посланника Мухаммада, в функции которого входить передача их людям. Посланник не может вносить в них ничего от себя, а должен донести их такими, какими они были даны (ниспосланы) ему. По этой причине Посланник не несет ответственности за действия людей, связанные с их отношениям к ниспосланиям. Оценка действий людей в этом вопросе относится целиком к Аллаху. Обо всем этом Коран говорит со всей определенностью:

''А потому ты должен дать предупрежденье им, тебе дано предупреждать, а не вершить над ними" (аль-Гашия, 88/21-22),

"Но если (зная это) отвратятся,- (что ж!), над ними стражем Мы тебя (О, Мухаммад!)не посылали, и на тебе - лишь передача (откровений)" (аш-Шюра, 42/48).

"Мы ниспослали в истине Писание тебе для наставления людей. И тот, кто следует прямым путем, благодеяет для души своей, но тот, кто в заблуждение впадает, к погибели ее ведет. И ты (О Мухаммад!) за них не поручитель" (аз-Зумар, 39/41).

"Скажи: исходит истина  от Бога твоего: кто хочет, тот уверует в Него..."  (аль-Кахф, 18/29).

"Ведь на посланнике - лишь ясно передать (Ниспосланное Откровенье)" (ан-Нур, 24/54).

"Скажи: О, род людской! Пришла к вам Истина от вашего Владыки! И кто идет прямым путем, душе на благо путь сей выбрал. Кто сбился с этого пути, тот сбился на ее погибель. И я за вас - не поручитель!" (Йунус, 10/108)

Эти айаты говорят, что называется, сами за себя. Они со всей определенностью и четкостью проявляют проблему свободы веры в исламе. Эта свобода не приемлет насилия и целиком и полностью основывается на свободной воле человека. Такова позиция Аллаха, о чем и говорит Коран... Речь идет именно о свободе воли и мысли. Если ее ограничить или положить на нее запреты, то теряет весь смысл понимание земной жизни как места экзамена человека. В таком случае утрачивает свое значение и Судный День, на котором выносится решение о человеке по его делам в земной жизни, на основании которых, в свою очередь, выносится решение о его последующей судьбе - судьбе в будущей жизни. Она связана, как известно, с двумя направлениями - раем и адом... Всё это теряет смысл, если в вере появляется насилие и человек утрачивает свободу, дарованную ему изначально Творцом...

Деятельность Посланника Аллаха Мухаммада в вопросах религии и совести основывалась на принципах, о которых говорилось выше. На этих принципах основывалась не только деятельность Пророка непосредственно, но также и деятельность последующих халифов, его сподвижников. Эти принципы стали предписанием и руководством и для всей последующей в истории  государственности мусульман. В этой связи важно подчеркнуть, что руководители мусульманских государств никогда не стремились к тому, чтобы обратить в ислам немусульман, то есть людей другой веры. Немусульманам в этом вопросе была предоставлена полная свобода. Живя в исламском государстве, они могли по своей собственной воле выбирать веру для себя, могли придерживаться своих религиозных воззрений. По этой причине в исламских странах в течение всей истории существовали религиозные меньшинства. Это, пожалуй, является самым убедительным аргументом в вопросе о том, что мусульмане строго придерживались положения Корана о недопустимости насилия в вере.

Еще раз можно подчеркнуть, что позиция мусульман в отношении к немусульманам, основанная на свободе выбора веры каждым по своим убеждениям, вдохновлялась Кораном и практикующим его Пророком Мухаммадом. Творец, создавший человека, запретил всякое насилие по отношению к нему в вопросах веры. Он сделал это коренным принципом веры для мусульман. В этой же связи, указывая на функции Посланника, Аллах еще раз подчеркнул ненасильственный и добровольный, добровольно-свободный, характер веры. Посланник Аллаха действовал со всей строгостью в этом вопросе, соблюдая все предписания коранического учения по нему. Как могут после этого мусульмане сойти с этой почвы?! Они стояли на ней во всей истории. Стоят и сегодня. Для этого достаточно обратиться  к самой этой истории, ее сегодняшнему дню и современной практике мусульман в целом...

После того как Посланник Аллаха передал людям его слова (ниспослание), он уже не вмешивался в их дела по вопросам религии. Он оставил их наедине со своей совестью. Это было уже их собственным делом, решением и выбором. По отношению к тем, кто, не вняв словам Пророка, предпочел разделять старые взгляды, он не проявил никакого негативного отношения. Он оставался в уважении к их выбору и позиции.

Свобода веры и совести, которые были признаны за немусульманами в мусульманском государстве, включали в себя такие основные формы, как свобода веры, свобода Книги (Писания), свобода поклонения и учебы (образования). Самое же важное заключалось в том, что религия ислама дала возможность немусульманам защитить и сохранить свою веру. После переселения Пророка из Мекки в Медину (в силу гонений на него со стороны мекканских язычников, не жалавших расставаться со своими идолами и не принимавших веры Аллаха. - пер.) была сформулировано Мединское Соглашение, 25-ый пункт которой был специально посвящен этому вопросу. В нем говорилось так:

 "Иудеи Бани Авф вместе с мусульманами образуют единую общину. Вера иудеев остается за иудеями, вера правоверных остается за правоверными. Это относится как к ним самим непосредственно, так и к их доверенным лицам".

Еще одним источником по данной теме, с включением деталей, является практика Пророка в отношениях с христианами Наджрана. Их делегацию, которая посетила Пророка в Медине, он пригласил в ислам (принять ислам). Они не приняли приглашения. Стороны подписали Соглашение о джизийи (подушная подать с немусульманина - пер.) и налогооблажении. Содержание Соглашения в интересующей нас части следующее:

 "Наджранцы, их добро (имущество), жизни, религиозная жизнь и деятельность, как по отношению к присутствующим, так и отсутствующим, семьи, храмы и всё, что относится к их состоянию, независимо от того, является ли оно малым или большим, и подчиненные им, - находятся под защитой Аллаха и покровительством Посланника Аллаха Мухаммада. Ни один епископ не будет освобожден от занимаемой религиозной должности в своем районе и переведен в другое место, ни один священник не будет освобожден от своей должности в церкви и переведен в другое место, ни один монах не будет переведен из своего монастыря в другое место...".

Вскоре после заключения данного соглашения между Пророком и народом Наджрана, глава делегации и его религиозные члены вернулись обратно и объявили о принятии ими ислама. Большую роль в этом вопросе сыграло проявленное по отношению к ним Посланником Аллаха благорасположение (терпимость) и предоставление им свободы в вопросах веры.

Подобно тому, как это было сделаано по отношению к наджранцам, Посланник Аллаха предоставил широкую свободу и народу Йемена в вопросах веры. В Предписании, которое направил Посланник Аллаха местному управляющему Муазу б. Джабалю, он обращается к йеменскому народу в следующей форме:

"Я направлен для того, чтобы знанием и добрым словом пригласить вас, Муаз б. Джабали, на путь Аллаха. Он станет принимать то, на что согласен Аллах, и отвергать то, на что Он несогласен. Кто из вас примет единого Аллаха и Мухаммада в качестве его служителя и посланника и войдет со всей преданностью в ислам, этот человек обретет все права мусульман и примет на себя их ответственность. А кто, в обмен на джизийю, пожелает остаться в своей старой (прежней) религии, он останется в ней. В этом случае этот человек находится под защитой Аллаха, его Посланника и правоверных. Ему будет сохранена жизнь, он не будет пленен, на него не будет возложена ответственность выше его сил и не будет оказано давления с тем, чтобы он оставил свою религию".

Свобода богослужений и совершения духовных церемоний (по предписаниям веры) включает в себя и защиту церкви, синагоги и других подобных им храмов. Делегация христиан из Наджрана, посетившая Посланника Аллаха в Медине и выразившая желание осуществить богослужение, была приглашена им в Мединскую мечеть. Они отслужили свое богослужение в священном для мусульман месте, то есть там, где осуществляли богослужение они сами. В Соглашении, которое было заключено Пророком Мухаммадом с наджранскими христианами, имелся, как это отмечено выше, и пункт о неприкосновенности их храмов. Из текста Соглашения следует вывод и о предоставлении немусульманам свободы в таких вопросах, как возможность изучения основ своей религии, обучения ей детей и др. В итоге можно утверждать о том, что немусульманам была предоставлена свобода во всей системе веры. Эта свобода вероисповедания и свобода совести включала в себя свободу богослужения и поклонения, свободу религиозной жизни во всех ее проявлениях и всей ее полноте, свободу распространения (пропаганды) своей веры, свободу ее преподавания и обучения ей. Нарушение любого из этих проявлений (пунктов) свободы следует рассматривать как урон, понесенный ею в целом. Ибо свобода неотторжима от своих составляющих. Именно по этой причине Посланник Аллаха гарантировал немусульманам всю свободу в сфере религии. По этой причине он заявил, что ни один епископ, священник или монах не будет даже переведен в другое место (это вопрос он считал внутренним вопросом самих носителей данной религии).

Немусульмане, как следствие свободы вероисповедания и свободы совести, были свободны и в правовых вопросах. В таких вопросах, как семья, долги (кредиты), наследство, личные права и др, им была дана полная свобода. В вопросах судебного разрешения своих споров (конфликтов), организации общественных судов они имели возможность действовать в соответствии со своими представлениями, опять же вытекающими из принципа свободы вероисповедания и свободы совести. Это говорит о том, свобода веры для немусульман не была одним лишь словом. Она была поддержана и системой права. Она нашла свое продолжение и закрепление в ней. Именно в этой форме, то есть в форме правовых предписаний, она стала стороной (процессом) реальной жизни.

Эта свобода веры, признанная Пророком Мухаммадом за немусульманами, нашла свое непосредственное отражение в его практике, что, впрочем, совершенно естественно. К примеру, можно сослаться на наказание иудея Курайзы, которое имело место в в сражении аль-Хандак. Договорившись с мушриками, он пошел на измену по отношению к мусульманам. Посланник наказал его не по исламским предписаниям, а по закону самих иудеев. И этот прецедент стал основой отношения к немусульманам во всей последующей исламской истории.