Термины любви в исламской цивилизации

В основных источниках Ислама, Коране и сунне, имеются множество слов, выражений и терминов означающих на арабском языке любовь. Авторы книг исследовавших данную тему настаивая на количестве подобных выражений превышают их число до шестидесяти. Одна часть из них использовалась и в Коране и в сунне. Другая часть несмотря на использование в Коране и сунне, в основном использовалась в стихах и других литературных произведениях. Эти слова и термины использовались в таком же виде, как и при произношении. Некоторые из них употреблялись с древних времен, также имелись такие, которые подверглись изменению в период Ислама и явились жертвами терминологии. Таким образом общества мусульман на протяжении веков несмотря на различие рас, цвета кожи и географии, в отношении веры и деяний – в обобщенном виде – сохраняли единство и целостность, также сумели сохранить определенное единство относительно темы любви. Аллах и пророк, мать и отец, супруги и чада, братья, близкие и далекие родственники, мусульманин и человек, любовь ко всему живому и природе создали общие сферы любви и привлекательности среди мусульман. В особенности мусульмане турки и на географиях образованных ими государств, созданные произведения архитектурного исскуства и организации живые свидетели, которые довели до наших дней отражения любви к Аллаху, Пророку, Корану, Ахл аль-бейту, асхабам и справедливости и почитания ко всему живому. Попытки восприятия вместе и любовь, и преданность, и сострадание и милосердие способствует пониманию и осознанию размеров внедрения данной темы в нашу цивилизацию. Мы постараемся вместить это все в основу данной темы, которую состоявляют Коран и сунна.

Любовь (мухаббат)

В первую очередь следует остановится на слове "мухаббат", которое занимает первое место среди выражений и терминов означающих любовь. Оно заимствовано нами в оригинальном произношении на арабском языке. На самом деле все выражения и термины используемые с целью выражения любви являются одного словообразования от мухаббата и имеют близкое друг к другу значение. Мухаббату придали множество значений. Самое главное из них, в корне означающее надобность и непоколебимость, которое выражает постоянное присутствие и имя любимого в сердце. Мухаббат по причине чистоты и лучезарности, используется при выражении ясной и благородной любви и дружбы.

Любовь, из-за притяжения сердца к любимому, явилось темой для спора в использовании относительно Аллаха. Некоторые ученые не признавали это и утврждали что выражением любви к Аллаху является поклонение Ему. Но большиство мусульманских ученых наличие любви к Аллаху доказали на наглядных примерах из Корaна и сунны. В итоге было создано единство во взгляде, что любить Аллаха и Его Посланника является фарзом для мусульман. Всемогущиий Аллах в некоторых айатах Корана говорит: "Которых будет Аллах любить, и кто будет любить Его" (Маида, 5/54); "И все ж безмерно выше этой, любовь у праведных к Аллаху" (Бакара, 2/165); "Скажи, ‘Коль Аллаха возлюбили вы, то следуйте за мной, тогда и вас полюбит Аллах" (Али Имран, 3/31).

Пророк в хадисах совершенно ясно и точно выражает тему любви к Аллаху: "Кто из вас не будет любить Аллаха и Его Посланника превыше всего, тот не будет правоверным по настоящему" (Бухари, "Иман" 9, 14; Муслим, "Иман" 66-67; Тирмизи, "Иман" 10).

Любовь можно исследовать в разнообразных формах. Коран старательно указывает положение быть тем, кого любит Аллах. Быть любимым рабом Аллаха это самое высокое и самое достойное положение, самое ценное и важное назначение. В осознании этого имеет влияние указателя и советчика, которые подсказывает какими должны быть качества мусульманина как отдельной личности и кого должен любить мусульманин. По этой вот причине и думаем, что более точным будет затронуть в главных чертах того, кого любит Аллах:

  1. Аллах любит благодетелей. Слово благодетель (мухсин) основалось от отглагольного существительного благодеяние (ихсан) и вместе со множественным числом занимает место среди слов, которые часто проходят в Коране. Также Пророк обозначил слово благодеяние в значении "служить Аллаху словно видишь Аллаха" (Бухари "Иман" 37; Муслим "Иман" 1; Абу Давуд "Сунна" 16; Тирмизи "Иман" 4; Ибн Маджа "Мукаддима" 9). Охарактеризовал любимых Аллахом благодетелей как тратившившихся на пути Аллаха и в изобилии и в нужде, кто в состоянии сдерживать гнев, прощает недостатки людей (Али Имран, 3/134). Возможно наличие многих творителей зла, но любимы Аллахом благодетели способны прощать зло (Маида, 5/13).
  2. Аллах любит покаявшихся и чистых (Бакара, 2/223). Слово покаяние (тавба) в словаре означает возвращаться, покинуть, отделиться и т.п. В религии покаяние имеет значение покинув грех хорошее деяние, покинув бунт вернуться к почитанию, сожалеть о сотворенных ранее грехах и ошибках, сознаться в грехах и недостатках.
  3. Аллах любит людей с крепкой верой. Набожность (таква) в словаре имеет значение уберегаться от чего-либо, предохраняться, быть уверенным в себе от боязни совершении чего-нибудь запрещенного. Значение слова набожности в религиозной традиции это накрепко привязаться к нормам религии, избегать запрещенного, охранять свое естесство от грехов и злодеяний и путей ведущих к ним. Человека обладающего данными качествами называют "муттаки". Но следует подчеркнуть, что в Коране слово набожность использовано в множестве различных значений. Среди них возможно встретить такие понятия, как вера, раскаяние, покидание прегрешений, искренность и чистосердечие. Поэтому многие айаты Корана связаны с набожностью. Набожность принято считать как самое высокое мирское положение, которое способен достигнуть раб божий.
  4. Аллах любит справедливых. Справедливость (адл) - не причиняя зла занять должное место в сердцах и душах, следовать категоричной норме и праву, которое правотой гарантировало себе место в разуме, не высказывая недовольство отдавать по причине права и принадлежности, уподобляться не естесству, а совести.
  5. Аллах любит терпеливых. Терпение (сабр) заключает в себе следущие качества: самообладание во время беды и горя; храбрость во время джихада; способность оптимизма в трудные времена; влавствование над речью при беседе с другими.
  6. Аллах любит того, кто надежды на Него возлагает. "А если что решился сделать, на Аллаха возложи свои надежды - поистине, благоволит Аллах к тому, кто на него надежды возлагает ." (Али Имран, 3/159).
  7. Аллах любит тех, кто сражается на Его пути. "Поистине, Аллах любит тех, кто на пути Его сражается единым рядом, сплоченным в прочное строенье." (Саф, 61/4).
  8. Привязанность (маваддат)

    Одним из других распространных слов при выражении любви является привязанность. Корень слова привязанность (маваддат) дружба и любовь, означает любит что-нибудь и желать свершения этого. Именуется как любящий и имеющий много любви, также милостью называется самая чистая, самая непорочная и самая тонкая любовь. Это слово в различных видах использовано и в Коране и в хадисах. Слово привязанность в значении дружбы, привязанности и знакомстве применено в Коране: "А если к вам придет удача от Аллаха, то обязательно он скажет, как будто между ним и вами привязанности не было совсем: ‘О, если бы я вместе с ними был! Мне бы от этого большой успех достался". (Ниса, 4/73). В другом айате говорится: "И, истинно, к уверовавшим в Аллаха, творившим добрые дела любовь проявит Милосердный" (Марйам, 19/96). Пророк в одном из хадисов значение этого айата объяснил следующим образом: "Аллах полюбив одного своего раба сказал Джибрилу: ‘Я полюбил такого-то раба, ты тоже полюби его'. Джибрил тоже полюбит его и обратившись к ангелам на небесах: ‘Аллах полюбил такого-то человека, вы тоже любите его'. Потом и ангелы на небесах полюбят его. Затем в душах людей появится любовь к нему и распространится среди людей" (Бухари "Тавхид" 33, Муслим "Бирр" 137). Порожденная Аллахом любовь между супругами также называется милость (вуд) (Рум, 30/21).

    Одно из прекрасных имен Аллаха это Вадуд. Данное имя выражает с точки зрения Аллаха - большая любовь со стороны друзей, явление источником любви; с точки зрения рабов - желание блага для созданных Аллахом существ, Его любви в отношении благих рабов и благодарственность к ним.

    Если следует коротко упоминуть о практической пользе любви и привязанности то возможно сказать следущее:

    • Любовь указывает на совершенство веры и непревзойденную красоту мусульманства. Дает пищу душам и сердцам. Сердца далекие от любви считаются из класса мертвецов. Полные любви сердца будут вознаграждены благам и благодатью Аллаха.
    • Любовь к Аллаху включает благодарение Ему, благодарность от Него, благоволение от Него, боязнь к Нему, надежда на Него, достижение благодатей при Его упоминании (зикр), достижение спокойствия и тишины, близость к Нему, затрат на Его пути.
    • Любовь к Пророку требует внедрять в жизнь и следовать его сунне, любить тех кого он любил и любить то, что он любил.
    • Ради Аллаха любить единоверцев тоже считается любовью к Аллаху и Его Посланнику. Тех кто ради Аллаха любит друг друга Аллах защитит своей тенью в день воскресения, когда не останется не одной тени.
    • Вера того, кто не желает для единоверца всего того, чего желает самому себе не будет совершенной. Это также спасение человека от своего эгоизма.
    • Любовь к Аллаху и пророку это важная причина в достижении помощи и победы Аллаха.
    • Привязанность и братство умножит чувство оказания взаимопомощи и явления помощником для других людей. Приблизит людей друг к другу, увеличит чувство жалости и милости среди них.

      Сострадание и милосердие (мархамат и рахмат).

      Для понятия и объясненения термина любви в тексте Корана и сунне сострадание и милосердие одни из наиболее часто употребляемых выражений. Сострадание и милосердие имеют одно и тоже значение - жалеть, заботиться о ком-нибудь. При использовании слова милосердие в отношении к Аллаху этим выражается всякая доброта и все хорошее к Его рабам, данное слово не используется при выражении жалеть. Потому что жалость относится только рабам божьим. Образованное от милосердия имя Рахман относится только к Аллаху, не допускается в использовании к рабам Аллаха. Рахим же может применяться и к людям. Говорится что Аллах Рахман мира и Рахим того света. Это имеет следующее значение: все Его блага и милосердие в этом мире относятся и к мусульманам и к немусульманам; на том свете же относится только к мусульманам.

      Одно из значений рахмата отпущение грехов Аллахом, прощение. Говоря о рахмат и мархамате не следует забывать следующие признаки этих выражений - жалость, смягчение, заботливость, щедрость, прощение, любовь, облегчение, хорошие отношения с семьей, хорошие отношения с людьми и тп.

      Постараемся вкратце определить некоторые темы о сострадании и милосердии Аллаха, указанные в Коране.

      1. Прощение согрешивших и вынужденных грешить результат сострадания и милосердия Аллаха. Имя Всемогущего Аллаха Гафур (много прощающий) одно из часто встречаемых в Коране.
      2. Одним из главных произведений Аллаха является принятие покаяний рабов божьих о сотворенных грехах. Во многих айатах Корана указывается из имен Аллаха Тавваб (принимавший покаяние), и рядом с данным именем проходит имя Рахим (очень сострадавший своим рабам).
      3. Установленные Аллахом правила шариата это нормы наказаний опять таки установленных Аллахом за сотворение некоторых грехов в этом мире. Признаки Его сострадания и милости к рабам своим. Как и для каждой личности в отдельности так и для семьи, общества, народа, нации, государства и в конце концов для всех стран и всего мира главные общие точки - это правила и нормы. Поэтому Аллах возродив первого человека и первого пророка Адама и вплоть до последнего пророка Мухаммада во всех писаниях и посланиях ниспосланных пророкам и посланникам имели место определенные правила и нормы, приказы и запреты для людей. Это наличие у Аллаха блага, рахмат и мархамата по отношению к своим рабам. Жизнь без правил и норм невообразима, это очень большая нагрузка для разумного человека.
      4. На протяжении истории человечества послание Аллахом пророков и для указывания пути людям ниспослание книг для определения истины и лжи это результат сострадания и милости Аллаха по отношению к своим рабам. Всемогущий Аллах во многих айатах Корана ниспослание пророка и писания определяет как рахмет и часто напоминает своим рабам о важности данного положения. Как урок должны взять мусульмане из этого и какая обязанность выпадает на их долю? Все мусульмане во главе с мусульманскими учеными обязаны доводить до всех людей во всех местах самые правильные и истинные выражения Корана, которые заключают в себе призыв ко всему человечеству; обязаны во все века и во все места доставлять знания Корана. По-моему это наряду с исполнением самого важного поручения Ислама - оповещение - очень важно и с точки зрения доставки до всего человечества выражения братства среди людей, любви, милосердия.
      5. Наличие саваба (награда) мусульманам за содеянное исходит из милости и сострадания Аллаха. Награда за терпение тоже результат милости и сострадания Аллаха к своим рабам. Одновременно это одно из справедливостей Всемогущего Аллаха. Потому что верущий и неверущий, человек, который поверив следует нормам религии и тот, которые не поступает подобным образом не обладают одинаковым положением и статусом.
      6. Рахмат и мархамат Аллаха в этом мире охватывает всех без исключения, а на том свете относится только к правоверным. Первый айат первой суры Корана начинается с выражения этой правды: "Во имя Аллаха Всемилостливого и Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Всемилостив и милосерден Он один (Фатиха, 1/1-3). Ваш Аллах - един. И нет другого Божества кроме Аллаха. Всемилостив и милосерден Он (Бакара, 2/163). Лишь Аллах владеет всем, что на земле и в небе, и Он один своим желание решит, кто будет Им прощен, а кто - наказан, ведь всепрощающ Он и милосерден" (Али Имран, 3/129). Все это примеры указания милости и милосердения ко всему живому на земле, советы и наставления о неопровержимой правде.

      Уделение Кораном такой особенности одной теме, является вполне нормальным в занятии первого места в признаках хадисов и занятие достаточного места во внедрении сунны. Наконец рахмат и мархамат как осуществлении и внедрении, и как предание выражено в сотнях правдивых хадисов. История рассказывает о множествах важных заслуг Пророка Мухаммада в различных сферах. По-моему к этому следует добавить следующее: самая большая его заслуга в создании образцового общества - "общество любви и милосердия" - из нецивилизованного общества, в отношении которое применялось название Джахилиййа. И вправду поколение асхабов это исключительно единственное поколение, не имеющее анологов "золотое поколение" с достоинством заслуживает присвоенное им название. Как и в каждой теме, так и в теме любви, рахмата и мархамата есть очень много, что мы должны перенять у них.

      Пророк определил основные принципы относительно рахмата и мархамата, мы затронем лишь некоторые из них.

      1. В хадисах советуют быть справедливыми по отношению ко всем людям. Достижение нами справедливости возможно только за этот счет.
      2. Одной из правды в хадисах является: признак любвии милосердия это - ласкать и целовать детей. Пришедший к Пророку Мухаммаду и увидевший как он целует его детей один бедуин сказал: "Так ты и детей целуешь? Мы ни в коем случае не делаем этого". Пророк в ответ на это сказал: "Что я могу поделать если Аллах отнял из твоего сердца милосердие?" (Бухари, "Адаб" 18; Муслим, "Фазаил" 64; Ибн Маджа, "Адаб" 3; Ахмед б. Ханбал, Муснад, VI, 56, 70).
      3. Пророк поощрял людей к справедливости и сотраданию: "Совершайте мархамат чтоб быть милосердным, прощайте чтоб быть прощенным." (Ахмед б. Ханбал, Муснад, II, 165, 219)
      4. Мусульманское общество должно быть единым целым. Первым признаком этого являются рахмат и мархамат. Первый признак этого проявится в милосердии и сострадании. Пророк сказал: "Mусульмане в отношении любви друг к другу, милости кдруг к другу, сострадании друг к другу, милосердии друг к другу являются как единое тело. При болезни одной из частей тела, другие остаются начеку и загоревшись стараются поддержать его."(Бухари, "Адаб" 27; Муслим, "Бирр" 66; Ахмед б. Ханбал, Mуснад, IV, 270)
      5. Среди важных советов Пророка находятся визиты к близким родственникам, поддержка отношений с ними. Пророк произнес: "Не поддерживающий родственных отношений не заслужит рая". (Муслим, "Бирр" 18-19; Ахмед б. Ханбал, Муснад, II, 484, III, 14, 83)
      6. Пророк подчеркнул что, общество это милость, а группировки страдание (Ахмед б. Ханбал, Муснад, IV, 278, 375).
      7. Следует напомнить хадисы Пророка об милосердном и милостливом отношении к животным: Пророк объявил что, если греховник даст воду собаке, которая в результате большой жажды облизывает землю, то заслужит прощение Аллаха. Вслед за этими словами у него спросили: "О Посланник Аллаха! Из-за животных нам положено воздаяние или милость? Ответил: "За любое живое есть воздаяние". (Бухари, "Мусакат" 9, "Мазалим" 23, "Адаб" 27; Mуслим, "Салам" 153; Абу Давуд, "Джихад" 44; Ибн Маджа, "Адаб" 8; Имам Малик, Mуватта, "Сифат ан-Наби" 23).