Воззрения Мавланы о Пророке Мухаммаде и сунне

Мавлана{overlib linktext="1" text="Мавлана: эпитет Джалаладдина Руми, основателя ордена Мавлави. Происходит от "мавла". Имеет ряд значений (владелец, господь, опекун, доверенное лицо и др.)." title=""}, взявший себе за образец личность Посланника Аллаха Мухаммада и его мораль, в своей творческой деятельности был направлен на поиск путей, ведущих к достоинству и добродетели. В своих произведениях, в особенности в "Мaснaви", Мавлана указывает на мудрость Творца, связанную с посланием им людям своего Посланника. В этом следует видеть целый ряд и других важных особенностей. В этой связи Мавлана уподобляет земную жизнь волшебному сундуку, из которого избавляют (спасают) людей посланники Аллаха. Он говорит так: "Кто еще другой, кроме пророков, посланников шариата, может спасти (вызволить) людей из волшебного сундука?!"{overlib linktext="2" text="Маснави, 1, 477." title=""}. Он продолжает так: "Посланники пришли для того, чтобы направить людей к Аллаху"{overlib linktext="3" text="Маснави, 1, 477." title=""}. В течение всей своей жизни посланники старались для того, чтобы привести людей к вере Аллаха, подчеркивая ее необходимость и важность. Они характеризовали черты и признаки Аллаха (по тому, как Аллах сам представлял себя в своем Слове, обращенным к людям, передаваемым им через своих посланников), рассказывали о том, как следует служить и поклоняться ему, а также о том, как заслужить его благодарность, воздаяние и вознаграждение, какими путями и средствами при этом следует действовать, как этого можно добиться. С этой целью они переносили все трудности. Это было их основной задачей - передать Слово Аллаха людям, разъяснить его в соответствии с ним же самим, то есть не привнося в него ничего от себя, быть примером для людей. "Если бы каждый человек мог бы (сам по себе) достичь добродетели и благодеяния, ниспосылаемого Аллахом, разве послал бы Он столько (своих) посланников?!"{overlib linktext="4" text="Маснави, IV, 463." title=""}. Потому сам факт посылания посланников следует понимать как выражение его милости и добродетели по отношению к людям{overlib linktext="5" text="Дилавер Гюрер, “Термин пророчества и пророки в Маснави”, стр. 104." title=""}. Еще одна особенность в послании посланников к людям со стороны Аллаха заключается в том, что если бы не было их, люди стали бы измышлять веру по своим представлениям. Это стало бы основанием (причиной) их поведения и морали. Вопрос состоит теперь в том, насколько все это отвечает требованиям Аллаха к человеку. И можно ли на этой почве заслужить поддержку и содействие Аллаха?.. Мавлана отвечает на этот вопрос отрицательно{overlib linktext="6" text="Дилавер Гюрер, “Термин пророчества и пророки в Маснави”, стр. 104." title=""}. В дополнение к этому Мавлана говорит о том, что, каким бы ни был человек в своих знаниях, в вопросах религии он нуждается в наставнике (руководителе). А если его нет, то, действуя в соответствии со своими представлениями, он впадает в игру и забаву. А то обстоятельство, что посланники выбираются из членов того же общества, к которому они посылаются, связано с их возможностью активного воздействия на жизнь людей, из которых они происходят сами и которых они хорошо знают. Мавлана подчеркивает и неординарный характер личности посланников{overlib linktext="7" text="Дилавер Гюрер, там же, стр. 104-105 (в сокр. виде). " title=""}.

  Наряду с этим Мавлана подчеркивает внутреннюю предрасположенность посланников к праву и справедливости, их терпимость, высокий уровень их нравственности, борьбу за идеалы веры. Важным моментом является и признание всех, без исключения  посланников Аллаха, их одинаково высокой роли перед Аллахом{overlib linktext="8" text="Об этом Аллах неоднократно говорит в Коране. Одним из условий, которые предъявляет Аллаха к человеку в вере, как раз и является условие признания им, как верующим, всех посланников Аллаха и всех его Книг. К примеру, Аллах говорит так: “Они верят в то, что ниспослано тебе и ниспослано до тебя. И вера их в Судный день непререкаема” (2/4) (Пер.)." title=""}. В той или иной форме он говорит, практически, о каждом из них в своих произведениях. Так, особенно часто упоминаются имена таких пророков, как Адам, Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Йусуф (Иосиф), Ибрагим, Иса (Иисус) и Пророк Мухаммад.  

В рассуждениях о Пророке Мухаммаде Мавлана основывается на Коране, хадисах, исторических фактах и событиях, общественном мнении. Он пользуется также поэтической образностью в его характеристике. Всё это создает убедительный портрет Пророка, чудом которого является Священный Коран{overlib linktext="9" text="Ибрагим Эмироглу, “Любовь и привязанность Мавланы к Пророку Мухаммаду”, Вопросы философии Ислама (доклады на симпозиуме, прошедшем 8-9 ноября 2002' года), Aнкара, 2003, стр. 273." title=""}.

Мавлана говорит о том, что Пророк Мухаммад является Посланником Аллаха, посланным им ко всем людям. Одновременно он является и последним Его посланником. Он выступает с позиций всецело преданного Посланнику верующего и человека{overlib linktext="10" text="Афлаки Ахмет, Mанакибуль арифин, пер. Taхсин Йaзыджи, Стамбул, 1995)." title=""}. Это мы видим и по его жизни. Ее большая часть прошла в поклонении Аллаху и размышлениях о вере, в высказывании благодарности Аллаху и пожеланий от него благословений и приветствий его Посланнику - Мухаммаду.    


Поклонение и признание Пророка Мухаммада.

Мавлана характеризует Пророка Мухаммада как любимого падишаха, к которому относятся с благодарностью и уважением. А те из людей, которые принадлежат его общине (то есть являются мусульманами) и являются воинами его армии, должны быть преданы ему и быть в согласии с ним (следовать его слову и приказам){overlib linktext="11" text="Mавлана Джалалладдин Руми, Диван-ы Kебир, пер. и под. Абдулбаки Голпынарлы, 1992, V, 297, б. 3536" title=""}. Согласно Мавлане, Посланник является тем лицом, послушание (повиновение, покорность) которому предписаны самим Аллахом. Наряду с этим Мавлана осуждает тех, которые не принимают Посланника Аллаха Мухаммада, сомневаются в том, чтобы свидетельствовать о нем и следовать по его пути. Он призывает их на путь истины{overlib linktext="12" text="Mаснави, I, 18, б. 225, 227-228; И. Эмироглу, Привязанность и любовь Мавланы к Пророку Мухаммаду, стр. 276-277.  " title=""}.

Необходимость следовать пути Пророка Мухаммада.

Поскольку Посланик Аллаха является примерной личностью для мусульман, следовать его пути и действовать так, как действовал он, является необходимостью (речь идет о практике мусульман, опирающейся на практику Посланника, которая запечатлена в истории в форме хадисов, зафиксированных письменно). Хадисы, описывающие практику Пророка, фиксируют события и действия Посланника Аллаха по всему спектру вопросов (тем), встречающихся в жизни. Одновременно хадисы является системой знаний, опираясь на которую мусульмане могут получить ответы на свои вопросы в полном соответствии с требованиями Аллаха и условиями Корана. Так, хадисы включают в себя решения Пророка по таким вопросам, как вера (религия), мир и аль-ахира (Судный день или День воскресения и будущая жизнь), торговля, аренда, ссуда (кредит), процент, дарение (безвозмездная передача), брак, развод и др. То есть опять же можно подчеркнуть, что следование Пророку в той форме, в какой об этом говорят хадисы, возвращает людей на путь Аллаха и направляет их в соответствии с теми предписаниями, которых Он требует от них в Коране. В этом смысле лучшего примера следовани Аллаху и его Слову - Корану, просто не существует. Пророк Мухаммад претворял в жизнь Слово Аллаха в точном соответствии с его предписаниями. Потому следование ему, его практике, может стать гарантией того, что и люди, идущие вслед за ним, тоже  останутся на тех путях, к которым их призывает Аллах. В этом и заключается, пожалуй, основной смысл хадисов и необходимость следования им.

Как уже отмечалось, Мавлана защищает позицию следования Пророку Мухаммаду. Он подчеркивает, что Пророк освободил людей от поклонения идолам, которых они принимали за богов и поклонялись. Этим они впадали в непростительное заблуждение - ширк, который не прощаентся Аллахом (если человек не раскается вовремя). Так освобождение от идолов стало освобождекнием и от ширка - поклонения богам за пределами Единого Бога Аллаха. Оно помогло избежать наказания огнем ада, как это обещает наказать человека Аллах за ширк. Пророк освободил людей из тьмы невежества и указал им на истинную веру, ниспослаланную в Коране Аллахом. С Кораном пришло действительное знание, утвердилась правда в жизни. И отношения между людьми встали на объективную почву, связанную с утверждением в обществе права и справедливости. Посланник призывал людей к добрым и братским отношениям, терпимости (толерантности) и миру, что в последующем, добавим от себя, стало лозунгом борьбы за исторический прогресс. Мавлана отмечает эти моменты как историческую заслугу Пророка Мухаммада{overlib linktext="13" text="Mаснави, H, 29, б. 366-368." title=""}.

Поскольку в следовании Посланнику Аллаха человек остается на Его (Аллаха) пути, постольку и вера в Аллаха обретается им именно на этом пути. На этом же пути он вознаграждается Аллахом и удостаивается его милости. В противном случае он сходит с пути и Аллах лишает его своей поддержки, а еще и наказывает его. Из земной жизни это наказание переходит в будущую жизнь... Имея это в виду, Пророк Мухаммад говорит так (в одном из хадисов): "Я - как судно в буре времени. Мы и сподвижники подобны судну Нуха. Кто протянет руку к этому судну, кто ступит на него, - вот они и есть те, которые спасутся". Мавлана, рассказывая этот хадис, еще раз подчеркивает необходимость следования Пророку. В данном следовании и этой связи с Посланником кроется главное. Это та нить, которая связывает человека с Аллахом и ведет его по пути истины и добродетели. На этом пути Аллах дает человеку все то, что полностью соответствует его усилиям. И земная жизнь человека, и его будущая жизнь строится по этой мере... Напоминая об этом, Мавлана еще раз акцентирует внимание на том главном, что все благое достигается человеком на пути Аллаха, к которому призывал людей Пророк Мухаммад, который он непосредственно практиковал и следование которому сегодня и в будущем может стать основой жизни по Корану, гарантирующего человеку содействие и милость Аллаха...

В отношениях между людьми уважение и преданность, признательность и поклонение за личные заслуги перед людьми и обществом переходят в такое высокое чувство, как любовь. В этом смысле перед Посланником Аллаха преклоняются все мусульмане. Они искренне благодарны ему за подвижнические усилия, приведшие людей к избавлению от многочисленных пороков докоранической жизни. Подбное отношение к Пророку мусульмане характеризуют как любовь к нему... На этот момент обращает внимание и Мавлана. Чтобы следовать по его пути и возвыситься до его высот, безусловно, требуется любовь к нему{overlib linktext="14" text="Диван, IV, 278, б. 2681." title=""}. Но как доказать ее? Словами или утверждениями (уверениями) этого не доказать. Требуются не слова, а дела. А таким "делом" как раз и является следование Пророку в полном соответствии с его практикой. Это значит, что как он действовал в данной ситуации, так должны действовать и мы. Он говорит об этом со всей настойчивостью{overlib linktext="15" text="Диван, Т. VII. стр. 31, б. 419-420; стр. 509* б. 6685; Т. V, стр. 270. б. 3159; И. Эмироглу, т.ж., стр. 276-277." title=""}... Подобно тому, как об этом говорили и другие исламские мыслители до Мавланы, и он со своей стороны присоединяется к ним, развивая мысль о величии личности и практики Пророка и необходимости следования ему как важнейшем условии преданности вере, ниспосланной мусульманам Аллахом в Коране. И здесь опять же подчеркивается необходимость рассматривать его как пример личности, соответствовать ему в своих действиях (по слову и делу), следовать его пути, исполнять его предписания. Одновременно Мавлана отмечает, что это является и заботой каждого отдельного человека вплоть до самого Судного дня (до скончания мира) и не зависит от того, видел ли он Пророка непосредственно или нет. Иначе, это является заботой всего человечества...

 Мавлана не перестает упоминать Пророка Мухаммада и восхищаться им{overlib linktext="16" text="Эфлаки (Eflâki). Ariflerin Menkıbeleri, 1,580." title=""}. Когда он начинает говорить о нем, его метод рассуждения становится глубокоуважительным и тонким. Как и в жизни, и в своих рассуждениях о Пророке, он всегда был полон глубокого уважения и любви к нему{overlib linktext="17" text="Mавлана Джалладдин ар-Руми, Рубаи, пер. Нури Генчосман, Стамбул, 1974.,Т. I. 76, Рубаи: 364; Письмо, стр. 111. Письмо: LXXIÎI; стр. 55. " title=""}... В силу своих многих качеств Пророк Мухаммад был привлекательным для людей. Имея в виду эту его человеческую особенность, Мавлана удивляется тому, как можно не радоваться встрече с Пророком, не испытывать счастья от общения с ним. В адрес таких людей он сочинил следующие строки (приводится подстрочник):

"Пусть останется под килимом {overlib linktext="18" text="Килим: безворсый ковер, палас (Пер.).  " title=""} голова человека,

Который не испытывает радость при виде тебя.

Пусть закружится эта голова!" {overlib linktext="19" text="Mеджалис, стр. 64-65, Mеджалис; İÜ." title=""}...

Для того, кто и в самом деле понимает Посланника Аллаха и следует ему, есть вознагражение и благодать (как об этом уже говорилось выше){overlib linktext="20" text="Mаснави, IV, 307, б. 3443-3444." title=""}. В то же время Мавлана констатирует и такой факт, что в некоторых случаях Пророка понимают неверно{overlib linktext="21" text="Mаснави, I, 315, б. 3957-3959." title=""}. Чтобы избежать ошибок в этом отношении и воспринимать Пророка объективно Мавлана рекомендует удалиться от невежества, оставить предосудительное предварительное условие (мнение), гордость (высокомерие), гнев, ложное осуждение {overlib linktext="22" text="Диван, I, 3; И. Эмироглу, т.ж., стр. 274-275,276. " title=""}.

Мавлана говорит о том, что Пророк Мухаммад является великим Посланником перед Аллахом. Скольких людей создал Аллах из земли! А посланником для людей избрал (из общества арабов) одного лишь Мухаммада!.. Его молитва принимается в обоих мира (в этом и будущем). Его имя является священным и благословенным. Те, кто говорят о нем с иронией или не придают ему значения, будут наказаны. Они останутся в потери и печали. Он и по виду своему, и по поведению (образу жизни, характеру, нраву) является лучшим из людей.


Пророк Мухаммад был послан к людям с миссией от Аллаха. Основной задачей этой миссии было дать людям знание о праведном и истинном, справедливом и прекрасном.  Но миссия не ограничивалась одними лишь познавательными целями. Знание требовалось внедрить в жизнь, практику. И это тоже возлагалось на Пророка.

Источником знания для Пророка Мухаммада служило непосредственно Слово Аллаха, ниспосылаемое ему через ангела Джабраила. Это знание было переписано в виде Книги, которая и есть Коран. Он является основным источником ислама.

Практика, основанная на Коране, была связана непосредственно с деятельностью Пророка Мухаммада, который практиковал Коран в жизни общества в качестве основного правила и предписания. Эта практика и действия Пророка, а также его образ жизни и события, связанные с ним, будучи собраны людьми, составили сунну Пророка или хадисы (книгу хадисов). Она также признается за источник веры у мусульман {overlib linktext="23" text="Основная проблема в вопросе с хадисами заключается в установлении их принадлежности Пророку Мухаммаду. В этом вопросе наука нашла объективные критерии. И тем не менее ряд хадисов все еще остается проблемными в плане достоверности (Пер.).  " title=""}. Связь между Кораном и сунной (хадисами) и всей верой, характеризуемой как ислам, находит в подчиненности их всех Корану. Что касается хадисов непосредственно, то они восходят к Корану и конкретизируют его положения применительно к конкретным явлениям и событиям.

По этой причине и Мавлана, как и предыдущие исламские мыслители, придает большое значение Пророку Мухаммаду, его личности и сунне. Сунна использовалась им как при решении вопросов теории, так и во всех практических случаях.  

Практика Пророка Мухаммада, действовавшего в полном согласии с предписаниями Корана, служит источником и для суфизма (тасаввуфа){overlib linktext="24" text="Тасаввуф (суфизм) использует оба источника ислама - и Коран, и сунну (хадисы). Это, со своей стороны, значит, что к нему могут быть приложены и все остальные айаты Корана и хадисы. То есть речь идет не только об избранных айатах и хадисах, но и о всех их в целом, всей их системе. Это условие является важным и обязательным, когда какое-либо учение стремится использовать Коран и хадисы в качестве своих источников. Понятно, что суфизм не составляет в этом плане исключения (Пер.)." title=""}. Согласно представителям суфизма, основу суфической (иррационально-мистической) жизни составляет духовная и аскетическая (отшельническая) жизнь Пророка{overlib linktext="25" text="У Пророка Мухаммада после того, как он стал получать вахй от Аллаха, не был периода, когда бы его можно было бы характеризовать как "аскетический (отшельнический)", то есть понимать в смысле  "бездеятельного" и "отрешенного тот жизни" периода. Его жизнь была исключительно плотной, заполненной до пределов... Но до вахйа Пророк Мухаммад часто уединялся в пещере на горе Хира. Были и некоторые другие проявления аскетизма. Но в этот раз они были обусловлены требованиями веры. Все это и принимается во внимание в суфизме (Пер.)." title=""}. Этот подход мы находим и у Мавланы, а также последующих авторов и мыслителей. Следующим, после Корана, источником для суфизма является сунна Пророка Мухаммада (хадисы){overlib linktext="26" text="По вопросу о том, что сунна является источником и для суфизма, см.: Йисуф аль-Кардави, 40 способов в понимании сунны, стр. 81-85" title=""}. В силу этого изучение суфизма связано с обращением к хадисам и использованием их по теме непосредственно. Вопрос этот нельзя преуменьшать или недооценивать. Это связано с тем, что писатели суфизма ссылаются на хадисы, которые просто нельзя игнорировать{overlib linktext="27" text="Билал Саклан, Важность хадисов суфизма в Kутуль килабе относительно методики хадисов, стр. 155." title=""}. Данные хадисы занимают важное место у Мавланы и его последователей, а также у последующих авторов и исследователей суфизма. Они подводят почву под их понятия, суждения и выводы{overlib linktext="28" text="В качестве примера см.: Айше Гюльтекин, Хадис в переводе Маснави Исмаила Анкарави Mеджмуатуль Летаиф и Матмуратуль Летаиф (на примере шестого тома), Конья, 2005; Фикрет Kарапынар, Маснави/Перевод Aнкарави, Анализ первых 100 хадисов, Koнья, 2001." title=""}...


Полностью статья опубликована в "Трудах Международного симпозиума "Праздник Мавланы" (15-17 декабрь, 2000, изд. Министерства культуры Турции) {overlib linktext="29" text="См.: Доклады на международном симпозиуме Мавланы, Aнкара, 15-17 декабрь, 2000. " title=""}.