Взаимосвязь вахйа и сунны

Имам Шафи утверждает, что те, кто отвергают сунну, они или отвергают сунну как доказательство или отрицают обязывающие нормы аль-хабар аль-хасса (подлинные новости).В дополнение к тем, кто полностью отвергает сунну как доказательство, есть группы, которые признают сунну как доказательство лишь в определенных вопросах или же только в тех случаях, когда она соответствует доказательствам Корана и разума.

Согласно ученым суннитам, сунна - это доказательство знания велений Аллаха. Сунна может служить доказательством проявления, открытия или познания по признакам этих велений. Сунна может служить абсолютным доказательством знания велений Аллаха только при условии  безгрешности Пророка и защищенного статуса его сунны.

Поэтому, чтобы определить ценность и обязывающую особенность сунны, необходимо выявить ее источник или, другими словами, определить источники знания Пророка и, в частности, показать, как понимались взаимоотношения между сунной и вахйем в эпоху пересказчиков. {mospagebreak title= Защищенность Пророка от греха (исмат).}

Защищенность Пророка от греха (исмат).

В пророках есть некоторые общие особенности, которые рассматриваются как качества, неотделимые от положения пророчества. Свойство безгрешности возглавляет этот список. Позже, это свойство было детально рассмотрено и  установлено, что пророки имеют такие свойства как безгрешность (исмат), ум и проницательность (фатанат), праведность (сидк), надежность (аманат) и оповещение (таблиг). Однако, в эпоху пересказчиков,  все эти качества оценивались в рамках свойства безгрешности. Потому что, в конечном счете, все другие свойства зависят от свойства безгрешности.

Свойство безгрешности определяется как "защита Аллаха пророков от всего, что может повредить их достоинству и ценности" и "умение избегать греха, когда можно его совершить." Учитывая диспуты, проведенные в книгах по усуль (методология) и калам (богословие), более широкое определение было сделано в рамках представлений, предпочитаемых учеными суннитами. Согласно этому, исмат - это состояние, когда Аллах оберегает своих пророков от явных и скрытных богохульств и больших грехов, и, предостерегая от маленьких грехов, помогает им избежать их и раскаяться. Это определение охватывает все характерические черты определения исмата, сделанных учеными суннитами. Согласно этому, пророки защищены от богохульства и больших грехов. Они могут совершить маленькие грехи, но за это им не будет спуску; Аллах оповестит их и позволит им раскаянием исправить свои ошибки. Следовательно, милостью Аллаха пророки были защищены от множества недостатков и грехов, существующих у обычных людей. Даже до пророчества, пророки не совершали маленьких грехов, которые считаются дурными и унизительными. Они, и до пророчества, были под божественным руководством и защитой Аллаха.{mospagebreak title= Источники сведений Пророка Мухаммада.} 
Источники сведений Пророка Мухаммада.

 Источники сведений Пророка Мухаммада будут исследованы под этим заголовком. Таким образом, будет сделана попытка определить законодательную и научную ценность сунны. Взаимосвязь сунны с вахйем объясняет ее и религиозную и научную важность. Однако, как известно, не вся сунна были оповещана вахйем. Пророк говорил на некоторые темы исходя из своего опыта, а некоторые дела решал умом/проницательностью. Однако, Пророк был послан служить примером и наставником для людей. Выполнение им этой миссии, во многих отношениях зависит от того, насколько он заслуживает доверия. Чтобы заслужить доверие, все его слова и действия должны быть верными и безошибочными. Независимо от того, как безупречны опыт и сведения, они всегда могут ошибиться. Чтобы не ошибиться и не впасть в заблуждение, необходима контроль вахйа. В таком случае, необходимо рассмотреть отношения между хадисами Пророка и вахйем.

Вахй:

Будет неправильно утверждать, что все откровения, полученные Пророком, имеют место в Священном Коране, и ограничивать вахй Кораном. Потому что, прежде всего, сам Коран препятствует этим утверждениям. Очевидно, что в некоторых событиях, описанных в Коране, Аллах дает некоторые сведения об этом событии посредством вахйа, вне Корана, своему Пророку. В дополнение к этому, мне кажется, что одним из самых важных доказательств, указанных Имамом Шафи, является отношение между сунной и хикма (мудрость), которая в Коране упоминается вместе с Книгой. Аллах говорит в Коране, "Это Он, кто послал посланника из числа неграмотных, который читает им айаты (Аллаха), очищает их, учит их Книге и мудрости." Имам Шафи говорит, что слово " Книга ", упоминаемая в этом айате относится к Корану, а слово "мудрость" - к сунне. Согласно этому, сунна полностью имеет божественное начало и, так же как и вахй, была ниспослана Пророку Мухаммаду.

Вопрос об источнике сунны был также затронут авторами книг о хадисах в эпоху пересказчиков. Это можно понять из названия отрывка из раздела Китаб ал-Итисам, книги Имама Бухари (256/869) Сахих: "На вопросы на темы, не истолкованные ему посредством вахйа, Пророк отвечал "Не знаю" или не отвечал до тех пор, пока не получит вахй. Исходя из слов Аллаха:" Путем, показанным тебе Аллахом", он никогда не давал ответа, опираясь на соображения и сравнения. 

Исламские ученые, которые единогласно принимают сунну как доказательство, тем не менее, не считают сунну полностью в  равной степени обязывающей. Сунна делится на две группы по признаку того, являются ли они в общем обязывающими. Первая группа- это сунна, соблюдение которой считается добродетелью, а пренебрежение не требует наказания в загробной жизни. Вторая группа - это обязательная сунна. Ибн Кутайба делит вторую группу на две части, по признаку их источников: "Первая часть- это сунны, которые Джабраиль принес от Аллаха. Вторая часть- это сунны, которые Аллах разрешил Пророку с целью установления правил и предписал ему принимать решения исходя из своих соображений. Здесь, Пророк был волен давать разрешение, в силу некоторых причин и оправданий тому, кому пожелает. Подходы ученых методологии, которые жили после эпохи пересказчиков, можно изложить в следующем виде: Для Пророка неприемлемо сознательно говорить неправду в религиозных вопросах. Но, большинство ученых допускают, что они могут сказать неправду по ошибке. И по единогласному мнению - пророкам неприемлема забывчивость. В одном из подлинных хадисов Пророк сказал: "И я такой же человек как и вы. Я забываю, также как и вы; если забуду, напомните мне." Этот и похожие хадисы комментировались следующим образом: Пророк может забыть сначала, но это положение не продлится, ему напомнят посредством вахйа. Большинство тех, кто допускает, что Пророк может ошибиться и забыть, вслед за этим сразу утверждают, что его забывчивость будет немедленно исправлена.

Отметив, что Пророк получал вахй помимо Корана, необходимо также определить пределы сведений, сообщеных посредством вахйа. Вахй- это самый верный источник, передающих нам сведения невидимого мира. Невозможно понять невидимый мир умом и восприятием. Потому, что в этой области правила восприятия и умственные принципы недействительны. Потому, вахй- это одно из средств, которое возносит человеческие знания за пределы видимого мира и выше существующих границ. В сведениях, данных Пророком опираясь на вахй, абсолютно нет никакой вероятности неправды или ошибки. Все, что Пророк знал относительно невидимого мира- это то, что Аллах сообщил ему посредством вахйа.

Пророческая проницательность:

Помимо вахйа, источником сведений Пророка является "умственные навыки" соответствующая положению пророчества. "Разум" Посланика был просвещен вахйем, иногда занавес к невидимому миру поднимался, и будущая жизнь предлагалась его обзору; кроме того, Аллах научил его намерениям, которые хотел осуществить, посылая религию; таким образом, способности его разума достигли совершенства, лишающего возможности допустить ошибку. Поэтому, превосходство Пророка над другими людьми в разуме, знании, терпении, близости  к Аллаху и точности его взглядов, признано всеми мусульманами.

Чтобы объяснить " умственные навыки " Пророка действовали очень осторожно, поэтому слова подбирались тщательно. Наиболее употребляемыми словами были "ре'й" (мнение), "иджтихад" (интерпретация) и кыйас (сравнение); хоть и мало использовалось также "фираса" (интуиция). Однако, ввиду того, что вышеупомянутые термины использовались и для других людей, позже, чтобы описать умственные навыки Посланника Аллаха, развитого под высшим светом пророчества, начали изпользовать термин "фатанат" (проницательность).

Согласно Имаму Бухари, навыки, которые даны Пророку- это способность, которая проявляется "когда Аллах указывает ему". Некоторые ученые методологии, интерпретировали как "скрытный вахй" умственные навыки Пророка, которые- освещенные лучом вахйа - достигли высшего уровня в принятии прaвильных решений.

Опыт:

он получает все новые знания в результате своих опытов и наблюдений. Поэтому, можно сказать,  что значительная часть знания обычного человека - это знание, которое он приобрел в результате опытов и наблюдений. Однако, пророки -это не обычные люди, они посланы изменить обычных людей. Поэтому, чтобы понять слова Пророка, недостаточно учитывать только его опыт и социально-культурную среду, в которой он вырос. Вахй господствовал в каждой сфере его жизни и принес ему сведения невидимого мира, которые помогли ему понять истину вещей.

Пророк Мухаммад выучил обычаи, привычки и традиции курайшитов, диалекты арабских племен и  арабский язык бедуинов, с которыми он жил некоторое время. Фактически, по этой причине, он считался специалистом в языкознании. Пророк выучил язык, обычаи и обряды племени, среди которого он жил, так же он выучил и методы лечения больных, торговые отношения и некоторые религиозные обычаи, наследованые этим племенем от пророка Ибрагима. Однако, все эти знания, которые он получил в результате опытов и наблюдений, с началом его пророчества прошли через проверку вахйа и, часть их была утверждена как "божественные знания", другая часть откорректирована, а третья часть - полностью изменена. Невозможно приобрести знание обо всем через опыт и размышление. Сведения из невидимого мира, сведения о мироздании, сведения о признаках Аллаха- это истины, которые могут только быть известны только посредством вахйа. Таким образом, вполне ясно, что все хадисы на вышеуказанные темы , берут начало из вахйи.

Мы не можем отрицать того, что Пророк мог приобрести знания опираясь на опыт, однако часть этих знаний - это знания, которые так или иначе приобретаются опытом и по сути не могут быть неправильными. Бывают такие эмпирические знания,которые приобретаются из окружающей среды и могуть быть недостоверными; часть такого рода знаний была откорректированa посредством вахйа, а другая часть оставлена без изменений.  Невозможно вычерпать знания о некоторых вещах из опыта; несомненно, такого рода знания преподносились Пророку непосредственно через вахй.

В итоге можно сказать, что было много разных заявлений об источнике сунны Пророка Мухаммада. Как было замечено, часть сунны опирается на вахй, другая часть на проницательность Пророка Мухаммада, а остальные - на опыт. Очевидно, что хадисы Пророка, связанные с жизнью после смерти, с богослужением и духовным миром полностью вытекают из вахйа. Нам известно, что поскольку Пророк в некоторых случаях исходил из собственного опыта и основывался на личных соображениях - независимо от того, что было реальной причиной - он мог допускать некоторые небольшие неточности. Однако, известно и то, что его ошибки/упущения тотчас подправлялись вахйем. Большинство ученых суннитов придерживаются мнения, что сунны, которые не опираются на вахй изначально могут быть ошибочными, и если они ошибочны, то обязательно будут исправлены посредством вахйа. Поэтому, мы можем спокойно сказать, что сунна Пророка не может содержать ошибочные и противоречивые сведения об истории, точных науках и разуме.