Зухд - (Аскетизм) в жизни Пророка Мухаммада
Зухд - это не переоценивать земную жизнь и мирские блага, не держать в сердце любовь к ним. Посланник Аллаха был чужд к мирским благам и вел очень простую жизнь. Он ел, что было, и носил, что было, и не отказывался сидеть на земле. К моменту своей кончины, когда границы исламского государства уже распространялись от Адена до Сирии, на его одежде были две заплатки.
Однажды наш Пророк, придя по приглашению в дом досточтимого Али, увидел, что досточтимая Фатима украсила стены покрывалами, и ушел, не притронувшись к еде. Когда досточтимый Али спросил о причине этого, он ответил:
- Нам не пристало входить в разукрашенные места!
Однажды по возвращении домой, увидев, что досточтимая Аиша украсила потолок покрывалами, приказал, чтобы сняли их.
Как-то раз ему в подарок была преподнесена одежда из шелка. Посланник Аллаха, совершил в этой одежде молитву, но по завершении молитвы, сказав:
- Благочестивым людям не стоит пользоваться подобными вещами, - снял эту одежду.
Ибн Мас’уд рассказывал, что в один из дней он вошел в комнату Посланника Аллаха и застал его спящим на циновке, которая оставила след на его благородном лице, и сказал ему:
- О Посланник Аллаха! Нельзя ли найти какое-нибудь покрывало, чтобы застелить циновку.
Посланник Аллаха на это ответил:
- Я не настолько привязан к этому миру. Я отношусь к нему как тот путник, который покидает место под деревом, после того, как отдохнул немного в его тени.
Школа Пророка Мухаммада - это школа благочестия и воздержанности, вырастившая великих правителей и праведников, управлявших регионами и странами, довольствовавшихся всего лишь одним дирхемом, заслужив этим самым довольство Аллаха и рабов Его.
Согласно переданному ибн Хишамом рассказу, со слов Зейда бин Аслама, Посланник Аллаха назначил Усейда бин Аттаба губернатором Мекки, определив ему дневное жалованье в размере одного дирхема. Новый губернатор в своей хутбе обратился к людям со следующими словами:
- О люди! Аллах удовлетворил одну потребность одного человека. Посланник Аллаха выделяет мне на день один дирхем. У меня нет потребности в чьих-либо дарах.
Эта речь свидетельствует о достойном человеке, желающем посвятить свою жизнь еще более возвышенной цели, и обеспечивающим свое ничтожное существование единственным дирхемом, и довольствующимся этим.
Посланник Аллаха выйдя однажды из мечети, повстречал Абу Бакра и ‘Умара и спросил, отчего они вышли из своих домов. Они ответили: “От голода”. Посланник Аллаха сказал:
- И я по той же причине.
Втроем они направились к дому Абу Хайсама. Абу Хайсам распорядился принести нож и зарезал барана. Он так же принес хранившийся в подвешенном состоянии на финиковой пальме сосуд с водой. Они сели за стол, поели мяса и попили воды. Посланник Аллаха сказал: - Вы будете призваны к ответу и за сегодняшнюю еду.
Его любимая дочь досточтимая Фатима жила бедно, сама молола муку на ручной мельнице, носила воду из колодца. От этого руки ее часто были в ранах. Однажды она обратилась к своему отцу Посланнику Аллаха с просьбой дать ей в помощь одного помощника из числа пленных. Однако Посланник Аллаха не внял ее просьбе и сказал досточтимому Али:
- Как вы можете такое просить, когда обитатели Суффы живут так бедно?
Аун сын Утбы рассказывал:
- Общаясь с богатыми, я водил с ними дружбу. Я почитал тех, чья одежда или верховое животное были лучше, чем у меня. Поэтому не было никого печальней меня. Когда же я услышал слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) о том, что “Некоторые из вас, увидев кого-либо выше себя по созданию или богатству, пусть взглянут на тех, кто находится ниже их. Это необходимо для того, чтобы не считали вы малой милость Аллаха, которая на вас”, я начал дружить с бедными и печаль покинула меня. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не стремился к мирским благам и говорил: - Человек в этом мире нуждается лишь в доме, где бы он мог жить, одежде, чтобы прикрыть свое тело, пище и воде для пропитания.
Также согласно Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) и его сподвижникам, мерилом богатства и бедности может служить следующий благородный хадис: - Если кто уверен в своем имуществе и жизни, тело его здорово и есть пропитание на один день, можно сказать, что в его распоряжении находится весь мир.
Это тот самый аскетизм и довольство малым, к которым Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) призывал своих сподвижников и все человечество.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не так опасался бедности, как опасался богатства, ему не нравилось копить деньги без надобности. Он говорил о себе: - За исключением необходимости возврата долга не прибавлял к имеющимся в доме двум золотым третью.
Абу Умаратул-Ансари (радыйаллаху ‘анху) рассказывал: - Когда в присутствии Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) зашла речь о мирском он сказал: - Разве вы не знаете? Разве вы не слышите? Воздержанность в украшениях и простота в одежде являются частью веры.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был нетребователен к еде. Он говорил: “Человеку достаточно несколько кусочков, чтобы распрямить спину”.
Его верный помощник Анас (радыйаллаху ‘анху) рассказывал:
- Я не знал, чтобы для нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) готовили тонкие лепешки или белый хлеб, и чтобы он ел за роскошным столом.
Аскетизм в понимании Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) заключался в следующем:
- Не в том, чтобы дозволенное сделать запретным и таким образом потерять его для себя, а в том, чтобы полагаться на милость Аллаха больше, чем на свои возможности и, попав в трудное материальное положение, задуматься о награде за перенесенные тяготы в большей степени, чем об утерянном богатстве.
Даже после того, как он стал явным и незримым лидером построенного им мощнейшего государства, в стиле его жизни не произошло никаких изменений, он все также не благоволил к мирской жизни. Он сидел на земле, часто даже не подкладывая подстилку. Богатству он предпочитал бедность. Даже если к утру от голода он не был в состоянии выпрямить спину, все равно, на следующий день он не отказывался от поста. Для меня нет более чести, - говорил он, - чем соединиться со своими друзьями - великими пророками, претерпеть то, что претерпевали они. Бедность и аскетизм в жизни были для него более предпочтительны не потому, что не было достаточных средств или он не обладал ими, а потому, что он не придавал значения мирской жизни.