К исследованиям ученых мусульман о жизни Пророка Мухаммада от периода возникновения Ислама и до наших дней, начиная с XII-го столетия прибавились работы представителей других религий. С XIX-го столетия в результате усиленных работ востоковедов относительно данной сферы на сегодняшний день имеется обширная литература. Также, паралельно с методами и правилами социальных наук в большинстве случаев они разрабатывали развитие методов и взглядов восприятия Пророка Мухаммада по секуляритивной логике.
Взгляды востоковедов о Пророке на самом деле составляли пункт триангуляции мыслей и суждений в основном об Исламе и в частности о Коране и сунне. Только вот для того чтоб понять их взгляды и суждения о Пророке, очень важно осознать их понятие Ислама. Вернее, необходимо важно знать в каком значении воспринимали востоковеды Пророка: религиозный лидер; социальный реформатор и революционер; умный наблюдатель, который странствуя по различным местам замечал несуществующие в своем обществе традиции и обычаи и присваивал их своей личности; некто, кто проявлял социальные и психологические рефлексы и переживал эволюцию в самом себе.
Анализируя работы востоковедов относительно Пророка, наряду со всеми этими манерами, определениями и суждениями становится видно преобладание некоторых определений, проделанных с недобрыми целями. По мнению большинства из них Коран это составленная Пророком книга и Ислам это изобртенная Пророком религия. Исходя из этого суждения становится совершенно ясно, что они опровергают Ислам как веру основанную на вахйи и Пророк Мухаммада как пророка, который был под контролем вахйа.
Ход развития ХХ-го столетия, особенно под влиянием политических развитий Ислам принял вид важного феномена на Западе. Паралельно этому люди Запада принялись методом буквального значения исследовать организацию и корни с источникоми данного феномена, под названием Ислам.
Опубликованная в 1905-ом году книга Д. С. Марголиота под названием Mohammed and the Rise of Islam открыла путь работам востоковедов связанных с Пророком и его пророчеством. Вслед за вышеуказанной работой исследования по данной теме намного увеличились.
Востоковеды, которые исследовали в своих работ различные стороны личности Пророка Мухаммада, анализ проводили в основном по двум способам. Первая группа исследовала Пророка с редукционисткой точки зрения и в результате этого не принимая во внимание религиозную сторону Пророка показывали его как социального реформатора. Это понятие опровергало пророчество Пророка и очень ясно указывало на восприятие конца связи с вахйем, вполне естесственно что из этого вытекает заключение о создании Корана человеком. Сторонники второго способа имели феноменологическую точку зрения. По их мнению религиозное значение Пророка будет определятся с точки зрения мусульман. В конце концов оба способа влияют на объективность исследователя и это влияние отражается на методе его работ.
При анализе с данной точки работ востоковедов связанных с критикой жизни Пророка видно что, они с легкостью настаивают на отсутствии оригинальности Ислама и Корана и что Коран является сочинением Пророка. Типичным примером этого восприятия является книга Р. Белла под названием The Origins of Islam in its Christian Environment, которая состоит из утверждений о наличии корней Ислама в христианстве. Потому что востоковеды в большинстве случаев при поиски ответа на вопрос об основании Корана, вернее Ислама, распостранялисвои суждения и взгляды связанные с этим положением. По их утверждению, наряду с указателями о роли гениальной личности Пророка были и те, кто упрощал это основание до различных политических и психологических причин. Естественно что подобное положение приводит к мнению о появлении Пророка перед обществом не с религиозным удостоверением, а как социальный реформатор и затем в результате приобретенного опыта основал свое религиозное удостоверение.
По данному мнению, которое в основном объяснялось выражением культурного упрощения (культурный редукционизм) для достижения результатов анализ Пророка необходимо проводить в рамках Аравийского полуострова того времени и социально-культурного положения Мекки.
Различное от остальных взглядов и теории относительно религиозного удостоверения Пророка и основании Корана и Ислама было развито со стороны востоковеда М. Ватта. Основной характеристикой теории Ватта является признание религиозного удостоверения Пророка и вера в его религиозную искренность. Он воспринимал Пророка не как человека, который под влиянием внешних религиозно-культурных факторов высказывал религиозную реакцию, а напротив, как проявитель религиозной реакции в социальном окружении.
Только вот очень трудно согласиться с тем, что взгляды Ватта в отношении данной темы являются однозначными. Ибо он стараясь определить источник сведений об искренности и человеческих источниках Пророка высказал три предположения. В виду этого - Пророк перепутал сведения переданые ему из человеческого источника со сведениями переданными путем вахйа и в конце принял их все за вахй; стал обладателем своих знаний путем телепатии; выражение "нухйи" нужно принимать в значении "вдохновляем, воодушевляем". В последнем предположении совершенно ясно что, делается ударение на получение Пророком божьих посланий не путем вахйа, а через вдохновение. Это приведет на ум религиозно-культурное вмешательство извне, что в основном совпадает с общим понятием Ватт о вахйи Ислама.
Если проявить внимательность то ясно что Ватт не имеет ясно определенных мыслей по этому вопросу и отдельным от других является следующий признак: он, религиозные функции Пророка полностью не связывал другими религиями и культурами, а рассматривал в порядки вахйа. Но ни в коем случае не опровергал возможности внешнего религиозно-культурного влияния на личность, мысли и религиозные послания Пророка.
Несмотря на наличие в основном отрицательных манер Исламского мира против востоковедов и их работ Ватт сумел проникнуть в глубину проблем и при этом сохранил границы уважения к Пророку. Ватт и его стиль нашли отклик среди ученых и исследователей Исламского мира. Ахмед Зеки Йамани представляя работу Ватта Islam and Christianity Today поставил его в отдельное место среди английских и вообще основных работ на английском языке об Исламе и сказал по этому поводу следующие слова: "Профессор Ватт, проявил много труда для спасения западного менталитета от предубеждений и длительного вражеского отношения к Исламу, в плену которого и под влиянием писателей средневековья до сих пор находится мир Запада. Несмотря на феноменологические трудности при решении некоторых проблем, по которым невозможно прийти к взаимопониманию, он избавился от ограниченности и скудоумия перед Исламом, сумел достичь высот ясных и объективных взглядов."
И вправду Ватт во вступительной части книги Muhammad at Mecca обращаясь к читателям убедительно подчеркивал что, он никогда ничего не говорил относительно необходимости опровержения их религии и подчеркивал ненадобность пропасти между Мусульманами и основами веры Ислама и исследовательскими работами на Западе и также утверждал о невосприимчивости - от имени Ислама - взглядов некоторых западных исследователей. Он говорил что, поступая таким образом они сами не верят в свои принципы исследований и о необходимости заново проконтролировать результаты, которых достигли эти исследователи. Только вот, сразу вслед за этими словами он указывал о необходимости придания новой формы основам веры Ислама (доктрине) и давал подсказки что, его взгляды об Исламе и мусульманах, которые возможно охарактеризовать как объективные, может быть исходят из политических соображений.
Для более понятного восприятия суждений Ватта приведем несколько примеров: в Коране упоминается о пророках Библии, но исходя из этого нельзя утверждать что Коран и Пророк Мухаммад находились под христиано-еврейским влиянием; способ представления этих пророков в Коране совершенно другой чем в Библии; в Коране делается много сносок на вопросы принадлежащие другим вопросам относительно Библии и христиано-еврейской культуре, но исходя из этого высказывать мысль о представлении еврейства в Коране приведет к совершенно ошибочному результату; наличие признаков христиано-еврейской культуры в Коране в основном совпадает с каноническими сведениями или сведениями на страницах апокрифных книг; Пророк Мухаммад перенял эти еретические знания и догмы от общества, в котором находился и не придавая это никакой критике адаптировал их в Коране.